Тема: Мы разные.
Актуальность: Тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Все чаще с экранов телевизоров звучит это слово. Такую востребованность данной проблемы можно объяснить тем, что в нашей стране проживает разное по этническому и религиозному составу население.
Цель: Расширение понятия о толерантности. Формирование установок толерантного сознания. Развитие коммуникативных навыков: умение распределять социальные роли в группе и обсуждать действия, умение договориться, умение высказывать точку зрения, умение сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, родителями, малознакомыми людьми.
Подведение учащихся к самостоятельному определению качеств толерантного человека.
Форма занятия: интерактивная игра.
Продолжительность: 50 минут.
Участники: учащиеся вторых классов, родители, воспитатели ГПД, учителя.
Оснащение: диск «Азбука дружелюбия» с мультфильмом «Другие уши», карточки с названием темы, с заданиями, цветные треугольники и прямоугольники для распределения на группы, ватман, иллюстрации для творческой работы, ножницы, клей, маркеры, народные костюмы, костюмы для героев, песни о дружбе, музыка песни «Что такое доброта».
Содержание занятия
I. Приветствие.
Дети в национальных костюмах приветствуют всех на разных языках.
Здоровеньки булы (Украина).
Дзень добры (Белоруссия).
Добрый день!
Все в России мы живем,
А Санкт-Петербург - наш общий дом!
Каждому человеку приятно слышать добрые слова, они помогают нам в жизни. Вот и сегодня, чтобы всё у нас получилось, давайте скажем своему соседу добрые слова.
II. Вступительная часть.
- А теперь давайте посмотрим мультфильм и попробуем определить, о чём сегодня пойдёт речь! (См. электронное приложение №1)
- О чём мы будем сегодня говорить?
- На доске записана тема, но вот беда, она распалась на части. Попробуем её собрать.
Работа в паре.
У вас на партах лежит комплект жёлтых карточек. Поработайте со своим соседом, разложите правильно карточки и дайте название нашему занятию.
III. Основная часть.
На планете более 6 млрд. людей. И все они разные: белые и черные, взрослые и дети, мужчины и женщины, здоровые и инвалиды, добрые и злые, умные и не очень. Они относятся к разным нациями, религиям и культурам. Люди постоянно сталкиваются между собой, сталкиваются с незнакомыми и чуждыми им людьми, и многие из этих незнакомцев им не нравятся. Кто-то цветом кожи, или формой носа, или манерой разговаривать, кто-то тем, как другой одет, или какую слушает музыку.
Что же делать в подобной ситуации? Оскорблять, конфликтовать, ссориться? Или постараться ужиться с ними по мере сил и возможностей?
Вот об этом мы сегодня поговорим. А точнее, разговор пойдет о толерантности.
-Ребята, назовите дату Международного дня толерантности?
Толерантность. Это слово уже знакомо, хотя на 1-й взгляд непонятно. Но его смысл и понятие важны для существования человека. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Что же это такое? Чтобы лучше понять, давайте поиграем.
Игра «Поднимите руку, кто ...»
ü Любит мороженое
ü Радуется хорошей погоде
ü Любит футбол
ü Любит шутить
ü Любит танцевать
ü Интеллектуальные игры
ü Слушать музыку
ü Любит путешествовать
ü Любит друзей
Мы по-разному мыслим, у нас разная внешность, но нас многое объединяет.
Игра «Нам нужны различия» (дети работают на синих карточках)
Представьте себе, что вам предложили поехать в лагерь отдохнуть. Можно взять с собой друзей. Каких бы вы с собой взяли друзей?
- весёлых
- трудолюбивых
- богатых
- надёжных
- красивых
- добросовестных
- высоких
- голубоглазых
- бедных
- умных
- находчивых
- низких
Мало кто сказал - как выглядит друг. Перечисляли качества личности.
Играет ли внешность главную роль в данной ситуации?
Интересно бы было, если все друзья были бы одинаковы?
Почему в жизни нужны разные люди?
Правильно. Не случайно основной закон природы - единство в многообразии.
Сказка о вечной Любви. (инсценирование)
Жила-была девочка. Звали ее красивым именем - Любовь. У девочки было все, но не было друзей, поэтому девочка постоянно скучала. Решила девочка пойти к старому, седому, 100-летнему волшебнику. И обратилась она к нему с просьбой:
- Помоги мне выбрать, дедушка, выбрать хорошую подругу, чтобы интересно было с ней дружить.
- Приходи завтра ко мне в сад, когда птицы запоют, и роса еще не просохнет.
Любовь так и сделала. Рано утром она пришла в условленное место. Там уже стояли 5 прекрасных девушек.
- Вот, выбирай - Радость - Удача - Красота - Печаль - Доброта.
- Не знаю, кого. Они все прекрасны.
- Правда твоя. Но тебе нужно выбрать только 1.
Как вы думаете, кого выберет девочка?
Подошла девочка к Доброте и протянула ей руку.
Почему девочка выбрала Доброту?
Почему человеку нужна доброта?
Возьмите зелёные карточки!
Внимательно прочитайте пословицы и отметьте пословицы о доброте.
- Добро не умрёт, а зло пропадёт.
- Без пирога именинника под стол сажают.
- Блоха кусает, а за что - не знает.
- От доброго дерева добрый и плод.
- Долг платежом красен.
- О добре трудиться, есть чем похвалиться.
- Как ни хитри, а правды не перехитришь.
- Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
- Злой плачет от зависти, добрый от радости.
Упражнение «Изгой».
Раздаю учащимся карточки с названием одного из животных (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить всех участников на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.
Задание детям: Не говоря того слова, что я вам сказала, а произнося лишь звуки, которые издают эти животные, найдите «своих».
- Как вы узнали, где ваша группа?
-Легко ли было найти своих?
Обращаюсь к вороне:
-Почему никто не обращал на тебя внимания?
-Как ты себя чувствовал?
-Ребята, почему вы не обращали на него внимания?
-Хотели ли вы быть на месте вороны?
-Тяжело ли быть не похожим на всех?
Придумайте, как вы её позовёте?
-Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?
IV. Физкультминутка
«Театр Кабуки»
Цель: снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
Дети, родители и учителя делятся на две команды (по цветам треугольников, лежащих на парте) и становятся в шеренгу друг против друга. Ведущий учитель предлагает командам одновременно показывать одного из трёх персонажей: принцессу, дракона или самурая. Характерные движения для принцессы – реверанс; для дракона – с устрашающим видом поднять руки вверх, шагнуть вперёд и зарычать; для самурая – сделать движение взмаха саблей. Каждая команда выбирает себе персонаж, которого они будут показывать, но так, чтобы другая команда не слышала. По сигналу ведущего команды показывают своих персонажей. Эта игра проводится на очки. Принцип присуждения очков следующий: принцесса очаровывает самурая, самурай убивает дракона, дракон съедает принцессу. Если команды показывают одинаковых персонажей, то никто не получает очко. Игра ведётся до 3 очков.
V. Основная часть (продолжение)
Тема дружбы всегда была одной из главных у всех народов, поэтому именно в народном творчестве она занимает одно из главных мест. Внимательно послушайте притчу и подумайте, что является главной мыслью этого произведения.
Работа в четвёрках
- А теперь давайте попробуем определиться в тех чертах толерантности, о которых мы сейчас говорили.
- Ребята, на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.
Конверт №1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.
Конверт №2: Доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.
Конверт №3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.
Конверт №4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, лож, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.
- Человек, обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как (называют те качества, которые чаще всего встречаются у ребят):
ü Уважение
ü Милосердие
ü Миролюбие
ü Великодушие
ü Сострадание и т. д.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами?
-Над какими качествами вы бы хотели поработать уже сейчас?
- Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не могут выслушать друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.
- А можем ли мы изменить себя?
- А как вы думаете легко ли измениться? Нет, это очень сложно. И справиться только тот, у кого будет желание стать лучше, у кого будет терпение.
- Поднимите руки, кто считает, что сможет измениться.
- А в конце четверти мы с вами посмотрим – у кого же получилось, кто изменился в лучшую сторону.
- Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим?
- Как мы это можем сделать?
VI. Рефлексия
- А сейчас давайте подведём итог занятия творческими проектами. Дети, родители, воспитателя и учителя делятся на группы согласно цветным прямоугольникам, лежащим на партах.
Творческая работа. «Толерантный мир»
Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).
Группы создают коллажи по теме «Толерантный мир».
Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе (См. электронное приложении № 2)
VII. Итог внеклассного занятия
- Учащиеся исполняют песню – «Что такое доброта» (См. электронное
приложении № 3)
- Заминка «Австралийский дождь».
Цель: создание ощущения завершённости.
Все участники становятся в круг. Ведущий начинает делать определённое движение. За ним тоже движение повторяет участник, стоящий слева, затем присоединяется следующий участник. Итак, по принципу импульса включаются все участники, движение идёт справа налево. Когда первое действие дойдёт до ведущего, он начинает делать следующее движение. При этом участники продолжают предыдущее до тех пор, пока до них не дойдёт следующее.
Алгоритм движений:
- соединить ладони;
- тереть ладонь о ладонь (создаётся ощущение лёгкого ветерка);
- делать щелчки пальцами рук (создаётся ощущение первых капель дождя);
- стучать ладонями по груди;
- стучать ладонями по коленям;
- топать ногами;
- стучать ладонями по коленям;
- стучать ладонями по груди;
- делать щелчки пальцами рук;
- тереть ладонь о ладонь.
- Закончился дождь в австралийском лесу. Закончилось наше занятие.
Литература
- Тренинг социального действия. Методическое пособие, Калининград, 2009.
Видеоматериалы
- "Смешарики. Азбука дружелюбия. 8 серий" на DVD, 2011.