Ротова Юлия Георгиевна, воспитатель
ГПД ГБОУ специальная (коррекционная) школа VII вида №561
Пути решения проблем нравственного воспитания учащихся коррекционной школы могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время, т.е., в данном случае, во II половину дня.
Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей и их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребёнка.
Наша цель - нравственное развитие детей, поэтому для её осуществления мы решаем следующие задачи:
• ориентируем учащихся на общечеловеческие ценности;
• стараемся воспитывать в детях основы гражданской позиции;
• формируем систему интересов и потребностей детей, которые будут влиять на их активность и самостоятельность;
• обогащаем социальный опыт детей;
• формируем опыт общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения.
Для формирования духовно-нравственных качеств личности воспитатели используют этические беседы, конкурсы, развивающие игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и творческие игры, игры с элементами соревнований, экскурсий.
Каждый вид детской деятельности создаёт благоприятные возможности для осуществления определённых задач воспитания, связанных с формированием культуры, поведения школьников.
Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребёнка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.
Особое внимание воспитатели начальной школы уделяют организации игровой деятельности, так как игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Игра помогает сплотить коллектив, включить активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Сегодня мы предлагаем игры, которые могут пригодиться всем педагогам в работе с детьми.
/. "Звуковое письмо".
Суть игры состоит в том, что педагог предлагает составить детям звуковое поздравительное письмо другу или родственнику. В ходе игры каждый ребенок выступает со своим звуковым письмом. Педагог вместе с детьми оценивает содержание и качество речи в звуковом письме.
Эта игра помогает решать такие задачи нравственного воспитания, как воспитание культуры общения, знакомит с правилами этикета. Ребёнок усваивает богатство родного языка, овладевает выразительными средствами, старается говорить чётко, "красиво".
Данную игру можно применять в различных ситуациях, например: "Письмо больному другу", "Письмо бабушке" и т.д. Наши воспитатели усовершенствовали эту игру введением настоящего звукозаписывающего устройство - диктофона. Дети не только зачитывали свои поздравления (пожелания), но и слышали свою речь со стороны. Этот вариант игры имел большой успех у детей.
2. Творческая игра "Рассказ по кругу".
Педагог предлагает детям любую конфликтную проблемную ситуацию, например: "Витя и Саша играли в шашки. За игрой наблюдали другие ребята. Между играющими возникла ссора: Витя, поняв, что проигрывает, начал играть нечестно, Тогда Саша...» Далее дети по очереди предлагают свои варианты рассказа.
Педагог заканчивает рассказ, подводя детей к тому, как все по-разному реагируют на нечестность со стороны сверстников; как можно достойно выйти из любой ситуации.
В этой игре формируются такие нравственные качества личности, как справедливость в оценке поведения сверстников и своего собственного, умение критически относится к нарушению правил, быть доброжелательными, правдивыми, приятными в общении.
3. Игра соревновательно-командного типа "Елочка".
Класс делится на две команды: "Солнце" и "Звезда". Для игры нужно четыре одинаковых набора предметов. Например: наборы "Строитель", "Танграм", мозаика, элементы народных орнаментов, Каждой команде даётся по два набора.
Из одного набора предметов команда складывает "загадку" для другой команды. Загадкой может стать любая композиция, конструкция, вариант народной росписи. Команды не видят "загадки" друг друга.
Затем каждая команда выбирает из своего числа "герменевта" и "исполнителя". (Слово "герменевт" привлекает свое загадочностью, новизной). Герменевт - посредник между соревнующимися командами, главная роль в игре.
"Герменевт" команды "Солнце" смотрит на загадку команды "Звезда", и наоборот, "Герменевт" команды "Звезда", знакомится с загадкой команды "Солнце". Он может смотреть на неё сколь угодно долго и даже может взять её с собой, но не имеет право показывать своему исполнителю. Затем он должен рассказать словами (можно говорить что угодно: что делать, на что похоже и так далее) своему исполнителю загадку другой команды. Исполнитель должен собрать из второго комплекта предметов то, что им загадала соревнующаяся команда. Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт загадку соперников.
Игра возымеет большой эффект, если каждый ребенок сможет побывать в роли загадывающего, "Герменевта" и исполнителя. Это позволит ребёнку увидеть всю деятельность с трёх разных точек зрения, и, будучи в последствии в одной из ролей, он будет лучше понимать, что от него требуется сделать.
Эта игра учит находить способы и устанавливать с их помощью взаимопонимание. Результатом правильного установленного понимания является правильная выполненная работа. В игре воспитывается умение подчиняться правилам игры и взятой на себя роли, сдержанность и ответственность за выполняемое задание.
Проблемные или сюжетно-дидактические игры используются педагогами при возникновении определённых потребностей (запросов) в работе с детьми. Однако следует заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требует не изобретения новых приёмов и методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела новизна, и старым бредит новизна.