Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 149

Калининского района Санкт - Петербург


 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАИЯ ДЕТЕЙ

«РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ»

 

Программа ориентирована на учащихся

15-17 лет, изучающих физику на базовом уровне.

34 часа

 

Автор программы :

Т. Л. Касимовская

учитель физики

высшей категории  

ГОУ СОШ №149

 

 

 

Санкт- Петербург

2009

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Курс является предметно-ориентированным, поддерживающим непрофильные предметы.

В рамках требований, которые предъявляются к выпускнику по физике на общеобразовательном уровне, не предусматривается его умение решать задачи.

Однако, среди учащихся изучающих физику на базовом уровне, всегда есть учащиеся, не исключающих возможность продолжения образования в техническом ВУЗе. Для таких учащихся и рассчитан данный курс.

Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько большем объеме по количеству задач и их типов по всем разделам физики, а также   решение задач с использованием информационных технологий.

 Программа курса согласована с требованиями Государственного образовательного стандарта   в соответствие с  требованиями итоговой аттестации. Курс предполагает обобщение и углубление знаний, полученных на уроке, развития умений решать физическую задачу и через это более глубокое понимание физики.

 Особое внимание уделяется тем видам задач, решению которых на уроках отводится мало времени, но которые всегда присутствуют в ЕГЭ.

Решение задач способствует развитию творческих способностей учащихся, расширяет кругозор, совершенствует навыки в решении задач  с естественнонаучной основой, обобщению знаний физики, биологии, химии.

Психологический комфорт, ощущение успешности  учащимся должны обеспечить индивидуальные консультации учителя в процессе их самостоятельной работы.

Индивидуальные консультации учителя в процессе  самостоятельной работы учащихся должны обеспечить психологический комфорт, ощущение успешности. 

Использование интернет - ресурсов, обучающих компакт - дисков позволит осуществить дифференцированный подход  к обучению учащихся.

Цели курса

  1. Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики, интеллектуальных и творческих способностей, связанных с применением их к решению задач.
  2. Предоставить учащимся возможность соотнести уровень своих знаний с требованиями ВУЗов.
  3. Углубить и расширить ранее изученный материал по разделам физики.
  4. Совершенствовать умение решать задачи различной сложности.

Задачи курса:

1) формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач

2) совершенствование умений решения задач с использованием различных приемов и методов

3) обучение решению нестандартных  задач

4) развитие  специальных и общеучебных умений, предусмотренных Стандартом образования

5) развитие логических умений: способностей к абстрагированию, индукции и дедукции

6) воспитание самостоятельности, развитие воли, внимания.

Режим занятий

Курс рассчитан на 34часа ( 1 раз в неделю) .

В ходе занятий учащиеся должны научиться

- работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой;

- составлять обобщающие таблицы теоретического материала к задачам по разным темам.

- представлять наглядно ситуацию, рассматриваемую в конкретной задаче в виде схемы, рисунка, чертежа.

- использовать физические и математические модели, понимая их роль в физических задачах;

- составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач;

- находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по различным темам;

- использовать качественные методы и  оценочные суждения  при решении задач;

- использовать уже решенные задачи для уточнения и углубления своих знаний;

- проверять физический смысл решений.

Оценка результатов учащихся по итогам изучения курса

 

 1. После изучения каждого крупного раздела (кинематика, динамика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика) - промежуточная тестовая работа,

2. По завершении курса – тестирование и участие в олимпиаде «Паруса науки»

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. Введение . 1 час.

Методы физического познания. Что надо знать о явлениях, величинах, законах, теориях.

Этапы решения большинства физических задач. Действия с векторами и их проекциями.

  1. Кинематика 3 часа.

      Кинематика прямолинейного   равномерного и равноускоренного движения.

Мгновенная и средняя скорость. Ускорение. Поступательное и вращательное движение. Свободное падение тел.

  1. Динамика. 10 час.

      Законы Ньютона. Движение связанных тел, движение по наклонной плоскости. Вес тела, невесомость. Конический маятник. Законы сохранения.  Закон сохранения им пульса. Закон сохранения энергии в замкнутой системе тел, с учетом силы сопротивления.Механическая работа и мощность. Энергия.. Работа            как мера сохранения энергии. Закон Архимеда. Гидроаэростатика. Условия плавания тел.Давление и силы давления в какой-либо точке внутри покоящейся жидкости. Закон Паскаля.  Закон Бернулли.

  1. Тепловые явления.4 часа.

      Молекулярная физика. Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния. Газовые законы, Трубка. Компрессор Поршень. Теплопередача. Агрегатные превращения вещества. Количество теплоты. Термодинамика. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Уравнение теплового баланса. Насыщенные и ненасыщенные пары. влажность. Работа газа. I закон термодинамики и его применение к изопроцессам.

  1. Электростатика. 3 часа.

Закон Кулона. Закон сохранения Электрического заряда. Напряженность электрического поля. разность потенциалов. Электроемкость.

  1. Электрический ток. 3 часа.

Закон Ома для участка цепи, Закон Ома для замкнутой цепи. Соединения проводников. Работа, мощность и тепловое действие тока.

  1. Колебания и волны. 3 часа.
  2. Груз на пружине. Математический маятник. Колебательный контур. Уравнения гармонических колебаний  : 1)  механических (координаты, скорости ускорения), 2) электромагнитных (заряда, силы тока,
  3. Оптика физика. 3 часа.

Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Оптическая сила, увеличение линзы. Формула дифракционной решетки. Положение максимума и минимума интерференционной картины.

  1. Тестирование. Подготовка к олимпиаде.2 часа
  2. Рефлексия 2 часа.

 

 

 

 

 

п/п

Тема занятий

 

Кол.

час.

Из них

Форма работы

Рассматриваемые вопросы темы

Тео-рия

Прак-тика

  1.  

Введение

Задачи и их классификация

Методы и приемы решения

1

1

 

Обзорная лекция

  1.  

КИНЕМАТИКА

 

Кинематика прямолинейного равномерного и равноускоренного движения

 

3

1

2

 

Обзорная лекция

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

 

1

 

 

Иллюстративные задачи

 

 

1.

 

Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

1

3.

ДИНАМИКА

 

10

 

 

 

 

 

 

 

1. Законы Ньютона.

 

3

1

2

 

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

 

1

 

Обзорная лекция

Иллюстративные задачи

 

 

1

Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

1

2.Мехническая работа и мощность. Энергия

 

3

1

2

 

 

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

 

1

 

Обзорная лекция

Иллюстративные задачи

 

 

1

 

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

1

Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

 

3. Законы сохранения. Работа как мера сохранения энергии.

 

3

1

1

 

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

 

1

 

Обзорная лекция

Иллюстративные задачи

 

 

1

Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

1

 

4. Закон Архимеда. Гидроаэростатика

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

Иллюстративные задачи

1

0,2

0,8

Обзорная лекция

Выделение типов задач.

Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

4

 

 

 

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

4

 

 

 

Молекулярная физика. Теплопередача  Термодинамика.

 

 

 

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. Иллюстративные задачи

 

1

 

Обзорная лекция.

Выделение типов задач.

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

3

Практикум по решение задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

 

5

 

 

ЭЛЕКТРОСТАТИКА

 

3

1

2

 

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

 

1

 

Обзорная лекция

Иллюстративные задачи

Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

2

 

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

 

 

3

1

2

 

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы.

 

 

1

Обзорная лекция

.

Иллюстративные задачи

 

 

1

Практикум по решение задач. Выделение типов задач.

Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем.

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

1

7.

 

КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ

 

2

0,8

1,2

Обзорная лекция.

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы

 

0,8

 

 Выделение типов задач.

Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем.

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

 

1,2

8.

 

ОПТИКА

 

1

0,8

1,2

Обзорная лекция.

Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы

 

 

 

 Выделение типов задач.

Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем.

Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности

 

0,8

1,2

9

ТЕСТИРОВАНИЕ. ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ

 

2

 

3

Самостоятельная работа учащихся.

10.

Рефлексия

Разбор ошибок, допущенных  при тестировании. Подведение итогов.

2

 

 

Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста. Подведение итогов.

11.

 

 

34

 

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

В лекции учителя по каждой из рассматриваемых тем дается теоретический минимум,  позволяющий вспомнить основные понятия и законы, формулы, которые используются при решении задач, рассматриваются и обсуждаются общие подходы к поиску решения физических задач, углубляются и обобщаются знания по различным разделам физики.

Практикум по решение задач предполагает общую схему поиска решения:

ознакомление с условием; словесное описание рассматриваемого физического явления, устройства  и т.д.; построение модели явления: выбор переменных, выбор физических законов, построение системы уравнений, формулировка дополнительных условий; качественный анализ полученной модели (разрешимость и единственность решения, поиск недостающих параметров и уравнений, качественное предсказание поведения системы в зависимости от ее параметров); математическое решение; анализ полученных результатов (проверка размерности, анализ предельных и частных случаев, правдоподобие полученных численных значений, анализ сделанных приближений и допущений); возможности совершенствования условия задачи, расширение общности, поиск аналогий с другими задачами из других разделов курса физики.

Самостоятельная работа учащихся предполагает дифференцированный подход к выбору задач и форм их решения (раздаточный разноуровневый дидактический материал, компьютерная диагностика). Учитывая неоднородность группы и индивидуальные особенности  учащихся,  последние  могут самостоятельно выбирать уровень решаемых задач и постепенно переходить  от одного уровня сложности к другому. Консультации  и контроль со стороны учителя  позволят сделать этот выбор в соответствие со знаниями учащихся, создадут ощущение успешности и комфорта. 

Теоретический материал занятий, рекомендации по решению к каждому из занятий учащиеся могут найти на странице учителя на сайте школы.

Каждая самостоятельная работа учащихся предполагает контроль и коррекцию знаний  учащихся.

 

 

 

 

Информационная поддержка курса

 

 

  1. Методические указания к решению задач по физике для слушателей подготовительных курсов. СПб. 2004г. Электротехнический университет «АЭТУ».
  2. Физика. Пособие для поступающих в Вуз СПб 2004 Балтийский госуд. техн. университет. «Военмех»
  3. И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Знаете ли вы физику? Вопросы и ответы..-Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. (Готовимся к ЕГЭ)
  4. Г.И Лернер. Физика. Решение школьных и конкурсных задач. Уроки репетитора.  Издательство «Новая школа» Москва 1996г.
  5. Сборник конкурсных задач по физике СПб 1995г. Госуд. унив. телекоммуникаций им. проф. М.А Бонч-Бруевича.
  6. Учебное пособие для 10 кл. с углубленным изучением физики под ред. А.А. Пинского. Издательство «Просвещение» 1985г.
  7. 7. Гольдфарб Н.И.”Физика” Задачник 10-11 классы
  8. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений
  9. Издательский дом “Дрофа” , 2000 г.
  10. В. С. Бабаев, А. В. Тарабанов, Универсальное учебное пособие по физике.-СПб., САГА, Азбука-классика,2005.

 

.

Используемая литература

  1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
  2. В.Булынин. Физика. Тесты и задачи. М.: ТИД Континент-пресс, 2004.
  3. Ланге В.Н.Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
  4. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
  5. Бутиков Е.И. Физика в примерах и задачах. М.: Наука, 1983.
  6. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа,   2002.
  7. Орлов В.А.,  Ханнанов Н.К.,  Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект-центр, 2004.
  8. Турчина Н.В. 3800 задач по физике. М.: Дрофа, 2000.
  9. В.А.Извозчиков, А.М.Слуцкий. Решение задач на компьютере. М.: Просвещение, 1999.
  10. Антропов В.М. и др. Варианты физико-математических тестов. –Екатеринбург: Уральское издательство. 2001.
  11. Бабаев В.С. Тестовые задания всех уровней. – СПб.: «Сага». 2004.
  12. Единый государственный экзамен 2001-2008: Контрольные измерительные материалы: Физики/Авт.-сост. В.А.Фролов, Н.К.Ханнанов; М-во образования РФ. – М.: Просвещение. 2002. – 222 с.
  13. Малярова О.В. Интенсивный курс физики для школьников. – СПб.: Victory. 20041. О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2000-2005
  14. Универсальное учебное пособие по физике. СПб Издательство «Сага» 2005
  15. С. А. Тригон. Физика Теоретические материалы. Помощь в подготовке к сдаче практического экзамена 2005-2006СПб Тригон 2005
  16. С. В. Степанов Физика 10 - 11 Лабораторный эксперимент М. «Просвещение» 2005
  17. В. Е. Фрадкин, И. Ю. Лебедева Физике в профильной школе
  18. СПб, Филиал издательства « Просвещение», 2005
  19. О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. Физика Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы М. «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2004
  20. А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 10 класс М. «Дрофа», 2006
  21. А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 11 класс М. «Дрофа», 2006
  22. О. Н. Старцева Олимпиада. физика. 10 класс. Волгоград, 2005
  23. Н. К. Гладышева и др. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2005
  24. И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Знаете ли вы физику? Вопросы и ответы (Готовимся к ЕГЭ).-Новосибирск: Сиб. унив., изд-во, 2004
  25. Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы. Тренировочные задачи/ авт.-сост. В. А. Шевцов.-Волгоград: Учитель,2007.

 

Литература для учащихся

  1. Кабардин О.Ф. Физика. Учебно-справочное пособие для учащихся. – М.: Аст-Астрель.
  2. Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика: формулы, формулировки: справочник для учащихся и абитуриентов. – М.: Вербум-М. 2001. -176 с.
  3. Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник 9-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа. 2002.
  4. Гринченка Б. Как решать задачи по физике для 9-11 кл. – СПб.: Мир и семья. Интерлайн. 2000.
  5. Пособие по физике для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2004. -2008

 

 

 

 

CD-диски

 

  1. Готовимся к ЕГЭ «Физика».
  2. Физика. Тесты. Кафедра физики НТМО
  3. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме.
  4. Обучающий компакт-диск «1С: Физика», 1С, 2003.
  5. Обучающий компакт-диск «Открытая физика 2.5», ФИЗИКОН, 2003.
  6. Обучающий компакт-диск «Электронные уроки и тесты. Физика в школе.», Просвещение-МЕДИА, 2005.

Интернет-ресурсы

 

  1. Сервер информац. поддержки ЕГЭ. www.ege.ru.
  2. Центр тестирования. www.ru.test.ru.

  

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»