Воспитание духовности у дошкольников к культуре русского народа
через традиционные праздники
Серова Татьяна Геннадьевна
ФГОС предполагает перенос знаний, умений и навыков на формирование общей культуру детей, где главной составляющей является культура речи. Согласно ФГОСу сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые позволили бы так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Так же ФГОС предлагают:
1) Обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей.
2) Сочетать принципы научной обоснованности и практической приемственности.
3) Строить обучение с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
4) Основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса.
5) Предусматривать решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Одна из форм совместной деятельности взрослых и детей – игровые обучающие ситуации (ИОС). Навыки игрового общения, приобретаемые в ИОС , дети смогут свободно переносить и в самостоятельную деятельность. Для того чтобы ребенок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во- вторых, привлечения внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и.т.д.) в-третьих активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.
В ФГОСе говориться о том, что содержание образовательного процесса для детей дошкольного возраста должны быть направленны на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Результаты воспитания духовности, нравственности, целомудрия ускоряются в ребенке при одном, среди прочих условий – реализации комплексного подхода к воспитания. Пример реализации такого комплексного подхода к воспитанникам наблюдается в русской народной традиции. Бытует мнение, что любая народная культура в своей основе не только духовная, но и нравственная. Поэтому народная, в частности русская, культурная традиция предполагает, во-первых, проверенную веками методологию воспитания и образования, а во-вторых, конкретный и образовательный материал, уже как бы пропитанных духовностью и нравственностью.
При изучении этой темы каждый педагог поставить перед собой цель: Развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, в специфике бытования народной культуры при общение к жизненному опыту людей.
В соответствии с целью определяются следующие воспитательно- образовательные задачи:
- знакомство детей с различными формами культуры;
- воспитание отзывчивости на красоту русской природы и народного искусства;
- поддержание у детей интереса познания жизни своих предков;
- содействие развитию отдельных форм и комплексов традиционной культуры;
- формирование нравственно патриотических чувств;
- развитие художественно - творческой активности детей.
Беря за основу народные методы воспитания и образования нужно ввести в оборот педагогического процесса все богатство русской культуры, работу по приобщению детей к народной культуре системно по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса (педагогов, детей и их родителей), а так же с установлением внешних связей.
Поэтому педагогическую деятельность необходимо планировать в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности на земле, а так же праздники. При этом необходимо выделить такую важную особенности русской культурной традиции, как приоритет духовного, т.е. умение за разными конкретными предметами и явлениями видеть из духовную и душевную сторону. Без этого не может быть гармоничной личностью. Еще модно выделить такую характерную для русской культурной традиции особенность, как приоритет коллективного над личным. В нашей традиции приоритет коллективного- это не просто «общественное выше личного» - потому, что в народной традиции любое частное мыслится главным образом в связи с более высоким общим. Отсюда следует:
- необходимое сочетание личной свободы для каждого с авторитетом старшего;
- быстрая социализация даже тех детей, которые приходят в группу в середине года;
- традиционное гостеприимство.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждение нравственных чувств, воспитание духовности. Духовность- основополагающая условие для развития творческой инициативной личности. Именно в дошкольном возрасте важно формировать эмоционально – душевную сторону личности, т.к в школьном возрасте это все притупляется.
В педагогике четко определены требования к ребенку каждого возраста. В отношение раннего возраста преимущество методов народного воспитания вытекают из того, что для такого воспитания первичны эмоциональные душевные стороны, а именно к ним восприимчивы маленькие дети. Поэтому уже в яслях с 2-х летними детьми мы поем песенки, колыбельные, пестушки. Они способствуют усвоению условных связей между названием и предметом, т.е. обучают языку. Даже дети, еще не умеющие говорить стараются повторять интонации этих колыбельных песен, а слушая веселые плясовые песни, начинают приплясывать. Для работы со старшими дошкольниками в воспитании русской культурной традиции проделывается огромная работа.
Воспитание детей в духе русской культурной традиции – это не только средство инициирования личности для духовного и интеллектуального развития, но и профилактика таких характерных для нашего времени деформации личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд н жизнь.
В заключении хочется сказать, что наш путь – это не просто возврат к российской станине. Это попытка реализовать в сегодняшних условий те традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом и которые не раз помогали ему преодолеть тяжкие кризисы. Такое преодоление особенно необходимо сейчас, и мы, глядя на наших детей уверены, что так и будет.