Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 149
Калининского района Санкт - Петербург
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАИЯ ДЕТЕЙ
«РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ»
Программа ориентирована на учащихся
15-17 лет, изучающих физику на базовом уровне.
34 часа
Автор программы :
Т. Л. Касимовская
учитель физики
высшей категории
ГОУ СОШ №149
Санкт- Петербург
2009
Пояснительная записка
Курс является предметно-ориентированным, поддерживающим непрофильные предметы.
В рамках требований, которые предъявляются к выпускнику по физике на общеобразовательном уровне, не предусматривается его умение решать задачи.
Однако, среди учащихся изучающих физику на базовом уровне, всегда есть учащиеся, не исключающих возможность продолжения образования в техническом ВУЗе. Для таких учащихся и рассчитан данный курс.
Курс согласован с базовым курсом физики и предполагает изучение предмета в несколько большем объеме по количеству задач и их типов по всем разделам физики, а также решение задач с использованием информационных технологий.
Программа курса согласована с требованиями Государственного образовательного стандарта в соответствие с требованиями итоговой аттестации. Курс предполагает обобщение и углубление знаний, полученных на уроке, развития умений решать физическую задачу и через это более глубокое понимание физики.
Особое внимание уделяется тем видам задач, решению которых на уроках отводится мало времени, но которые всегда присутствуют в ЕГЭ.
Решение задач способствует развитию творческих способностей учащихся, расширяет кругозор, совершенствует навыки в решении задач с естественнонаучной основой, обобщению знаний физики, биологии, химии.
Психологический комфорт, ощущение успешности учащимся должны обеспечить индивидуальные консультации учителя в процессе их самостоятельной работы.
Индивидуальные консультации учителя в процессе самостоятельной работы учащихся должны обеспечить психологический комфорт, ощущение успешности.
Использование интернет - ресурсов, обучающих компакт - дисков позволит осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся.
Цели курса
- Способствовать формированию у учащихся интереса к изучению физики, интеллектуальных и творческих способностей, связанных с применением их к решению задач.
- Предоставить учащимся возможность соотнести уровень своих знаний с требованиями ВУЗов.
- Углубить и расширить ранее изученный материал по разделам физики.
- Совершенствовать умение решать задачи различной сложности.
Задачи курса:
1) формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач
2) совершенствование умений решения задач с использованием различных приемов и методов
3) обучение решению нестандартных задач
4) развитие специальных и общеучебных умений, предусмотренных Стандартом образования
5) развитие логических умений: способностей к абстрагированию, индукции и дедукции
6) воспитание самостоятельности, развитие воли, внимания.
Режим занятий
Курс рассчитан на 34часа ( 1 раз в неделю) .
В ходе занятий учащиеся должны научиться
- работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, трансформировать полученную информацию из одного вида в другой;
- составлять обобщающие таблицы теоретического материала к задачам по разным темам.
- представлять наглядно ситуацию, рассматриваемую в конкретной задаче в виде схемы, рисунка, чертежа.
- использовать физические и математические модели, понимая их роль в физических задачах;
- составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач;
- находить общее в подходах к решению задач в различных видах, по различным темам;
- использовать качественные методы и оценочные суждения при решении задач;
- использовать уже решенные задачи для уточнения и углубления своих знаний;
- проверять физический смысл решений.
Оценка результатов учащихся по итогам изучения курса
1. После изучения каждого крупного раздела (кинематика, динамика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика) - промежуточная тестовая работа,
2. По завершении курса – тестирование и участие в олимпиаде «Паруса науки»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- Введение . 1 час.
Методы физического познания. Что надо знать о явлениях, величинах, законах, теориях.
Этапы решения большинства физических задач. Действия с векторами и их проекциями.
- Кинематика 3 часа.
Кинематика прямолинейного равномерного и равноускоренного движения.
Мгновенная и средняя скорость. Ускорение. Поступательное и вращательное движение. Свободное падение тел.
- Динамика. 10 час.
Законы Ньютона. Движение связанных тел, движение по наклонной плоскости. Вес тела, невесомость. Конический маятник. Законы сохранения. Закон сохранения им пульса. Закон сохранения энергии в замкнутой системе тел, с учетом силы сопротивления.Механическая работа и мощность. Энергия.. Работа как мера сохранения энергии. Закон Архимеда. Гидроаэростатика. Условия плавания тел.Давление и силы давления в какой-либо точке внутри покоящейся жидкости. Закон Паскаля. Закон Бернулли.
- Тепловые явления.4 часа.
Молекулярная физика. Основное уравнение МКТ, Уравнение состояния. Газовые законы, Трубка. Компрессор Поршень. Теплопередача. Агрегатные превращения вещества. Количество теплоты. Термодинамика. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Уравнение теплового баланса. Насыщенные и ненасыщенные пары. влажность. Работа газа. I закон термодинамики и его применение к изопроцессам.
- Электростатика. 3 часа.
Закон Кулона. Закон сохранения Электрического заряда. Напряженность электрического поля. разность потенциалов. Электроемкость.
- Электрический ток. 3 часа.
Закон Ома для участка цепи, Закон Ома для замкнутой цепи. Соединения проводников. Работа, мощность и тепловое действие тока.
- Колебания и волны. 3 часа.
- Груз на пружине. Математический маятник. Колебательный контур. Уравнения гармонических колебаний : 1) механических (координаты, скорости ускорения), 2) электромагнитных (заряда, силы тока,
- Оптика физика. 3 часа.
Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Формула тонкой линзы. Оптическая сила, увеличение линзы. Формула дифракционной решетки. Положение максимума и минимума интерференционной картины.
- Тестирование. Подготовка к олимпиаде.2 часа
- Рефлексия 2 часа.
№ п/п |
Тема занятий |
|
Кол. час. |
Из них |
Форма работы |
|
Рассматриваемые вопросы темы |
Тео-рия |
Прак-тика |
||||
|
Введение |
Задачи и их классификация Методы и приемы решения |
1 |
1 |
|
Обзорная лекция |
|
КИНЕМАТИКА
Кинематика прямолинейного равномерного и равноускоренного движения |
|
3 |
1 |
2 |
Обзорная лекция |
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. |
|
1 |
|
|||
Иллюстративные задачи |
|
|
1.
|
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
1 |
|||
3. |
ДИНАМИКА |
|
10 |
|
|
|
|
1. Законы Ньютона. |
|
3 |
1 |
2 |
|
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. |
|
1 |
|
Обзорная лекция |
||
Иллюстративные задачи |
|
|
1 |
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
1 |
|||
2.Мехническая работа и мощность. Энергия |
|
3 |
1 |
2 |
|
|
|
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. |
|
1 |
|
Обзорная лекция |
|
Иллюстративные задачи |
|
|
1 |
|
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
1 |
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
||
3. Законы сохранения. Работа как мера сохранения энергии. |
|
3 |
1 |
1 |
|
|
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. |
|
1 |
|
Обзорная лекция |
||
Иллюстративные задачи |
|
|
1 |
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
1 |
|||
4. Закон Архимеда. Гидроаэростатика |
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. Иллюстративные задачи |
1 |
0,2 |
0,8 |
Обзорная лекция Выделение типов задач. |
|
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
||||||
4
|
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ |
|
4 |
|
|
|
Молекулярная физика. Теплопередача Термодинамика.
|
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. Иллюстративные задачи |
|
1 |
|
Обзорная лекция. Выделение типов задач. |
|
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
3 |
Практикум по решение задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
||
5
|
ЭЛЕКТРОСТАТИКА |
|
3 |
1 |
2 |
|
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. |
|
1 |
|
Обзорная лекция |
||
Иллюстративные задачи |
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем |
|||||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
2 |
|||
|
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
|
|
3 |
1 |
2 |
|
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы. |
|
|
1 |
Обзорная лекция . |
||
Иллюстративные задачи |
|
|
1 |
Практикум по решение задач. Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем. |
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
1 |
|||
7.
|
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ |
|
2 |
0,8 |
1,2 |
Обзорная лекция. |
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы |
|
0,8 |
|
Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем. |
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
|
1,2 |
|||
8.
|
ОПТИКА |
|
1 |
0,8 |
1,2 |
Обзорная лекция. |
Комментарий к разделу. Опорные элементы. Алгоритмы |
|
|
|
Выделение типов задач. Самостоятельная работа учащихся при консультировании учителем. |
||
Основной блок задач, расположенных в порядке возрастания сложности |
|
0,8 |
1,2 |
|||
9 |
ТЕСТИРОВАНИЕ. ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ |
|
2 |
|
3 |
Самостоятельная работа учащихся. |
10. |
Рефлексия |
Разбор ошибок, допущенных при тестировании. Подведение итогов. |
2 |
|
|
Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста. Подведение итогов. |
11. |
|
|
34 |
|
|
|
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
В лекции учителя по каждой из рассматриваемых тем дается теоретический минимум, позволяющий вспомнить основные понятия и законы, формулы, которые используются при решении задач, рассматриваются и обсуждаются общие подходы к поиску решения физических задач, углубляются и обобщаются знания по различным разделам физики.
Практикум по решение задач предполагает общую схему поиска решения:
ознакомление с условием; словесное описание рассматриваемого физического явления, устройства и т.д.; построение модели явления: выбор переменных, выбор физических законов, построение системы уравнений, формулировка дополнительных условий; качественный анализ полученной модели (разрешимость и единственность решения, поиск недостающих параметров и уравнений, качественное предсказание поведения системы в зависимости от ее параметров); математическое решение; анализ полученных результатов (проверка размерности, анализ предельных и частных случаев, правдоподобие полученных численных значений, анализ сделанных приближений и допущений); возможности совершенствования условия задачи, расширение общности, поиск аналогий с другими задачами из других разделов курса физики.
Самостоятельная работа учащихся предполагает дифференцированный подход к выбору задач и форм их решения (раздаточный разноуровневый дидактический материал, компьютерная диагностика). Учитывая неоднородность группы и индивидуальные особенности учащихся, последние могут самостоятельно выбирать уровень решаемых задач и постепенно переходить от одного уровня сложности к другому. Консультации и контроль со стороны учителя позволят сделать этот выбор в соответствие со знаниями учащихся, создадут ощущение успешности и комфорта.
Теоретический материал занятий, рекомендации по решению к каждому из занятий учащиеся могут найти на странице учителя на сайте школы.
Каждая самостоятельная работа учащихся предполагает контроль и коррекцию знаний учащихся.
Информационная поддержка курса
- Методические указания к решению задач по физике для слушателей подготовительных курсов. СПб. 2004г. Электротехнический университет «АЭТУ».
- Физика. Пособие для поступающих в Вуз СПб 2004 Балтийский госуд. техн. университет. «Военмех»
- И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Знаете ли вы физику? Вопросы и ответы..-Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. (Готовимся к ЕГЭ)
- Г.И Лернер. Физика. Решение школьных и конкурсных задач. Уроки репетитора. Издательство «Новая школа» Москва 1996г.
- Сборник конкурсных задач по физике СПб 1995г. Госуд. унив. телекоммуникаций им. проф. М.А Бонч-Бруевича.
- Учебное пособие для 10 кл. с углубленным изучением физики под ред. А.А. Пинского. Издательство «Просвещение» 1985г.
- 7. Гольдфарб Н.И.”Физика” Задачник 10-11 классы
- Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений
- Издательский дом “Дрофа” , 2000 г.
- В. С. Бабаев, А. В. Тарабанов, Универсальное учебное пособие по физике.-СПб., САГА, Азбука-классика,2005.
.
Используемая литература
- Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.
- В.Булынин. Физика. Тесты и задачи. М.: ТИД Континент-пресс, 2004.
- Ланге В.Н.Экспериментальные физические задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.
- Бутиков Е.И. Физика в примерах и задачах. М.: Наука, 1983.
- Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Задачи по физике. М.: Дрофа, 2002.
- Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Никифоров Г.Г. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект-центр, 2004.
- Турчина Н.В. 3800 задач по физике. М.: Дрофа, 2000.
- В.А.Извозчиков, А.М.Слуцкий. Решение задач на компьютере. М.: Просвещение, 1999.
- Антропов В.М. и др. Варианты физико-математических тестов. –Екатеринбург: Уральское издательство. 2001.
- Бабаев В.С. Тестовые задания всех уровней. – СПб.: «Сага». 2004.
- Единый государственный экзамен 2001-2008: Контрольные измерительные материалы: Физики/Авт.-сост. В.А.Фролов, Н.К.Ханнанов; М-во образования РФ. – М.: Просвещение. 2002. – 222 с.
- Малярова О.В. Интенсивный курс физики для школьников. – СПб.: Victory. 20041. О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2000-2005
- Универсальное учебное пособие по физике. СПб Издательство «Сага» 2005
- С. А. Тригон. Физика Теоретические материалы. Помощь в подготовке к сдаче практического экзамена 2005-2006СПб Тригон 2005
- С. В. Степанов Физика 10 - 11 Лабораторный эксперимент М. «Просвещение» 2005
- В. Е. Фрадкин, И. Ю. Лебедева Физике в профильной школе
- СПб, Филиал издательства « Просвещение», 2005
- О. Ф. Кабардин, С. И. Кабардина, В. А. Орлов. Физика Тесты для школьников и поступающих в ВУЗы М. «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2004
- А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 10 класс М. «Дрофа», 2006
- А. Е. Марон, Е. А. Марон дидактические материалы 11 класс М. «Дрофа», 2006
- О. Н. Старцева Олимпиада. физика. 10 класс. Волгоград, 2005
- Н. К. Гладышева и др. Физика Тесты. 10-11. М. Дрофа, 2005
- И. Л. Беленок, А. Н. Величко. Знаете ли вы физику? Вопросы и ответы (Готовимся к ЕГЭ).-Новосибирск: Сиб. унив., изд-во, 2004
- Тренажер по физике для учащихся 9-11 классов и поступающих в ВУЗы. Тренировочные задачи/ авт.-сост. В. А. Шевцов.-Волгоград: Учитель,2007.
Литература для учащихся
- Кабардин О.Ф. Физика. Учебно-справочное пособие для учащихся. – М.: Аст-Астрель.
- Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика: формулы, формулировки: справочник для учащихся и абитуриентов. – М.: Вербум-М. 2001. -176 с.
- Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник 9-11 классы. Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа. 2002.
- Гринченка Б. Как решать задачи по физике для 9-11 кл. – СПб.: Мир и семья. Интерлайн. 2000.
- Пособие по физике для поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. СПб.: Питер. 2004. -2008
CD-диски
- Готовимся к ЕГЭ «Физика».
- Физика. Тесты. Кафедра физики НТМО
- Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме.
- Обучающий компакт-диск «1С: Физика», 1С, 2003.
- Обучающий компакт-диск «Открытая физика 2.5», ФИЗИКОН, 2003.
- Обучающий компакт-диск «Электронные уроки и тесты. Физика в школе.», Просвещение-МЕДИА, 2005.
Интернет-ресурсы
- Сервер информац. поддержки ЕГЭ. www.ege.ru.
- Центр тестирования. www.ru.test.ru.