Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Федорова Марина Николаевна,

заместитель директора по учебно – воспитательной работе

ГБОУ лицей № 623 Выборгского района Санкт - Петербурга

 

Одно из направлений современной педагогики обращено к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Как показывает педагогическая практика оно наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций. Но необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно - нравственные качества: доброта, любовь, милосердие,  толерантность.

Детство -  сердцевина  каждой жизни. Важно, чем напитается  ребёнок  в эти годы. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы.  Огромную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. Начальная школа - наиболее благоприятный период для гармоничного познания мира, знакомства с основами  национальной культуры. Знакомство детей с историей России, ее культурой,  носителями этой культуры - необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного.  Традиционно духовно-нравственное воспитание и образование, направленное на формирование внутренних ценностей личности,  было в России важнейшей государственной и церковной заботой. Существовавшая система образования, неразрывно связанная с бытом, и культурой России, способствовала формированию и сохранению определенного менталитета русского человека, ориентированного на традиционные христианские ценности. Однако впоследствии изменилось отношение к ценностям.

Сегодня много говорят о духовности, о духовно-нравственном  воспитании  и образовании, но, как правило, без точного понимания  этих понятий. В христианстве  содержание нравственности  можно охарактеризовать словами истина, добро, красота.    Ведь понятие "нравственность" произошло от "нравить"  (любить) - в основе нравственности лежит любовь к истине, добру, справедливости.   Духовность придает смысл жизни  человека; в ней он черпает  ответы на главные вопросы бытия.

Сегодня ребенок живет в поликультурном мире.  Школа располагает большим воспитательным потенциалом. Успешное духовно - нравственное воспитание  возможно на основе имеющихся резервов – использовании  и развитии гуманистической направленности содержания образования, усиления духовных интенций учителя, а также при условии  восстановления  подлинной иерархии ценностей, повышению их роли в жизни личности, общества и государства.

Задача духовно - нравственного, патриотического воспитания -   способствовать развитию личности ребенка,  которую бы отличала  внутренняя направленность на  абсолютные ценности. Ценности, которые служили бы  ориентиром в жизни,  решая проблему ее смысла.    Ориентиром может стать  и жизнь людей - пример  подражания. О таких людях учащиеся могут узнать в нашем школьном музее. Бессменным руководителем музея «Подвиг милосердия» является Степанец К. В.  Герои музея – воспитатели духовности, нравственности и патриотизма –  благотворители, врачи и сестры милосердия прошлого и нынешнего дня.  Сегодня особенно  важно  показать  современным детям пример любви, сострадания, бескорыстного  служения  людям.  Важно поселить в их сердцах уважение к своей стране, ее  многовековой истории.  Через экспозицию музея учащиеся узнают людей, творивших эту историю и сохранявших, иногда в очень непростых условиях, человеческое достоинство, любовь и сострадание.

         На протяжении многих лет учащиеся начальной школы, начиная с первого класса, являются постоянными посетителями  музея.  Государственный праздник,  важное событие в жизни города, страны освещаются на проводимых регулярно экскурсиях, беседах. Иногда темы занятий возникают  по просьбе учащихся, родителей класса. Дети на таких занятиях с удовольствием слушают  интересную информацию, рассматривают экспонаты музея, отвечают и задают вопросы, что немаловажно для развития познавательной деятельности учащихся. Начиная с третьего класса, учащиеся становятся экскурсоводами.Каждый ученик имеет свои экспонаты в музее.

Занятия в музее  строятся  на четкой нравственной позиции уважения к личности ребенка, ее неповторимости.   В мире, где так не хватает сострадания и милосердия, очень важно сохранить и развивать  эти качества в детях. Музей  успешно работает в этом направлении.

 

 

 

Приложение 1

Отзыв.

Экскурсовод музея

         Я, Ларькова Катя,  в 3 – 4 классах была экскурсоводом в школьных музеях им. И.П.Павлова  и «Милосердие». Это было для меня новое дело, очень интересное и увлекательное, которое доставляло мне огромное удовольствие. Я помню, как это было впервые. Я так волновалась, но все прошло очень удачно. Потом я регулярно проводила экскурсии для первых и вторых классов. Маленькие дети очень внимательно слушали и задавали разные вопросы. Это было здорово, замечательно и познавательно!

 

 

Отзыв родителей  4 «в» класса

 

         Очень понравилось оформление музеев: уютно, тепло, познавательно оформлены стенды, рассказывающие о жизнедеятельности Ивана Петровича Павлова с самого рождения, его научной деятельности, тех наградах, которых он удостоился за свои научные работы и открытия.

         Дети были отличными экскурсоводами, выразительно и интересно, со знанием дела излагали материал. В музее «Подвиг милосердия» дети рассказывали о сестрах милосердия, которые оказывали раненым помощь в полевых условиях, госпиталях; рассказывали о 900-дневной блокаде Ленинграда, показывали экспонаты, рассказывающие об этих событиях.

         Самое главное, было видно их старание, желание донести до слушателей нужный материал.

         Большое спасибо Федоровой М.Н., Степанец К.В., которые приложили много сил, старания и умения, чтобы экскурсии прошли на высоком уровне.

Май 2011 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»