Проблема «упадка» духовности в современной семье в России
Тихомирова Татьяна Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №12
Кировского района Санкт-Петербурга.
В толковом русском словаре В.И. Даля слово поведение - это то, что приобретается воспитанием.
Что же произошло у нас с воспитанием? Оказалось, что последние 70 - 80 лет в нашем обществе воспитательная функция семьи оказалась не обеспеченной, она просто выпала. Сам процесс воспитания, если не уничтожен вовсе, то оказался низведенным до самых примитивных понятий: одеть и накормить. А дальше и в школе воспитательная функция также выпала, сегодня школа и система образования эволюционировала в сторону развития интеллекта. Первейшей стала задача: дать образование.
Именно с утратой воспитательной функции семьи и школы сегодня связаны большие социальные проблемы здоровья молодежи. Одновременно утрачен авторитет взрослых, родителей, педагогов, воспитателей.
При семейном неблагополучии дети ощущают брошенность и свою ненужность. Растут самоубийства у несовершеннолетних, до революции в России совершалось 150 самоубийств в год, к 2000 году эта цифра достигла почти 10.000. Прежде чем появляется асоциальное, девиантное поведение, дети много страдают от отсутствия правильного воспитания, жестокого обращения в семье, от неправильных подходов педагогов в школе, от плохих примеров взрослых и многого другого.
Дети, прежде всего, переживают тяжелый депривационный синдром. Депривация - это «землетрясение души» по словам русского поэта Николая Добронравова. Это состояние очень опасное для личности ребенка, то есть формируется неполноценная личность в психологическом плане. Это состояние у детей опасно и для Общества, в котором будет распространяться такое большое количество даже не адаптированных в нем граждан. Проблемы, с которыми дети сталкиваются в семье, к которым они не готовы, как их переживать - не знают, - эти проблемы «выталкивают» детей на улицы.
Сегодня признается, что семья находится в состоянии кризиса.
По определению В. В. Зеньковского, семья имеет три составляющие: биологическую, социальную и духовную. Если какое-либо из составляющих отсутствует или находится в запущенности, то кризис семьи неизбежен. Таким образом, социальная проблема семьи - кризис семьи оказал страшное влияние на здоровье детей и молодежи. Если в интеллектуальном плане наши дети и подростки опережают своих сверстников XIX - XX веков, то в духовно - нравственном плане отмечается значительное отставание. Сегодняшний психический инфантилизм зачастую приводит к тому, что пережить простейшую трудность они оказываются не в состоянии, что и является одной из главных причин суицидов.
Вопросы здоровья и социальные проблемы рассматриваются сегодня во всем мире. Однако, в нашей стране есть свои особенности, есть особая острота проблемы, все это имеет глубокие корни.
Что же произошло с семьей? Для лучшего понимания проблемы необходима историческая справка.
Крушение, распад семьи в нашем обществе начался с особой скоростью распространяться после революции 1917 года. Новым кодексом о семье и браке уже были разрешены разводы, аборты. Так начался узаконенный развал семьи. Для чего это делалось?
Семья – это ячейка общества, внутренне сплоченная и позволяющая ее членам быть относительно независимыми по отношению к внешнему миру. Именно крепкая семья позволяет вырастить свободную, «незомбированную», обладающую самостоятельным сознанием личность.
Советская власть принесла с собой новую идеологию, в которой семейным ценностям изначально не отводилось места. Не случайно, первыми героями нового общественного строя стали «Павлики Морозовы», по сути своей – предатели собственной семьи.
Вот почему новая советская власть обрушилась волной страшных гонений на Церковь, поскольку именно Церковь до революции в России была защитницей семьи и ее интересов.
Сразу после революции 1917 года, после зверского убийства НиколаяII и всей царской семьи, в том числе мальчика - подростка Алексея, стал распространяться террор против всего христианства. Разрушались церкви, монастыри. Физически были уничтожены, замучены в тюрьмах, лагерях 250.000 священнослужителей. Все это имело страшное нравственные последствия для всего нашего народа.
За христианское воспитание детей преследовали, и даже в статьях семейного кодекса в послереволюционном государстве предусматривалось лишение родительских прав. Это продолжалось открыто в течение 70 - 80 лет после революции. На географической карте СССР 1990 года нет ни одной церкви, ни монастыря - этих святынь духовности и культуры нации, хотя реально они уже в эти годы были открыты. Еще и сейчас есть свидетели - педагоги, которые лично проверяли, чтобы в Церкви не было школьников, детей, своих учеников. Мы видим, как была уничтожена «большая семья» - Церковь, которая следила за духовно-нравственным здоровьем семьи и детей. И одновременно видим, как распадалась наша семья, которая называлась «малой церковью». Задачей семьи было дать детям нравственное воспитание. «Нравственный» - это внутренний закон, т.е. обязанность по отношению к себе, к родителям, к школе, к друзьям, обществу и Родине.
В новом послереволюционном обществе пытались строить семью на «принципах коммунистической морали и окончательном отказе от вредных пережитков прошлого в семейных связях».
Еще в 1977 году советская конституция провозглашала, что существует «только одна система на службе коммунистического воспитания» - это созидание общества без Бога. Коммунистическая идеология свою семью, как мы уже ясно видим, не создала, а христианскую семью разрушила.
Мы имеем горькие последствия этого разрушения. Об этом свидетельствуют дети. Дети показывают нам, в какой духовной пропасти оказалось общество, отказавшись от Бога. Дети предупреждают нас, насколько это опасно для любого общества. Сами дети причинами своего плохого поведения называют, прежде всего, семью, плохой пример родителей; второй причиной указывают на различные средства массовой информации… «Когда насмотришься ужастиков и боевиков по телевизору, а потом и сам можешь… ногой по лицу и там будет… месиво»; третьей причиной девиантного поведения дети называют негативное влияние таких же друзей и улицы; четвертой причиной называют… «от самих себя», то есть от трех предыдущих причин появляется уже искаженное самовоспитание. Вследствие своего агрессивного, девиантного поведения прежде всего страдают сами дети и подростки. Нет в мире такого прибора, который бы мог показать степень страдания детей, лишенных нормального детства, выросших без любви родительской и теперь ее не имеющих. На вопрос несовершеннолетним, какая у них самая большая проблема, дети называют проблему общения. Значит, при всех экономических трудностях сами дети понимают, может даже подсознательно, что главная причина этой проблемы духовно-нравственная.
Наша страна в разные периоды имела множество экономических кризисов, однако высокий дух народа помогал людям выходить из этих трудностей. Сегодня ситуация упадка духовности и эта проблема проявляется особо остро через детей, потому что именно дети, как наиболее слабое звено в семье, быстрее и острее чувствуют болезнь семьи. Духовное одиночество - бич современного человечества, особенно детей, которые уклоняются в алкоголизм, наркоманию, преступление. Сегодня все ищут идеалы, чтобы спасти семью
Современная эпоха - эпоха «Культуры». Но, будучи производной от понятия «веры», «культура» пытается превзойти производящее. Не следует забывать и того, что в Европе данное понятие появилось только в XVI в., а в России и того позже, примерно в XIX. И свет разума, рационализма, гуманизма был много ниже исконного «фаворского» света, тепла и радости «Солнца Правды» пророческих писаний. Культивированию этих тенденций способствовало и появившееся в середине XIX в. в Германии понятие «ценности», пришедшее в культуру из политической экономии («ценность» = «стоимость»). С этой же экономической меркой мы подходили и продолжаем подходить к к вечным истинам христианства; «христианские ценности» - «христианские стоимости», «христианские цены»...
Современная педагогика продолжает идти по пути формирования прежде всего характера: умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять свои замыслы, уметь достигать поставленных целей, уметь овладевать окружающей средой. Однако, физическое здоровье, культура ума, сильный характер не могут спасти человека от внутренних нравственных трагических конфликтов, от холода бездушия и «грядущего хама». Тема человека, культуры оказывается значительно шире и глубже, запутаннее и сложнее, нежели ее преподносит современная система образования.
Нежелательно форсировать развитие духовных склонностей в ранней юности; однако желательно помочь ребенку развить те духовные тенденции, которые у него просматриваются. Ибо юность - это время конкретного религиозного обучения, время «врастания». Верный путь духовных дерзаний в данный период - помочь развиться у ученика, студента христианскому воображению: направить внимание учащегося на все прекрасное, а потом посмотреть, что он захочет добавить к нему, изменить, убрать, чтобы завершить красоту. У молодости замечательная память, замечательная интуиция, но они действуют только в отношении вещей, которые ее интересуют. То, к чему у ученика нет интереса, нет ощущения духовной близости, он никогда не запомнит, он его просто не увидит, не услышит, не узнает, так как для того, чтобы понять, нужно ощутить родство, теплоту, радость и свет.
Не всегда целесообразно играть с эмоциями юности. Преподающим часто доставляет удовольствие видеть, как учащихся поражает некая мысль, некое слово, но, поступая так, мы же и ослабляем эти способности. Лучше всего сохранить чувства юности нетронутыми для того чтобы эта самая глубинная способность могла еще более углубиться и стать сильнее, чтобы, когда ученик, студент достигнут возраста, в котором их наилучшие эмоции должны будут проявиться, они были совершенны. Единственное, что мы должны и можем сделать в данной ситуации, это развить у молодого поколения способность рассуждать, рассуждать творчески и беспристрастно, рассуждать по совести. Ибо именно от этой способности зависит будущее молодежи, от нее зависит вся их жизнь. Там, где способность рассуждать не развита, всегда существует угроза жизни. Лучший способ помочь в постижении современных процессов - это дать желательные впечатления об условиях, ситуациях, о личностях. И таким образом, давая конкретные безотносительные фрагменты окружающих реалий, мы позволяем юному сознанию учиться самому без того, чтобы учить его пустыми словами и парафразами.
Огромный недостаток современной системы образования состоит в том, что она всего лишь учит человека получать от жизни то, что ему хочется. И он пытается получить это во что бы то ни стало, всеми путями, правыми и неправыми, зачастую, невзирая на причиняемые другим людям потери и боль. Вследствие этого жизнь наполнилась конкуренцией в коммерции, на профессиональном поприще и государственной службе. Для того, чтобы один мог приобрести, другой наверняка должен потерять. Ребенку следует начинать учиться соперничеству в добродетели и конкуренции в благотворительности. Жизнь - это результат взаимодействий, а взаимодействие может быть создано посредством изменения настроя с эгоизма на бескорыстие. Единственная надежда созидания в будущем лучшего мирового духа - это учить идеалу бескорыстия и благодушия, тем самым делая его духом грядущего мира.
Следует считать, что каждый ребенок - ребенок общества. Ученик должен научиться признавать свое родство и долг по отношению к тем, кто его окружает. Улучшение мира в большей степени зависит от развития грядущего поколения. Идеал любви и почитания ближнего следует начинать преподавать с дома, школы. И первым этапом знаний, которые необходимо дать ребенку, должно стать введение в метафизику, чтобы он знал, что есть душа, есть разум, есть тело, что существует связь между душой и разумом, душой и телом, и т.д.
Следующим этапом должно стать ознакомление с обычаями страны, где ребенок родился и где ему жить. Мы должны отбросить наивные идеи о провинциальной уютности, амбициозности и заново переосмыслить динамику нашего развития, которая безусловно определяется динамикой духа национального. Но нельзя забывать и об органической целостности мира. Мы находимся на переломе не только русской, но и мировой истории. Перед современной Россией стоят труднейшие задачи самопознания и самообретения. Со всех сторон выдвигаются всевозможные принципы, всевозможные интересы, но все они формальны, ибо нег в них главного, интуитивно-кровного: нет идеи Отечества. Налицо нечувствование в себе Родины. И в самую пору тут вспомнить, что принадлежа к тварному миру, человек имманентен всей живой целостности бытия. Эта подлинность, «органическая целостность» и должны стать современной основой системы образования.
Никогда еще проблемы самовоспитания не ставились так остро; сам ход истории делает такое самовоспитание условием выживания человечества в ситуации нарастающих глобальных трудностей. Когнитивные конструкты, методические частности не могут заменить глубин самосознания себя и культуры. Знание - не есть сила, знание есть любовь, а в любви невозможно объясняться согласно планам и методическим разработкам, потому что это самый искренний и уникальный акт во Вселенной. И преподавание должно стать духовным подвигом, несением любви к миру, человеку, народу, культуре…
Умственные перегрузки современной системы образования убивают не только желание учиться, но и свободу духовного поиска, ухудшают не только физическое, но и нравственное здоровье. Неизбежным следствием прогресса, платой за комфортность существования стали формализм, бездушие, нравственное обнищание. Мы научились говорить слова, много слов, но стерли и забыли их смыслы, мы формулируем наугад, наугад чувствуем и поступаем.
Во все века человечество прежде всего старалось сохранить нерастленным детское сознание, пыталось сохранить «целомудрие мышления», боясь нашпиговать учащихся множеством знаний, умений. Не о развитии мышления шла речь (да и самого этого понятия не было), а об одухотворении. Ибо и смысл латинского «educacio» означал воспитание, взращивание вверх. Самая опасность современного образования - это перегрузка. Духовность требует времени, требует сил, здоровья и свежести. Духовность устремляет человека к поиску света изнутри, современный же педагогический контроль способствует только профессиональной имитации.Но, каким образом, не обращаясь к внешнему принуждению, или заигрываниям, обеспечить связь образования, свободы и добра?..
Добро не культивируется внешними условиями среды, ни даже творческими усилиями, оно светит в душе независимо от всего и раскрывается в свете проблемы отношения к вечности, в свете идеи спасения, искупления и жертвенности. Мы все время пытаемся воспитать детей в духе свободы и в то же самое время стараемся и защитить их от тех катастроф, которые неизбежны, когда свобода души подавляется или стесняется. Вера в красоту человеческой души должна стать основой воспитания и образования.
Человек, особенно ребенок должен знать, что существует некий Идеал, что к этому Идеалу, сознательно или бессознательно стремится все человечество. Духовный идеал - естественная наклонность каждой души, и нужно только этот огонь не погасить.Современная система образования должна ориентироваться не на ценности, а на духовность в собственном смысле этого слова. Духовность - как целостное стремление ясно видеть жизнь во всех ее проявлениях, ясно видеть истину. Если же нас интересует не Истина, а форма, это уже не духовность.
Литература:
1. Дробышевская Н. А.. Духовно-нравственное здоровье молодежи и социальные проблемы. // I Международные Свято-Пантелеимоновские образовательные чтения (Минск, 2 - 3 июня , 2005 г.)
2 Мацевич М.Я. Инверсия христианских ценностей в современной системе образования. // VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск, 22-24 мая 2001 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 2 / Европейский гуманитарный ун-т, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.– Мн.: ООО "Ковчег", 2002. – 255 с.
Что же произошло с семьей? Для лучшего понимания проблемы необходима историческая справка.
Крушение, распад семьи в нашем обществе начался с особой скоростью распространяться после революции 1917 года. Новым кодексом о семье и браке уже были разрешены разводы, аборты. Так начался узаконенный развал семьи. Для чего это делалось?
Семья – это ячейка общества, внутренне сплоченная и позволяющая ее членам быть относительно независимыми по отношению к внешнему миру. Именно крепкая семья позволяет вырастить свободную, «незомбированную», обладающую самостоятельным сознанием личность.
Советская власть принесла с собой новую идеологию, в которой семейным ценностям изначально не отводилось места. Не случайно, первыми героями нового общественного строя стали «Павлики Морозовы», по сути своей – предатели собственной семьи.
Вот почему новая советская власть обрушилась волной страшных гонений на Церковь, поскольку именно Церковь до революции в России была защитницей семьи и ее интересов.
Сразу после революции 1917 года, после зверского убийства НиколаяII и всей царской семьи, в том числе мальчика - подростка Алексея, стал распространяться террор против всего христианства. Разрушались церкви, монастыри. Физически были уничтожены, замучены в тюрьмах, лагерях 250.000 священнослужителей. Все это имело страшное нравственные последствия для всего нашего народа.
За христианское воспитание детей преследовали, и даже в статьях семейного кодекса в послереволюционном государстве предусматривалось лишение родительских прав. Это продолжалось открыто в течение 70 - 80 лет после революции. На географической карте СССР 1990 года нет ни одной церкви, ни монастыря - этих святынь духовности и культуры нации, хотя реально они уже в эти годы были открыты. Еще и сейчас есть свидетели - педагоги, которые лично проверяли, чтобы в Церкви не было школьников, детей, своих учеников. Мы видим, как была уничтожена «большая семья» - Церковь, которая следила за духовно-нравственным здоровьем семьи и детей. И одновременно видим, как распадалась наша семья, которая называлась «малой церковью». Задачей семьи было дать детям нравственное воспитание. «Нравственный» - это внутренний закон, т.е. обязанность по отношению к себе, к родителям, к школе, к друзьям, обществу и Родине.
В новом послереволюционном обществе пытались строить семью на «принципах коммунистической морали и окончательном отказе от вредных пережитков прошлого в семейных связях».
Еще в 1977 году советская конституция провозглашала, что существует «только одна система на службе коммунистического воспитания» - это созидание общества без Бога. Коммунистическая идеология свою семью, как мы уже ясно видим, не создала, а христианскую семью разрушила.
Мы имеем горькие последствия этого разрушения. Об этом свидетельствуют дети. Дети показывают нам, в какой духовной пропасти оказалось общество, отказавшись от Бога. Дети предупреждают нас, насколько это опасно для любого общества. Сами дети причинами своего плохого поведения называют, прежде всего, семью, плохой пример родителей; второй причиной указывают на различные средства массовой информации… «Когда насмотришься ужастиков и боевиков по телевизору, а потом и сам можешь… ногой по лицу и там будет… месиво»; третьей причиной девиантного поведения дети называют негативное влияние таких же друзей и улицы; четвертой причиной называют… «от самих себя», то есть от трех предыдущих причин появляется уже искаженное самовоспитание. Вследствие своего агрессивного, девиантного поведения прежде всего страдают сами дети и подростки. Нет в мире такого прибора, который бы мог показать степень страдания детей, лишенных нормального детства, выросших без любви родительской и теперь ее не имеющих. На вопрос несовершеннолетним, какая у них самая большая проблема, дети называют проблему общения. Значит, при всех экономических трудностях сами дети понимают, может даже подсознательно, что главная причина этой проблемы духовно-нравственная.
Наша страна в разные периоды имела множество экономических кризисов, однако высокий дух народа помогал людям выходить из этих трудностей. Сегодня ситуация упадка духовности и эта проблема проявляется особо остро через детей, потому что именно дети, как наиболее слабое звено в семье, быстрее и острее чувствуют болезнь семьи. Духовное одиночество - бич современного человечества, особенно детей, которые уклоняются в алкоголизм, наркоманию, преступление. Сегодня все ищут идеалы, чтобы спасти семью.
Современная эпоха - эпоха «Культуры». Но, будучи производной от понятия «веры», «культура» пытается превзойти производящее. Не следует забывать и того, что в Европе данное понятие появилось только в XVI в., а в России и того позже, примерно в XIX. И свет разума, рационализма, гуманизма был много ниже исконного «фаворского» света, тепла и радости «Солнца Правды» пророческих писаний. Культивированию этих тенденций способствовало и появившееся в середине XIX в. в Германии понятие «ценности», пришедшее в культуру из политической экономии («ценность» = «стоимость»). С этой же экономической меркой мы подходили и продолжаем подходить к к вечным истинам христианства; «христианские ценности» - «христианские стоимости», «христианские цены»...
Современная педагогика продолжает идти по пути формирования прежде всего характера: умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять свои замыслы, уметь достигать поставленных целей, уметь овладевать окружающей средой. Однако, физическое здоровье, культура ума, сильный характер не могут спасти человека от внутренних нравственных трагических конфликтов, от холода бездушия и «грядущего хама». Тема человека, культуры оказывается значительно шире и глубже, запутаннее и сложнее, нежели ее преподносит современная система образования.
Нежелательно форсировать развитие духовных склонностей в ранней юности; однако желательно помочь ребенку развить те духовные тенденции, которые у него просматриваются. Ибо юность - это время конкретного религиозного обучения, время «врастания». Верный путь духовных дерзаний в данный период - помочь развиться у ученика, студента христианскому воображению: направить внимание учащегося на все прекрасное, а потом посмотреть, что он захочет добавить к нему, изменить, убрать, чтобы завершить красоту. У молодости замечательная память, замечательная интуиция, но они действуют только в отношении вещей, которые ее интересуют. То, к чему у ученика нет интереса, нет ощущения духовной близости, он никогда не запомнит, он его просто не увидит, не услышит, не узнает, так как для того, чтобы понять, нужно ощутить родство, теплоту, радость и свет.
Не всегда целесообразно играть с эмоциями юности. Преподающим часто доставляет удовольствие видеть, как учащихся поражает некая мысль, некое слово, но, поступая так, мы же и ослабляем эти способности. Лучше всего сохранить чувства юности нетронутыми для того чтобы эта самая глубинная способность могла еще более углубиться и стать сильнее, чтобы, когда ученик, студент достигнут возраста, в котором их наилучшие эмоции должны будут проявиться, они были совершенны. Единственное, что мы должны и можем сделать в данной ситуации, это развить у молодого поколения способность рассуждать, рассуждать творчески и беспристрастно, рассуждать по совести. Ибо именно от этой способности зависит будущее молодежи, от нее зависит вся их жизнь. Там, где способность рассуждать не развита, всегда существует угроза жизни. Лучший способ помочь в постижении современных процессов - это дать желательные впечатления об условиях, ситуациях, о личностях. И таким образом, давая конкретные безотносительные фрагменты окружающих реалий, мы позволяем юному сознанию учиться самому без того, чтобы учить его пустыми словами и парафразами.
Огромный недостаток современной системы образования состоит в том, что она всего лишь учит человека получать от жизни то, что ему хочется. И он пытается получить это во что бы то ни стало, всеми путями, правыми и неправыми, зачастую, невзирая на причиняемые другим людям потери и боль. Вследствие этого жизнь наполнилась конкуренцией в коммерции, на профессиональном поприще и государственной службе. Для того, чтобы один мог приобрести, другой наверняка должен потерять. Ребенку следует начинать учиться соперничеству в добродетели и конкуренции в благотворительности. Жизнь - это результат взаимодействий, а взаимодействие может быть создано посредством изменения настроя с эгоизма на бескорыстие. Единственная надежда созидания в будущем лучшего мирового духа - это учить идеалу бескорыстия и благодушия, тем самым делая его духом грядущего мира.
Следует считать, что каждый ребенок - ребенок общества. Ученик должен научиться признавать свое родство и долг по отношению к тем, кто его окружает. Улучшение мира в большей степени зависит от развития грядущего поколения. Идеал любви и почитания ближнего следует начинать преподавать с дома, школы. И первым этапом знаний, которые необходимо дать ребенку, должно стать введение в метафизику, чтобы он знал, что есть душа, есть разум, есть тело, что существует связь между душой и разумом, душой и телом, и т.д.
Следующим этапом должно стать ознакомление с обычаями страны, где ребенок родился и где ему жить. Мы должны отбросить наивные идеи о провинциальной уютности, амбициозности и заново переосмыслить динамику нашего развития, которая безусловно определяется динамикой духа национального. Но нельзя забывать и об органической целостности мира. Мы находимся на переломе не только русской, но и мировой истории. Перед современной Россией стоят труднейшие задачи самопознания и самообретения. Со всех сторон выдвигаются всевозможные принципы, всевозможные интересы, но все они формальны, ибо нег в них главного, интуитивно-кровного: нет идеи Отечества. Налицо нечувствование в себе Родины. И в самую пору тут вспомнить, что принадлежа к тварному миру, человек имманентен всей живой целостности бытия. Эта подлинность, «органическая целостность» и должны стать современной основой системы образования.
Никогда еще проблемы самовоспитания не ставились так остро; сам ход истории делает такое самовоспитание условием выживания человечества в ситуации нарастающих глобальных трудностей. Когнитивные конструкты, методические частности не могут заменить глубин самосознания себя и культуры. Знание - не есть сила, знание есть любовь, а в любви невозможно объясняться согласно планам и методическим разработкам, потому что это самый искренний и уникальный акт во Вселенной. И преподавание должно стать духовным подвигом, несением любви к миру, человеку, народу, культуре…
Умственные перегрузки современной системы образования убивают не только желание учиться, но и свободу духовного поиска, ухудшают не только физическое, но и нравственное здоровье. Неизбежным следствием прогресса, платой за комфортность существования стали формализм, бездушие, нравственное обнищание. Мы научились говорить слова, много слов, но стерли и забыли их смыслы, мы формулируем наугад, наугад чувствуем и поступаем.
Во все века человечество прежде всего старалось сохранить нерастленным детское сознание, пыталось сохранить «целомудрие мышления», боясь нашпиговать учащихся множеством знаний, умений. Не о развитии мышления шла речь (да и самого этого понятия не было), а об одухотворении. Ибо и смысл латинского «educacio» означал воспитание, взращивание вверх. Самая опасность современного образования - это перегрузка. Духовность требует времени, требует сил, здоровья и свежести. Духовность устремляет человека к поиску света изнутри, современный же педагогический контроль способствует только профессиональной имитации.
Но, каким образом, не обращаясь к внешнему принуждению, или заигрываниям, обеспечить связь образования, свободы и добра?..
Добро не культивируется внешними условиями среды, ни даже творческими усилиями, оно светит в душе независимо от всего и раскрывается в свете проблемы отношения к вечности, в свете идеи спасения, искупления и жертвенности. Мы все время пытаемся воспитать детей в духе свободы и в то же самое время стараемся и защитить их от тех катастроф, которые неизбежны, когда свобода души подавляется или стесняется. Вера в красоту человеческой души должна стать основой воспитания и образования.
Человек, особенно ребенок должен знать, что существует некий Идеал, что к этому Идеалу, сознательно или бессознательно стремится все человечество. Духовный идеал - естественная наклонность каждой души, и нужно только этот огонь не погасить.
Современная система образования должна ориентироваться не на ценности, а на духовность в собственном смысле этого слова. Духовность - как целостное стремление ясно видеть жизнь во всех ее проявлениях, ясно видеть истину. Если же нас интересует не Истина, а форма, это уже не духовность.