Как воспитывать патриотизм и нравственность
Макаренко Наталья Алексеевна
Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а также, своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину
Д.С. Лихачеd
Как воспитывать любовь к Отечеству и что предлагают нам учёные, ФГОС и педагогическое сообщество на образовательных порталах?
На образовательных порталах много интересного, но в подавляющем большинстве это материалы по дошкольному воспитанию. Что-то ещё можно найти для начальной школы. А для средней и старшей школы материал по данному вопросу найти трудно.
Думаю, чтобы понять народ, его душу, надо для начала знать, что является праздником для данного народа
Радостно, что особым и всеобщим праздником нашего народа является День Победы, 9 Мая; что появился и уже вошёл в нашу жизнь замечательный праздник - День Народного Единства, 4 Ноября.
А вот День Славянской Письменности и Культуры, 24 Мая проходит всегда незамеченным в образовательных учреждениях, хотя праздник-то к образованию и к культуре всех славянских народов имеет самое непосредственное отношение. Родственники-москвичи сказали мне, что, на Красной площади в Москве 24 Мая этот праздник отмечался, а вот в их московской школе о нём не упоминалось.
Однако есть праздники, которые не проходят незамеченными для русского народа, судя по тому, что в Крещение, в Вербное Воскресение и, конечно в Паху православные храмы переполнены.
Социализм закончился в нашей стране чуть больше двадцати лет назад. Наверное, надо, чтобы прошло ещё лет двадцать, чтобы мы стали знать, уважать и гордиться не только всем хорошим из нашей истории за последнее столетие, но и славной тысячелетней историей своей Родины.
Чтобы педагоги осознали и не боялись говорить о том, что дало нам Крещение Руси, о непобедимых героях, признанных святыми, о величайших учёных, писателях и поэтах, пришедших к Христианству и осознавших его значение в культуре, менталитете, в истории нашей Родины.
ФГОС ставит перед современными педагогами задачи по достижению личностных результатов учащихся, среди которых на первом месте стоят вопросы патриотического воспитания.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; В том числе и «нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;» [1]
Разберёмся подробнее, что по поводу воспитания патриотизма и нравственности думал наш великий современник Дмитрий Сергеевич Лихачёв?
«Цель развития человечества — в человеке. И не просто в сытом и телесно благоденствующем человеке, а в человеке интеллектуальной культуры. Именно он победит. Это неизбежно, какие бы временные неудачи ни были» - утверждает Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Учёный, исследователь, современник и свидетель Лихачёв проливает свет на события сороковых и пятидесятых годов минувшего столетия, которые объясняют многие сложности во взаимоотношении к нам наших ближайших соседних государств.
«Ужасны события депортации части населения народов Прибалтики: эстонцев, литовцев, латышей, но не следует примешивать сюда антирусский дух. Надо помнить, что русские, украинцы и белорусы потерпели еще большие несчастья от Сталина. Русские несчастны оттого, что претерпели эти гонения, и еще их же в этих гонениях обвиняют. Одна несправедливость накладывается на другую. И неизвестно, какая еще страшнее. Нужно понять в республиках, что русские пострадали от Сталина больше, чем они сами.Особенно русская интеллигенция и русское крестьянство. Крестьянство мне особенно жалко. О крестьянах пишут, но мало. Все остальные могут оставить о своих страданиях какие-то документы, воспоминания. А крестьянских воспоминаний об их депортации нет. Только о семье Твардовского писали...»[2]
А как актуальны и в наши дни в связи с событиями в Сирии, Ираке, Югославии, слова учёного: «Ворота нации — искусства: архитектура, живопись, особенно музыка, театральное искусство. Отсюда ясно, что и отношение народа к памятникам культуры другого народа способно утвердить авторитет народа. Поэтому, когда уничтожаются собственные памятники, и особенно памятники культуры другого народа, находящиеся на «своей» территории, — это чрезвычайно сильно роняет авторитет страны.
Если в прошлые века патриотизм человека характеризовался восторгом перед своей военной мощью то, как говорит учёный, чувство патриотизма русского человека всегда основывалось на нравственном достоинстве нации.
А нравственное достоинство нации, государства состоит в умении по-доброму, с уважением общаться с другими нациями и народам, помочь в беде, сострадать, быть справедливыми и милосердными, при необходимости помочь слабым.
Мне хочется напомнить читателю, что о патриотическом воспитании в школе говорил в своём Послании Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 года Дмитрий Анатольевич Медведев, будучиПрезидентом РФ
«Особо отмечу значение деятельности отрядов, устанавливающих имена погибших солдат. В этот год, год юбилея Победы, они многим помогли узнать места захоронения своих близких. В таких экспедициях молодежь действительно получает навыки истинного патриотизма, не показного, а истинного. Я давал Правительству поручение активизировать поисковую работу, привести в порядок воинские памятники, мемориалы. У нас еще не все с этим благополучно. Но я считаю, что все власти должны заниматься этим постоянно, а не только в юбилейный год - такой, как идет сейчас.
Формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример.
Воспитание детей - это задача не только системы образования, но и отечественной культуры, общества в целом. Нам необходимо создать новые, качественные фильмы, и они должны быть интересны современным детям» [2]
Задача, поставленная в тот период, не потеряла своей актуальности. В связи с этим хочется упомянуть о прекрасных мультфильмах для начальной школы, которые будут интересны и пытливым учительским умам, как-то: «Необыкновенные приключения Серафимы», мультфильм о Василии Блаженном, об Иверской иконе Божьей Матери… Выбор исторических фильмов, и мультфильмов, в разной степени талантливых, огромен. Но всегда ли они востребованы? И всегда ли фильмы для школьников несут, то к чему призваны? Но это уже другая тема для разговора.
Из того малого, что удалось найти на Образовательных порталах о патриотическом воспитании школьников мне понравилась презентация учителя русского языка и литературы Алексеевой Светланы Ивановны, в которой она говорит о том , что Патриотическое воспитание в школе, должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений и современного педагогического опыта. [4]
Берусь утверждать, что «не скоро дело делается», и идеология в обществе и образовании меняется с большим трудом.
Но это не значит, что взявшие курс на многовековые исторические традиции должны опустить руки:
«Сейте разумное, доброе, вечное.
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ».
Источники
1. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции приказов от 29 декабря 2014г. №1645)
2. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99799/
3. Фрагмент интервью с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым из его книги "Заметки и наблюдения. Из записных книжек разных лет". Издательство "Советский писатель", 1989 г.) http://yro.narod.ru/pressa/21/str3.htm
4. Патриотическое воспитание в школе. Алексеева Светлана Ивановна. Учитель русского языка и литературы.