А. В. СУВОРОВ И ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА
Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель АНО ДПО "Академия инновационных технологий"
Посмотрим на проблему воспитания патриотизма сквозь призму жизни и деятельности нашего великого соотечественника А. В. Суворова. Суворов был чужд национального чванства, в предсмертном письме он именовал себя «космополитом», что в те времена значило «человек всего цивилизованного христианского мира». Великий сын России защищал её как Дом Пресвятой Богородицы, как Великую Православную Империю, которой предан был безоговорочно. Жизненное кредо Суворова выражалось лаконично и безыскусно: «Жить – Родине служить!».
В главе «Три воинских искусства» в своей книге «Наука побеждать» Суворов крайне скептически отзывается о «немецких лекарственницах», отдавая предпочтение средствам русской народной медицины согласно «полевого лечебника штаб-лекаря Белопольского» и традиции поста ради телесного исцеления («голод – лучшее лекарство»). Все свои медицинские советы Суворов как искренне верующий человек завершает: «Помните Господа!».
После взятия Праги, на смотре войск, по воспоминаниям офицера Попадичева, Суворов обратился к ним со словами: «Благодарю, ребята! С нами Бог! Прага взята! Это дорогого стоит!».
В упоминаемой нами «Науке побеждать» Суворов провозглашает: «Умирай за дом Богородицы, за Матушку!». Большинство комментаторов подразумевает под «Матушкой» императрицу Екатерину Вторую. Во втором издании «Науки побеждать» (1809 год) М. И Антоновский, отставной майор, литератор и переводчик, первый издатель писем Суворова, писал в примечании: «Под именем Матушки разумеет здесь отчизнолюбивый величайший полководец Суворов Россию, под коим обыкновенно она именуется и в солдатском наречии». В рукописи, отвергнутой императором Павлом Петровичем, это место читается так: «Умирай за дом Божий, за дом Пресвятой Богородицы, за дом всепресветлейший царский, за веру, за Отечество».
Искренняя преданность Суворова Православной Церкви и России проявилась в период его предсмертной болезни. Беспокоясь о судьбе своего сына Аркадия Суворов пишет для него десять заповедей, которые начинались словами: «Почитание Бога, Богоматери и Святых состоит в избежании от греха: источник его ложь, сей товарищи – лесть, обман».
Суворов составил тетрадь «капральских бесед», именовавшуюся ещё «солдатским катехизисом», начав её словами: «Молись Богу: от Него победа!» и текстом обязательной молитвы: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святитель Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас!» и только потом переходил к наставлениям военного характера. Но и наставления он начинал с самого главного: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!».
Завершая сражение очередной победой, Суворов всегда устраивал благодарственный молебен. Следует заметить, что и военные священники в войсках у Суворова были замечательные (1). Достаточно вспомнить полкового священника, который с крестом в руках и в епитрахили на плечах вёл солдат на штурм укреплений Измаила. Суворов все знаки отличия за одержанные победы – привезённые от «Матушки-Царицы» - обыкновенно после обедни сам вносил в алтарь на блюде и просил священника окропить их святой водой. Потом полководец собственноручно в церкви возлагал их на всех генералов и офицеров, а иногда и солдат, удостоенных монаршей милости. Каждого из награждённых вызывали, он становился на колени, крестился и целовал боевую награду. После этого Суворов вручал орден и благословлял награждаемого.
В письме П. Н. Скрипицыну А.В. Суворов рассказывает о своём крестнике русском офицере Александре Карачае, сыне российского офицера-мусульманина, отмечая не только его военные таланты, рассудительность, цепкий и быстрый ум, скромность, основательность, но и его глубокую религиозность и жизнь по этим религиозным убеждениям, когда «человек вручает себя совершенно промыслу Вышнего».
Не отличаясь с детства крепким здоровьем, Суворов хотел стать офицером и готовил себя к военной карьере. Ради осуществления своей мечты он молился Богу, укреплял своё тело и дух постом, закаливанием и физическими упражнениями. Всю свою жизнь он регулярно молился, трудился, учился, анализировал свои и чужие военные кампании, синтезировал накопленные военные знания и непрерывно обогащал и развивал военную науку. Все свои теоретические построения он неизменно испытывал на практике.
Жизнь Суворова подтверждает мысль, что цели у человека воспитываются с детства, в детстве же человек определяется с авторитетами для себя. Крупный современный российский социолог профессор В.Е. Семёнов приводит такие данные социологического исследования: «По данным наших исследований прослеживается закономерность, заключающаяся в том, что среди верующих молодых православных молодых людей встречается больше патриотов и тех, кто оптимистически относится к своему будущему и судьбе русского языка, чем среди неверующих». Чтобы патриотизм смог стать нормой жизни нашего общества, чтобы его традиции неизменно взращивались в детских душах, необходимо выстраивать воспитание на приобщении ребёнка к лучшим традициям, сложившимся у предшествующих поколений под благотворным воздействиям Православной Церкви. На протяжении многих веков именно Россия была главной хранительницей православия. Необходимо обратить внимание на то, что борьба как с Православной Церковью, так и с российским патриотизмом сейчас ведётся под знаменем толерантности. Под этим пресловутым предлогом в угоду либералам и атеистам изгоняются из школьных помещений кресты и иконы, появившиеся там ещё в самом начале 90-х годов, не допускаются в школы священники.
Именно под эгидой толерантности проводится политика секуляризации патриотизма, то есть его отрыва от питающей его православной церковности.
Как верный сын Церкви и России Суворов был похоронен в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В годы коммунистического владычества эта церковь как и вся Лавра была закрыта, а её внутреннее убранство разграблено. Теперь же Лавра возрождается, почти все её помещения уже переданы Санкт-Петербургской Митрополии.
Но из числа возвращаемых власти исключили здание Благовещенской церкви, наделив её статусом Российского Национального Пантеона. В бывшей церкви сохранилось только три иконы:
1. Икона святых Александра Невского в окружении святых Исаакия Далматского, Пелагии, Далмата, Фавста и Александра Свирского, написанная художником П.М. Уткиным в 1792 году, вмонтированная в мраморный портал над могилой княгини Елены Никитичны Вяземской;
2. Икона святой Марии Магдалины в средокрестьи накладного креста с сиянием на бронзовой доске на стене у захоронения Марии Никитичны Дурново, дочери известного горнозаводчика Демидова;
3. Икона в настенном киоте святого Иоанна Крестителя над могилой князя Ивана Семёновича Абамелика.
Иконостас разобран как в нижнем храме Благовещения, так и в верхнем храме Александра Невского, настенные росписи верхнего храма закрашены. Но почему нельзя восстановить внутреннее убранство храма? Разве в Пантеоне покоятся не одни православные люди? Ведь там среди захороненных покоятся церковные иерархи: сербский патриарх Василий (Беркич) (+1772), черногорский епископ Василий (Негош) (+1766), Архиепископ Псковский и Рижский Иннокентий (Нечаев) (+1799), член Святейшего Синода и почётный член Российской Академии Наук, Епископ Евгений (Булгара) (+1806), учёный-богослов, почётный член Российской Академии Наук.
Вызывает сожаление, что современный российский кинематограф обходит своим вниманием личность генералиссимуса Суворова.
Российское общество продолжает атомизироваться, разобщаться. Россияне обособляются друг от друга. По всем социологическим исследованиям только Русская Православнаяи Церковь, несмотря на всю грязь, которую на неё пытаются выливать прячущиеся под странными «никами» блогеры в Интернете, продолжает оставаться общественным институтом, которому россияне доверяют больше всего. Следовательно, она и остаётся тем якорем, который не даёт унести корабль России в мутные воды транснационального общества потребления.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 В Московском царстве в военные походы вместе с войсками ходили царские духовники и приходские священники. В петровскую эпоху в регулярной русской армии был официально создан институт военного духовенства, возрождаемый в современной России. Священники служили в армии, на флоте, в различных военных и морских учреждениях. В армии их деятельность регламентировалась двумя главами из петровских «Военных артикулов» - «О страхе Божии» и «О служении Божии и священниках», на флоте – Морским Уставом 1720 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Боголюбов Ф. Взгляд генералиссимуса Александра Васильевича Суворова на религию в деле воспитания солдата // Христианское воинство. Православная традиция русской армии. М., 1997.
2. Геруа А. Суворов-солдат. СПб., 1900.
3. Суворов в сообщениях профессоров Николаевской Академии Генерального штаба. СПб., 1900.
4. Семёнов В.Е. Русская речь в современной России. // Нравственность в образовании.№19.
5. Суворов А.В. Письма. М.: Наука, 1997.
6. Художественное надгробие в собрании Государственного музея городской скульптуры. Научный каталог. Том 1. Благовещенская и Лазаревская усыпальницы. СПб., 2004.