Организация гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания и социокультурная адаптация кадет в Кронштадтском морском кадетском корпусе
Авторы:
Милош Дмитрий Вадимович
воспитатель
Нестерова Ольга Михайловна
воспитатель
Федеральное государственное казённое
общеобразовательное учреждение
«Кронштадтский морской кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Аннотация. Рассмотрены вопросы воспитания и социокультурной адаптации в Кронштадтском морском кадетском корпусе.
Ключевые слова: организация работы воспитателя; гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание; социокультурная адаптация.
Содержание
- Пояснительная записка (краткая аннотация работы; цели и задачи, на решение которых направлена работа; содержание работы, предоставляемой на конкурс; результаты; критерии оценивания результатов).
- Организация работы воспитателя по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию кадет и их социокультурной адаптации.
- Результаты исследования .
- Выводы
- Список использованной литературы.
- Приложение.
- Фотоматериалы.
- Анкета.
Пояснительная записка
Методологическая часть.
Образование в ХХI веке призвано формировать органическую и ответственную личность на таких системообразующих принципах, как фундаментальность, вариативность, опережающий характер, открытость. В условиях кадетского корпуса существенная роль отводится социокультурному развитию, направленному на достижение личностных целей кадет и их социокультурное самоопределение.
В период обучения в Кронштадтском морском кадетском корпусе кадеты ориентированы на духовно-нравственные, общечеловеческие, личностные и национальные ценности. Обращение к культуре даёт потенциал создавать обобщённый образ культурного, нравственного человека.
Большое значение придаётся организации внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания кадет, которое трактуется как организованный процесс формирования нового образа современного человека. Этот процесс протекает в общении, деятельности, в творческом самовыражении. Главное в работе – это оптимизация социокультурной адаптации – создание условий для развития социального, культурного, духовно-нравственного человека, которая предполагает естественный процесс принятия норм, культуры и традиций кадетского корпуса путём поэтапного развития потребностей в овладении духовно-нравственными ценностями, выявлении творческого потенциала, утверждении ценностей культуры, что позитивно проявляется в воспитании культурной личности кадета.
Проведено социологическое исследование организации внеклассного гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания и социокультурной адаптации кадет 5 класса в Кронштадтском морском кадетском корпусе.
Актуальность проблемы: общей целью образовательной системы Российской Федерации является воспитание гражданина, раскрытие личностного потенциала, воспитание интереса к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.
Цель: рассмотреть процесс патриотического, гражданского, духовно-нравственного воспитания и процесс социокультурной адаптации кадет 5 класса (11-12 лет) в условиях закрытого образовательного учреждения.
Проблема: преодоление сложностей социокультурной адаптации кадет в условиях закрытого образовательного учреждения.
Объект исследования: кадеты 5 класса Кронштадтского морского кадетского корпуса.
Предмет исследования: интересы и ценности кадет, процесс формирования духовно-нравственной воспитанности.
Гипотеза: социокультурная среда кадетского корпуса формирует чувство патриотизма, здоровые привычки и установку на здоровый образ жизни.
Задачи: формирование и воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, ориентация на демократические ценности, готовность служить Отечеству.
Принципы: поликультурность образования, преемственность традиционных и современных достижений культуры.
Методическая часть.
Определение исследуемой совокупности. Исследуемая совокупность – кадеты 5 класса. В исследовании принимали участие 20 респондентов.
Методы сбора первичной социологической информации: для сбора первичной социологической информации применялись научно-исследовательский метод формализованного интервьюирования, коммуникативная методика и личностно-ориентированный метод.
Место и время проведения исследования: исследование проводилось в Кронштадтском морском кадетском корпусе в конце учебного года.
Инструментарий для сбора первичной социологической информации: вопросник (бланк интервью), регистрация ответов интервьюеров, рабочий план-график выполнения этапов исследования.
Условия: взаимодействие основного и дополнительного образования, программно-методическое обеспечение, материально-техническая база.
Метод обработки эмпирических данных: в данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных.
Ожидаемые результаты: оценка результативности исследования осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщённых оценочных показателей.
Критерии: участие кадет в общественной деятельности Кронштадтского морского кадетского корпуса, наличие социального положительного опыта, развитость интеллектуального потенциала личности, наличие устойчиво-положительной гражданской позиции.
Результаты исследованияпредставлены в отдельным разделом и в выводах.
Практическая значимость исследования: данное социологическое исследование может иметь большое практическое значение, так как обработанные данные могут быть применены на практике в дальнейшей работе в педагогических коллективах.
Организация работы воспитателя по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию кадет и их социокультурной адаптации
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов организации гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания. Патриотизм является необходимым условием в защите национально-политических интересов, достижении успехов в международной конкуренции, сохранении и укреплении российской цивилизации. Будущее нашей страны зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьёзное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Необходимыми для изучения стали ценностные ориентации молодёжи, их убеждения и взгляды, понятия «долг», «честь», «духовность», «патриотизм», которые вносят вклад в морально-психологическое состояние кадет.
В Кронштадтского морского кадетского корпуса работа ведётся в следующем направлении: воспитание духовности, патриотизма, гражданственности, трудолюбия через включение кадет в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; организация коллектива на принципах нравственности и духовности; организация внеклассной интеллектуальной и познавательной деятельности; воспитание человека, ценящего искусство; создание условий для формирования у кадет здорового образа жизни; эстетическое воспитание; воспитание чувства прекрасного; укрепление взаимодействия семьи и Кронштадтского морского кадетского корпуса через призму родительских собраний, совместных мероприятий, бесед и встреч. Много времени уделяется процессу социокультурной адаптации кадет в условиях закрытого образовательного учреждения.
В течение учебного года с кадетами проводились мероприятия, направленные на организацию гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания: уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, жителями блокадного Ленинграда, с Героями РФ, с выдающимися гражданами России и мира; возложение венков у Братской могилы; эстафета памяти А.И. Маринеско (проводится ежегодно в первое воскресенье февраля); организация экскурсий: в Музей истории Кронштадта, в Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда», в Эрмитаж, в Русский музей, в Музей воды,в Петропавловскую крепость, в Пулковскую обсерваторию, на выставки и т.д.
Интересным было участие кадет в смотре-конкурсе кадетской песни «Судьба и Родина». Разнообразна тематика многочисленных бесед и мероприятий: «День народного единства», «Международный день толерантности», «День воинской славы России» – «Победа русской эскадры над турками у мыса Синоп»; «День героев Отечества»; День воинской славы России» – «День снятия блокады города Ленинграда», «Атака века» (Героический подвиг экипажа С-13 под командованием А.И. Маринеско); «День Победы», «Дружба и товарищество – основа кадетской жизни», «Кронштадт – город воинской славы», «Героические корабли Российского флота» и др.
Необходимым является воспитание культуры общения. С кадетами проводились: викторина «По морям, по волнам» (по истории Российского Флота); игра «Морские забавы» (ко Дню защитника Отечества); викторина «Счастливый случай»; спортивно-развлекательная игра «Морской бой»; Литературно-музыкальная композиция «Солнце русской поэзии» (памяти А.С. Пушкина).
В Кронштадтском морском кадетском корпусе должное внимание уделяется экологическому воспитанию кадет: спортивный праздник «Зоологические забеги»; беседа «Реальные опасности нереального мира» (Интернет – виртуальная наркомания) экологические субботники; беседы о правилах дорожного движения «Азбука безопасности»; «Молодёжь и курение» и др. Воспитательные задачи, которые при этом ставятся следующие: воспитание положительного отношения к природе; сохранение окружающей среды; воспитание потребности в здоровом образе жизни; профилактика вредных привычек.
По результатам работы за учебный год было проведено исследование, по результатам которого можно сделать вывод, что кадеты понимают и принимают патриотизм как ценность, а социокультурная среда кадетского корпуса формирует здоровые привычки и установку на здоровый образ жизни.
Результаты исследования
Выраженность интересов
Исследование показало ярко выраженный интерес к военно-спортивной деятельности у 70% кадет, 60% – интересуются механикой и конструированием.
Средняя направленность на такие предметы как история – 40%, литература и искусство – по 35%, природоведение – 30%. Самым низким оказался интерес к математике – 20%.
Ценностные ориентации
Результаты по выявлению ценностных ориентаций показали, что главные ценностные ориентиры в жизни кадет являются семья, друзья и Родина.
Распределение по значимости: 1– семья, 2 – Родина, 3 – друзья, 4 – любовь, 5 – здоровье, 6 – профессия, 7 – квартира, 8 – деньги, 9 – талант, 10 – общение, 11 – богатство, 12 – способности, 13 – слава.
Здоровый образ жизни в понимании кадет
С целью выяснения отношения кадет к здоровому образу жизни был задан вопрос: «Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни?»
Исследование показало, что в понимании кадет здоровый образ жизни – это занятия спортом – 90%. Для 55% кадет под здоровьем понимается жизнь без наркотиков. 50% кадет считают необходимым не курить и 45% – вести трезвый образ жизни. 25% кадет полагают, что необходимо жить полноценной духовной жизнью. 20% кадет считают, что здоровье зависит от правильного питания.
Ценностные ориентации
Следующий вопрос подразумевал ранжирование ценностных понятий таких, как дружба, Родина, деньги, семья, здоровье.
Ответы на данный вопрос показали, что среди значимых ценностей семья на первом месте у 75% кадет, на втором месте друзья – 50%. Патриотическому воспитанию в кадетском корпусе также отводится значительное место – 35% кадет среди значимых ценностей назвали Родину. Социокультурная среда кадетского корпуса формирует здоровые привычки и установку на здоровый образ жизни, о своём здоровье задумываются 30% кадет. Наличие денег не представляет для кадет значимых ценностей – 5%.
Представление о престижности профессий
С целью выяснения престижности профессий кадетам были задан вопрос: «Какая профессия представляется Вам наиболее престижной и достойной?»
Исследование показало, что 45% кадет считают, что наиболее престижная профессия – это бизнесмен. 30% кадет считают престижной профессию военного. 25% кадет думают, что престижная профессия – юрист. Профессии спортсмена отдали предпочтение 15% кадет, врача – 15 %, экономиста – 10%, фермера – 10%.
В понимании кадет такие профессии как учёный, учитель, обслуживающий персонал, рабочий не являются престижными – по 5%.
Подготовка к будущей самостоятельной жизни
На вопрос «Как Вы считаете, достаточно ли готовит Вас кадетский корпус к будущей самостоятельной жизни?», кадеты ответили следующим образом:
Результаты исследования показали, 85% кадет считают, что кадетский корпус достаточно готовит к будущей самостоятельной жизни. 60% считают, что учёба в кадетском корпусе пригодится в будущем. 25% кадет считают, что наше образование существенно отстаёт от быстро меняющейся жизни. Никто из кадет не считает, что кадетский корпус недостаточно готовит и неспособен подготовить к будущей жизни – по 0%.
Таким образом, исследование показало, что в кадетском корпусе кадет волнует их будущее, и они стоят на пороге выбора. Отрадно, что 30% кадет считают, что профессия военного является одной из престижных профессий и 85% кадет полагают, что кадетский корпус достаточно готовит кадетов к будущей самостоятельной жизни.
Ритуал «Возложение венков»
Ответы на вопрос, что кадеты испытывают выполняя ритуал возложения венков к мемориалам, показали, что 55% кадет испытывают чувство скорби, 90% кадет испытывают чувство гордости за Родину, 45% кадет желают участвовать в возложении венков к мемориалам. Никто не выразил нежелание участвовать в этом ритуале – 0%.
Ритуал «Внос и вынос знамени»
«Внос и вынос Знамени» – очень торжественный и красивый ритуал. 60% кадет выразили желание в дальнейшем участвовать в этом ритуале. 60% кадет понимают об ответственности тех, кто участвует в ритуале «Внос и вынос Знамени». 50% кадет испытывают чувство радости и гордости, 25% кадет испытывают волнение, 30% кадет – чувство наслаждения красивым ритуалом. Безразличного отношения к ритуалу нет.
Ритуал «Прощание со знаменем»
Ежегодно выпускники выполняют торжественный ритуал «Прощание со Знаменем». В это действо вовлечены все кадеты кадетского корпуса. 60% кадет испытывают печаль и грусть. 55% кадет испытывают гордость за свой кадетский корпус, одноклассников, выпускников, Родину. 25% кадетам нравится этот красивый ритуал, 25% испытывают чувство волнения. Безразличного отношения к ритуалу нет.
Таким образом, результаты исследования показали, что в кадетском корпусе достаточно мероприятий, которые могут вызвать широкий спектр эмоций и чувств у кадет. Подавляющее большинство кадет испытывают патриотические и глубокие чувства при выполнении кадетских ритуалов.
Посещение музеев
Кадетам был задан вопрос: «Ваше отношение к посещению музеев». Результаты исследования показали, что кадетам нравится посещать музеи, им интересно и увлекательно – 100%. 70% кадет получают удовольствие от полученных знаний. 50% кадет испытывают гордость за историческое прошлое Родины. Безразличного отношения к посещению музеев нет.
Поддержка и опора в трудную минуту
Отвечая на вопрос, большая часть кадет обращается за помощью к родителям – 90%. Друзья и товарищи также получили большое число положительных ответов – 75%. Можно сделать вывод, что с друзьями и товарищами кадеты могут не только общаться и развлекаться, но и обратиться за помощью. Несмотря на то, что кадеты с родителями видятся мало, они в трудную минуту всё равно обращаются к родителям. 10% кадет видят свою поддержку и опору в воспитателях и в кадетском корпусе, ответив на вопрос «другое». Поддержку в общении с животными видят 10% кадет, в пребывании на природе – также 10%.
Выводы
Несмотря на то, что кадеты воспитываются, обучаются и живут в условиях закрытого образовательного учреждения, редко встречаются с родителями, родители и семья в сердце кадет занимают главное место.
Воспитание и формирование культурного человека, социального, духовно-нравственного, гражданина, патриота – задачи, стоящие перед сотрудниками Кронштадтского морского кадетского корпуса. Перед кадетами ставятся задачи осознания ценностей культуры, традиций, норм и правил кадетского корпуса, формирование идеалов на основе мировой и отечественной культуры; способности осознания себя, как члена кадетского братства; осознание себя представителем своего народа и всего человечества; формирование патриотизма, гражданственности, основанных на любви к своему Отечеству, национальной культуре, формирование культуры поведения, здорового образа жизни, трудовых и жизненных навыков; развитие чувства прекрасного, творческого потенциала.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что кадеты понимают и принимают патриотизм как ценность.
В организации внеклассного гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания необходимо создание условий для формирования личности гражданина и патриота Российской Федерации с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Эта цель должна охватывать весь педагогический процесс, интегрироваться не только во время учебных занятий, но и во внеклассной жизни кадет, а так же в разнообразных видах деятельности. Достижение данной цели возможно при решении следующих задач: повышение качества гражданско-патриотического воспитания; формирование чувства гражданского долга; развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий; формирование у кадет гражданской активности ответственности; воспитание толерантности; формирование чувства любви к Родине; формирование уважения к истории и культуре своей страны, к традициям.
Социокультурная адаптация кадет проявляется в освоении их социальной роли, благоприятном статусе в среде сверстников, принятии правил, требований, предъявляемых в новых условиях, в дисциплинированности. Социокультурная среда кадетского корпуса формирует здоровые привычки и установку на здоровый образ жизни. Физкультуре и спорту в Кронштадтском морском кадетском корпусе отводится главное место в воспитательном процессе.
В результате исследования можно сделать вывод, что организация гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания и социокультурная адаптация в дальнейшем будет успешна, если воспитательная деятельность будет строиться с учётом взаимосвязи её содержательных и процессуальных компонентов в процессе специально организованной внеклассной работы.
Список использованной литературы
- Артюхова И. С. Ценности и воспитание. М: Педагогика, 1999. №4.
- Бадьянов, А.Б. Роль духовно-нравственного фактора в российской армии: Историко-социологический аспект: Автореф. дис. к. социол. н.:. СПб., 2004.
- Беляева, В.А., Гребенкина Л.К. Научно-исследовательская работа студентов по педагогике. Рязань: Изд-во РГПИ, 2007.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. Учебник. М.: Академический проект, 2009.
- Кравченко А.И. Социология. Учебник. М.: ПБОЮЛ, 2001.
- Шикун А.И. Социологический практикум. Минск: Амалфея, 2000.
- Шитякова Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях / Н.П. Шитякова. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2007.