Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Читательская конференция по рассказу М.Шолохова
«Судьба человека». «Судьба человека – судьба страны»

Лебедева Елена Николаевна,
учитель немецкого языка
МКОУ Судайская средняя школа

Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма на  примере мужественного  и героического рассказа  о  ВОВ М.Шолохова «Судьба человека»

Задачи:

  • познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.
  • познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
  • развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
  • воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, портрет И.А.Шолохова, текст, фильм С.Бондарчука «Судьба человека», раздаточный материал, толковый словарь  С.И.Ожегова, военные песни, песня «С чего начинается Родина?», выставка книг.

Выставка книг о войне:

  • · Б. Васильев “А зори здесь тихие”,
  • · В. Быков “Повести”,
  • · А. Адамович, Д. Гранин “Блокадная книга”,
  • · К. Воробьев “Это мы, господи”, “Убиты под Москвой”,
  • · В. Некрасов “В окопах Сталинграда”,
  • · Ю. Бондарев “Повести”,
  • · В. Кондратьев “Отпуск по ранению”, “Селижаровский тракт”, “Сашка”.

Подготовка: чтение детьми рассказа М.Шолохова «Судьба человека», подготовка наизусть отдельных отрывков

Ход конференции

I. Организационный момент. (Звучит песня "С чего начинается Родина?")

(На фоне приглушенной мелодии звучат слова учителя)
Классный руководитель: - В жизни каждого человека есть святыни: хлеб, которым человек кормится, земля, на которой он живёт, мать, которая  даёт  жизнь и  Родина. Так много значит слово Родина, что другим словом  и не объяснишь, и не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе ещё что-либо подскажет, так как каждый по-своему Родину понимает.

- А как это понимаете вы, ребята? Что такое Родина?»(ответы учеников)

- Родина – это место, где ты родился и живёшь. Друзья и соседи. Это мать и отец, это твоя малая родина, поэтому Родину ещё Отчизной, Отечеством называют, как дом родной – отчим домом. Наша Родина – Россия.

Откуда появилось такое название Россия? В стародавние времена её называли Русью. Слово Русь, как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» (ложе реки, по которому она течёт меж берегов) Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна Света, солнца и добрых людей.

Ученик: За ясные зори, умытые росами,

За  русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия …Россия..

Раздолье…равнины…

Берёзы босые, седые осины,

Всё дорого с детства, всё памятно с детства

И всё же не можем никак наглядеться!

II. Актуализация знаний. Психологический настрой. Тренинг «Волшебное лукошко»

- Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции. 
- Сегодня мы продолжим вести разговор об  одном из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – о Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Тренинг «Волшебное лукошко». -Посмотрите ребята, я сегодня принесла волшебное лукошко, оно пусто, нам надо его заполнить. А заполнять будем человеческими чувствами, поступками, качествами, которые помогли выстоять нашему народу в годы ВОВ, помогли победить. Какие человеческие качества вы бы хотели положить в это лукошко? А вы все обладаете этими качествами?

III. Выступление библиотекаря. Сообщение темы конференции.

-Чем дальше уходит от нас Великая Отечественная война, тем больше осознаем мы значимость народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первое послевоенное сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом мы узнаем другую цифру: 20 миллионов. И последние официальные данные: 27 миллионов. А сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько несостоявшихся счастий, сколько неродившихся детей, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества.

-В этом году мы отмечаем  70 годовщину Великой Победы. Но нас по-прежнему волнуют страницы произведений русских писателей об этой войне, особенно тех, кто был ее участником. Назовите фамилии поэтов, писателей-фронтовиков. (Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий – ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны). Михаил Александрович Шолохов служил на фронте, выполняя обязанности корреспондента центральных газет. Военные впечатления писателя нашли отражение в незавершенном романе «Они сражались за Родину» и в рассказе «Судьба человека».

Классный руководитель: Сегодня мы проводим читательскую конференцию по рассказу М.Шолохова «Судьба человека». Доброго нам всем разговора о важном и нужном! Желаю, чтобы наша сегодняшняя встреча не только запомнилась вам надолго, но и сделала вас, ребята, еще добрее и еще лучше!

IV. Презентация о биографии и творчестве М.Шолохова

-А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»? (Выступление учащихся с заранее подготовленной презентацией).

V. Исследовательская работа. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека»

- Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова мы можете назвать? Как вы думаете, можно  по биографии героя проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

1.Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.

2.Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).

3.Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).

4.Война 1941-1945

*Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.

*1942 г. – 1944г. – попадает в плен.

*Май 1945 – встречает победу в Германии.

5.1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.

- Предметом  нашего исследования и станут эти основные этапы. Поговорим о названии произведения «Судьба человека». Человек пишется с маленькой буквы. Вроде все правильно. А как бы мы могли написать это название, прочитав рассказ? «Судьба Человека». А кого мы можем назвать Человеком? Действительно, чтобы так называться, нужно проявить какие-то особенные черты характера.

1.В каких же обстоятельствах проявляется его характер, и что мы знаем о нашем герое, зачитайте («Поначалу жизнь моя была обыкновенная», - говорит Андрей Соколов)

2.Как жил перед войной?

VI.Словарная работа (работа с толковым словарем С.И.Ожегова)

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится

В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

- Скажите,  чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство). Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.  Подберите эпиграф к нашему уроку

1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. (Старая истина)

2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил Шолохов)

3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое  важное из того, что дает человеку жизнь. Оставаться человеком в нечеловеческих  условиях — это настоящее богатство. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо  тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.(Б. Васильев)

VII. Анализ произведения. Пересказ эпизодов.

- Как произошла встреча М.А. Шолохова с прототипом главного героя. Прочитайте. «присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, он (Шолохов ) заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть… на этом плетне и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе

а) Описание героя

- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки? (Герой рассказа Андрей Соколов  - обыкновенный, простой человек.)

Чтобы понять авторскую концепцию человека  еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа. В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом. («Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке»)
(Звучит песня «Священная война»).

- Началась ВОВ. (Стихотворение читают учащиеся)

«Началась война. В сердца вонзилось
Страшною отравленной стрелой.
И на свете всё переменилось.
И тревога встала над страной.
Эта весть собой закрыла солнце,
Словно туча чёрная в грозу.
Нивы вдруг пожухли,
Звери вздрогнули
В разбуженном лесу.
Эта весть ударила, как бомба.
Гнев народа поднялся волной.
В этот день мы поклялись до гроба
Воевать с проклятою войной.

- Отправка на фронт? Прощание с женой? Формирование? Военная служба? (Все, как у всех!).

- Плен. Как попал в плен? Почему, когда он понял, что уже в окружении, фактически в плену, у него ноги подкосились? - Как ведет себя в момент пленения? Почему поднялся? (эпизод с сапогами, портянками).

В каких еще ситуациях проявляется его мужество и достоинство?

Рассмотрим эпизоды жизни в плену.

  1. Убийство предателя (пересказ эпизода) – 1 ученик.
  2. Первый побег (непродуманный, стихийный) – 2 ученик.
  3. Поведение у коменданта (пересказ; кадр из фильма «Судьба человека»: эпизод с комендантом Мюллером) – 3 ученик.
  4. Второй побег (с пользой для своих) 4 ученик.

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

(чтение диалога)

– Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова? 
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
Приглашение к размышлению: Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли родную хату»

-Во вражеском плену Андрей Соколов провел два долгих года. Судьба награждает его и предоставляет случай бежать. Он уже на родной земле среди своих. Его тут же отправляют в госпиталь, а затем в отпуск. Вот она, долгожданная свобода. Ничто не мешает ему хоть ненадолго вернуться к семье и любимой жене; вновь окунуться в домашнее тепло, ласку и любовь. Но нет… Судьба распорядилась по-иному. Андрей никогда больше не сможет встретиться со своей семьей, так как жена и дочери погибли при попадании тяжелой бомбы в родную хату. То, чем он жил два этих мучительных года, было утрачено в одно мгновенье. Шолохов не описывает чувств своего героя в тот момент, когда он читает злосчастное письмо. Боль и скорбь по близким людям словами передать невозможно! - Страшное известие из дома. (Звучит песня «Враги сожгли родную хату» на стихи Исаковского) – 5 ученик. Ничего похожего в нашей жизни нет. Даже не по сюжету песни, а по тому накалу боли, которая сюжет пронизывает. Лично для самого солдата все его подвиги и заслуги ничего не стоят, если он теряет свою жену и детей.

- Найдите и зачитайте отрывок май 1945.  – Как встречает победу?

- Как Андрей встретился с Ванюшей? Пересказ эпизода.

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой. Анализ эпизода

- Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной). Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя»). – Каково  цветовое  значение  этого  образа? (Здесь  имеется  в виду  ярко-голубой  цвет. Чистый,  непорочный,  Ярко-жёлтым,  звёздным,  каким-то  неземным  цветом  сияют  глаза  мальчик). Андрей  Соколов, пройдя  через  войну,  потеряв    в  эти  страшные  годы  всё,  что можно было,  совершенно  опустошённый,  встречает  Ванюшку  с  ясными,  как  небушко,  как звёздочки,  омытые  дождём,  глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?(Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл. – К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

VIII. Активизация  мыслительной деятельности.

-Человек остался Человеком до конца и лучше всего об этом прочитать слова самого М. Шолохова в заключительной части рассказа.

-А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы). Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны). Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками). – -О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя). В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, желтому солнцу. Подтвердите это примером из текста. Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё  больше  и  больше  солнца,  блеска,  тепла    даруется  героям  рассказа.   Всё  больше  и  больше  мира  проникает  в  их  душу.  Жёлтый  солнечный  цвет  символизирует  наступающее  счастье)

-А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.  Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли).Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя  песчинкой? 

 

 

IX. Работа в группах. Проблемные вопросы.

1. Как раскрывается в рассказе «Судьба человека» трагедия нашего народа, его бедствия и страдания?

2.  Чем поучительна история Андрея Соколова?

3.  Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?

4.  Как понимаете выражение: «Судьба человека – судьба народа?»

Земляки – герои. Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиги в годы ВОВ наших односельчан: ветераны ВОВ, труженики тыла, дети войны. Будьте внимательны к этим людям, дарите им свою заботу, доброту, внимание, частичку своей души.

X. Экспресс – опрос: «Роль книги в нашей жизни» (Представление диаграмм по результатам анкетирования учащихся 8 класса)

  • Любите ли вы читать книги? Какую книгу последнюю вы прочитали?
  • Как часто ходите в библиотеку? Книги каких жанров предпочитаете?

XI. Знакомство с выставкой книг «Судьба страны» (Выступление библиотекаря)

XII. Работа в группах - составление кластера по теме: Родина, патриотизм.

Викторина по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIII. Подведение итогов. Рефлексия.

-Ребята, вы все молодцы, замечательно работали. Мы вместе совершили путешествие вглубь строк произведения М.Шолохова. Мы вспомнили сегодня только одно произведение писателя, но, надеемся, что наша конференция дала новый толчок для того, чтобы взять книги М.Шолохова и вновь перечитать рассказы этого удивительного писателя.

- А сейчас я вам предлагаю составить синквейн к слову «Судьба». (ответы групп)

- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на классном часе. Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии? Что больше всего понравилось?

 

 

Заполните бланк: распределите по цветовой гамме: белый – равнодушно, красный – узнал много нового, полезного, синий – работа удалась

 

+

 

 

 

 

 

-

 

Интересно

Слово классного руководителя. Молитва о долге, чести, патриотизме

Ты пришел в этот мир не для того, чтобы праздно отдыхать, не для того, чтобы жить только на свое благо, не для того, чтобы красиво жить.

А ты пришел в это мир  для того, чтобы сохранять традиции, чтить память, для того, чтобы любить свою малую и большую Родину, для того, чтобы оправдывать  надежды наших дедов и прадедов, чтобы быть патриотом своей страны.

- А сейчас прижмитесь тесно друг к другу. Вот так, плечом к плечу, мы все вместе должны творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы –– Россияне. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках! Помните, что  «героями не рождаются, героями становятся…»

Стихотворение «Россия, Россия, Россия» (читают учащиеся)

1. Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

2.Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

3.Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

4.И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна! (В. Гудимов)

 

Интернет – ресурсы:

1.  http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/500-rasskaz-ma-sholohova-sudba-cheloveka.html

http://festival.1september.ru/articles/615550/

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»