Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Обзор вопросов духовно-нравственного воспитания
в современной школе

Браницкая Татьяна Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга

 

            В Послании Д.М.Медведева Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 года подчёркивалось, что «забота о будущих поколениях – это самые надёжные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребёнка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу». Глава государства утверждал также и о том, что сегодняшнее российское общество остро нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и выдающимися чертами личности. Решить эту задачу, по его мнению, была призвана современная российская школа.                                                                                               

            По оценке Президента РФ, школа наряду с семьёй является, базовым социальным институтом, формирующим личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным. Действительно, школа, реализуя общее содержание образования, обладает возможностью привести цели, задачи, формы и средства гражданского, духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с потребностями, интересами и особенностями современного общества. К тому же отечественная школа во все времена проблему духовно-нравственного воспитания молодого поколения выделяла главной в педагогике. Воспитание было призвано развивать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию. Формированием ответственного гражданина обязана и теперь заниматься школа, памятуя при этом, что этот ответственный гражданин должен быть «адекватным», способным самостоятельно оценивать происходящее  и строить своё «миропользование» в соответствии с интересами окружающих людей, да ещё умудриться не потерять свою неповторимую уникальность.                           

                  Оформляя своеобразный социальный заказ образованию - сформировать базовые основания для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения современное российское государство исходило из того. Что прошлые нравственные приоритеты, которые необходимо было усвоить ребёнку, уже не годились. Но и нового ничего за постсоветские годы не было создано. Нравственные ценности были пересмотрены и забыты, а о воспитании говорили в последнюю очередь, ставя вперёд проблему обучения.                                                          

               Между тем, всё больше и больше педагогов приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно знаний, даваемых в рамках традиционного образования, посредством которого нельзя усвоить нравственные истины и другие важнейшие атрибуты духовно-нравственной сферы. Дискурсу подверглись фундаментальные аспекты духовного потенциала человека - так называемые «базовые ценности»: добро, красота, истина, любовь к свободе, толерантность и др. При этом большинство педагогов единодушны в понимании того, что ценности не существуют без человека, они выступают способом жизненной ориентации людей. Например, А.Г.Здравомыслов вполне конкретно доказывал зависимость содержания нравственного сознания от интегрированных  высших ценностей и, что в структуре  духовности ребёнка особое место занимают именно высшие ценности (жизнь, добро, справедливость), а не всякие ценности вообще. Духовно-нравственные ценности детерминируют поведение детей, обучаемых и людей вообще, во многом определяют их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные.                                                                                                                                 

             И.В.Метлик утверждал, что эти ценности существуют не сами по себе, в отдельности, а только в определённом контексте, в смысловой связи друг с другом. Иначе замечает педагог это не ценности, а просто общие слова: добро, истина, семья, природа и т.д. Автор высказывает опасения вокруг «расширительного» толкования базовых элементов духовно-нравственных ценностей, воспитательно-образовательное сопровождение которых попросту отсутствует по разным причинам (в частности недостаёт педагогических наработок, методик, опыта и т.д.). Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»(2009 г.), где базовыми национальными ценностями назывались: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, человечество (Раздел 1.4) он объясняет как на местах и в других нормативных документах Минобрнауки РФ стремительно расширяют этот, не заботясь о содержательном и методическом их сопровождении.                                                                                                                                         

                Существуют и другие проблемы на пути реализации социального заказа на «духовно-нравственную личность». Нет сомнений, что в их числе проблемы самого педагога, мотивация преданности  своей профессии которого обескураживает даже современных социологов и экономистов. Н.Н.Ниязбаева, знающая об этих проблемах не понаслышке, пишет в одной из своих статей, что «лишь свободный учитель может воспитать свободного ребёнка, научить его чувствовать свободу, разумно и по совести жить в ней, нести ответственность за свою жизнь». Массовая российская школа не готова к свободе, констатирует автор, причём эта неготовность свойственна как учительскому корпусу, так и самим воспитанникам. Разумеется, речь идёт не о вседозволенности или банальном хулиганстве отдельных обучаемых, «всегда свободных» от морально-нравственных обязательств и т.п.                                                                                    

                 Перед педагогом, к примеру, стоят и профессионально значимые проблемы. На кону, как говорят, его педагогическая репутация, особенно когда планка духовно-нравственного развития и воспитания учащихся постоянно поднимается, а « наполнение» соответствующим «строительным духовно-нравственным (образовательным)» потенциалом самого учителя ещё недостаточно.                                                                                                                                            

                 Следует иметь в виду ещё одно обстоятельство, что предлагаемые вариации объяснений некоторых явлений материального и духовного мира, например, природы и её «ценностей» с позиций «эволюции» (а именно через это понятие и должна быть раскрыта категория «природа» и о чём четко говорится в программе) вызовет явное несогласие религиозной части россиян, чьи дети весьма восприимчивы к слову учителя. Не случайно, епископ Зарайский Меркурий, оценивая первый опыт духовно-нравственного «окормления» учащихся светских школ сказал, что ещё предстоит выработать национальную модель религиозного образования, приемлемую для всех граждан нашей страны... Отечественные социологи ещё более радикальны. Некто П.А.Баёв, ссылаясь на многочисленные исследования, прямо заявляет о том, что имеющиеся на сегодня статистические данные также не подтверждают положительную корреляцию между религиозностью и нравственностью, религиозностью и высоким уровнем жизни. Он пытается понять, почему, например, рост числа объявляющих себя верующими не способствует снижению уровня преступности в России и почему титанические усилия Московского Патриархата и РПЦ, предпринятые с благородной целью формирования культурного и духовно-нравственного облика нашего народа, уже более двадцати лет не могут увенчаться простым статистическим перевесом «добрых» сил над «злыми» и др.                     

             «Разруливать» эти и другие вопросы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в школе предстоит учителю. Труд нравственного воспитания – нелёгкий труд. Богослов  и педагог В.В.Зеньковский говорил, что «если учитель узко и поверхностно поймёт свои педагогические задачи по отношению к детям, будьте уверены, что он успешно и спокойно сможет добиться желаемого. Но, если учитель не боится заглянуть правде в глаза и отдаёт себе отчёт в истинных задачах своих, если он умеет глубоко и непринуждённо глядеть на душу ребёнка, сколько жутких, незабываемо трудных минут он переживёт. К.В. Зелинский пишет, что рано или поздно педагог должен будет сделать выбор - по какому пути идти. От этого выбора зависит, кем будет человек – воспитатель: наёмником или Учителем. От этого выбора зависит и кем будут наши дети.                             

            В духовно-нравственном  развитии и воспитании обучаемых педагогу ещё предстоит определиться со своим личностным отношением к толерантности. Конечно, существуют вполне объяснимые, с позиций высших инстанций, концептуальные конструкции  этого понятия. ЮНЕСКО ещё в 1995 г. Приняли Декларацию принципов толерантности. А в РФ в 2001-2005 гг. пыталась самореализоваться целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в Российском обществе», которая, по оценкам специалистов, носила «провальный» характер. А.Остапенко – известный в педагогических кругах специалист, уже давно пытается привлечь внимание к проблеме толерантности как « духовного СПИДа», взваливая на плоды пропаганды толерантности всю ответственность за формирование у подростков и юношей равнодушия, безразличия и безответственности за происходящее рядом.  Он в деталях комментирует пагубность тезиса сторонников полной толерантности. Автор говорит, что уважая выбор другого, разве можно уважать выбор зла, тирании, порока? Поэтому практикующим учителям придётся искать эту грань между толерантностью и безразличием к людям и событиям, происходящим в мире и в нашей стране. А.Е.Дружинина предлагает как бы «умерить» накал дискурса вокруг этой проблемы, пытаясь подключить школьного учителя к формированию толерантных отношений в образовательном пространстве. Но жизнь не заканчивается за стенами школы и кроме толерантных отношений в образовательном пространстве, школе надо будет воспитать такое подрастающее поколение, которое сможет успешно противостоять и бороться с экстремизмом в любых его проявлениях во всех сферах жизни.           Мы живём в многонациональном государстве, граждане которого исповедают практически все существующие религии и, конечно, толерантное отношение ко всем религиозным учениям должно стать основой духовно – нравственного воспитания и развития подрастающего поколения. Но это должна быть не просто терпимость по отношению к людям других конфессий, а осознанное уважение выбора другого человека, основанное на глубоком знании основ религиозных учений. Именно на это и рассчитывают авторы и разработчики курса «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в школах России. И это ещё один из главных аспектов социального заказа современному образованию.                                                                                             

         Выполнение социального заказа по формированию ответственного гражданина сопряжено и с ещё одной важной проблемой, если можно так выразиться, «новыми детьми» и « новым воспитанием».  Если о новом воспитании существует немало современных концепций и подходов, и которое, например, педагог Н.Е.Щуркова называет «педагогическим феноменом 21века», то категория «новые дети» ещё требует своего научно-педагогического объяснения. Житейский смысл этого определения в целом понятен, но его точное разъяснение потребует существенной перегруппировки образовательных и воспитательных усилий, как государства, так и общества, школы и семьи. Практикующие педагоги школы ежедневно сталкиваются с этой новой реальностью.                                                   

                  Саратовские педагоги Е.В.Губанова и Ю.Б.Пушнова попытались предложить школе своеобразный модельный тип программы духовно-нравственного  развития и воспитания учащихся с учётом уже имеющихся наработок в школах России. Следует подчеркнуть, что программы были «привязаны» к требованиям федерального образовательного стандарта. Они  исходили из того, что выполнение требований  Конституции не должно обсуждаться. Она должна быть исполнена. Разработчики выделили первоочередные и обязательные для исполнения положения, определили базовые элементы программы духовно-нравственного  развития и воспитания, и предложили методическое сопровождение  процесса введения этих элементов в учебные предметы. Авторы предлагают и «игровой» вариант. А также почти забытые формы воспитательной работы: беседы, практику незаконченного рассказа, ролевые игры и др. Предложенные разделы программы должны, с точки зрения разработчиков, последовательно сформировать личность, способную самостоятельно развивать и применять полученные навыки, которые авторы программы условно разбили на три уровня.                                 

                Выделяя, например, первый уровень, они акцентировали внимание на следующих навыках: приобретение знаний о национальных ценностях и приоритетах; первичное осознание себя в обществе: семье, школе, государстве; формирование в себе модели идеала; разграничение положительной и отрицательной модели поведения; опыт взаимодействия с учителем и одноклассниками на основе полученных навыков общения; осознание первичных навыков духовности и морали. Задача учителя на их взгляд, будет заключаться в трансляции знаний, интеллектуального и социального опыта. Так, в учебных предметах уже начальной школы «Мир вокруг нас», «Литературное чтение» выделяются элементы программы духовно-нравственного  развития и воспитания: формирование основ гражданственности, воспитание чувства патриотизма, осознание личной ответственности за судьбу Отечества. Методическое сопровождение этой части программы предполагает обеспечение такого содержания образовательно-развивающего алгоритма, который в доступной форме позволял бы раскрывать позитивные примеры из русской истории. Формирующие гордость за Отечество, активную позицию по отношению к агрессии против Родины, а также показывающий личности российской истории (святые, полководцы, государственные деятели), соответствующие идеальному образу человека.                                                                 

                Хотя основным институтом воспитания и развития у обучаемых духовно-нравственных качеств определена школа. Важным условием успеха реализации данного социального заказа остаётся семья, взаимодействие  семьи и школы. В идеале, такое взаимодействие реализуется по следующим направлениям: развитие представлений школьников о духовности, нравственности, патриотизме; формирование мотивов, побуждающих детей к совершению социально – значимых поступков; формирование опыта высокого духовно – нравственного поведения ребёнка; педагогическое просвещение родителей. Современные исследования показывают, что дети хотят поддерживать семейные традиции, ориентируются на них. У них довольно высокая потребность в близких, доверительных отношениях с родителями. Так, опрос в одной из московских школ показал, что свыше 70% детей из полных семей и 40% из неполных семей хотели бы приобрести ту же профессию, что и их родители.                                                                                                                        

              Действительно, только сформированные в детстве ценностные отношения исполняют своеобразную роль призмы, преломляющей последующее восприятие явлений жизни. Целенаправленное воспитание отношения к жизни должно стать стержнем профессиональной деятельности педагога. Именно на это и рассчитывают авторы и разработчики государственных программ модернизации России.

Литература:

1. «Российская газета» 2010г.1 декабря с.3

2. «Российская газета» 2009г. 13 ноября с.4

3. Велиханова Н.Ф. «Семья – основа воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности» Материалы третьей Всероссийской научно – практической конференции. М. 2007 с.340

4. Губанова Е.В., Пушнова Ю.Б. «Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России»  журнал «Воспитание школьника» 2011 №5 с.8

5. Здравомыслов А.Г. «Потребности. Интересы. Ценности». М. 1986г. с.37

6. Метлик И.В. «Ценностное ядро гражданского воспитания школьников» журнал «Воспитание школьника» 2011 №5 с.25

7. Епископ Зарайский Меркурий, Довгий Т.П. «Государственно – церковное сотрудничество на федеральном и региональном уровнях в реализации эксперимента по преподаванию учебного курса «Основы православной культуры» Педагогика. 2011г. с.34

8. Зелинский К.В. «Нравственность в ракурсе классической и христианской философии: в поисках теоретических оснований нравственного воспитания» журнал «Воспитательная работа в школе» 2011г. №4 с.18

9. Дружинина А.Е. «Формирование толерантных отношений в образовательном пространстве» журнал «Воспитание школьника» 2011г. №6 с.17

10. Остапенко А. «Прощай толерантность» журнал «Воспитательная работа в школе» 2011г. №1 с.9

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»