Учитель истории и обществознания ГОУ СОШ № 283 Кировского района Санкт-Петербурга Соболева Анна Евгеньевна
Учитель географии ГОУ СОШ № 283 Кировского района Санкт-Петербурга
Заостровцева Елена Борисовна
Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместе
Осознанная любовь к своему народу не соединима с
ненавистью к другим
Д.С. Лихачев
Учебно-воспитательные цели и задачи урока:
- выявить качество и уровень овладения знаниями, полученными на предыдущих уроках истории, географии, обществознания по темам: «Население России. Национальный и религиозный состав населения. Формы территориального устройства (9 кл.- география), «Начало формирования многонационального государства» (10 кл.- история), «Россия – родная страна» (8 кл.- обществознание), «Нации и межнациональные отношения» (11 кл.- обществознание), «Многонациональный и многоконфессиональный Санкт – Петербург» (9 кл.- история и культура СПб) и др.
- обобщить материал как систему знаний
- осознать значимость и актуальность выбранной темы
- осмыслить сущность и причины происходящих процессов в многонациональных государствах
- развивать коммуникативные навыки при работе в группах, находить компромиссные решения проблемы, воспитывать культуру диалога
- способствовать развитию различных умений: понимать проблему, делать выводы и заключения на основе источников и литературы, рассуждать, определяться в суждениях по проблеме, находить фактологические подтверждения своих выводов
- воспитывать учащихся в духе терпимости, гуманизма, уважения друг к другу
- учить соблюдать основные принципы культуры мира в своей повседневной жизни.
Считаем, что выбранная тема является чрезвычайно актуальной. К концу ХХ в. в мире сложилась сложная ситуация. ХХ в. вошел в историю как век войн. Во многих странах обостряются межнациональные, религиозные конфликты, социальные противоречия. Человечество создало культуру насилия, крайней формой которого стал терроризм.
Наша цель – воспитать поколение, которое научится жить в мире, решать конфликты любого уровня без применения силы, воспитать культуру толерантности, особенно в молодежной среде многонационального Санкт-Петербурга.
Одна из задач конференции – содействовать профилактике экстремизма в молодежной среде и национально – культурному взаимодействию в петербургском обществе.
Урок проводится в рамках международного дня толерантности. Считаем уместным проведение данной конференции при изучении тем: «Население России» - (курс географии 9 класс); «Нации и международные отношения» - (курс обществознания 11класс); ряд тем, связанных с историей формирования государств (курс истории России, всеобщей истории).
Тип урока: комбинированный, интегрированный урок-конференция.
Урок - конференция рассчитан на два учебных часа.
Методы и формы учебной деятельности: выступление учащихся по вопросам основного содержания конференции, коллективное обсуждение актуальных проблем, работа в группах, проведение группами небольших исследований в виде докладов, привлечение дополнительных источников информации для самостоятельного изучения.
Учебно-методический комплекс:
1.Мультимедийное оборудование
2.Видео, аудиотехника
3.Политико - административная карта Российской Федерации, атласы по истории и географии для 8-9 классов
4.Раздаточный материал (контурные карты, тесты, иллюстрации)
5.Выставка книг, художественных произведений, рефератов и докладов учащихся.
Подготовка к конференции:
Учащиеся разбиваются на несколько групп: «социологи», «географы», «историки», «политологи», «культурологи», «ведущие», «эксперты». Каждая группа заранее получает задания для обсуждения и исследования проблемы. В группах распределяются роли участников, определяются выступающие. Все остальные, по ходу конференции, высказывают свою точку зрения.
Группа «ведущих» вначале конференции знакомит участников с основными аспектами проблемы, ведут конференцию, задают вопросы участникам, подводят итоги.
Ход конференции:
Ведущие:использование мультимедийного комплекса (музыкальное сопровождение – песня «Родина моя» в исполнении Софии Ротару, заставка с названием конференции на экране), постановка проблемы.
|
|
Iгруппа «Социологи». Опережающее задание группе: провести социологический опрос среди учащихся школы (по желанию) по вопросам:
1. задумывались ли вы о своей национальной принадлежности?
2. представители каких национальностей есть в вашей семье?
Обобщить данные анкет, сообщить результаты, сделать выводы.
Учащиеся докладывают результаты социологического опроса, обобщают данные и делают выводы.
|
|
По ходу выступления группы, термины «этнос», «нация» выводятся на экран, участники группы дают определения терминам.
IIгруппа «Географы». Опережающее задание группе: подготовить сообщение об особенностях расселения народов и народностей на территории РФ, объяснить значение терминов «титульный народ», «федерация», «ассимиляция», подготовить задания для других групп по проверке знаний политико-административной карты РФ. (На экране – таблица, термины).
«Географы» предлагают выполнить следующее:
1 задание: на контурных картах заштрихуйте районы сплошной полосы заселения славянскими народами.(европейская часть почти вся, Сибирь, Дальний Восток – южные территории)
2 задание: какие районы России являются самыми многонациональными? Обозначьте эти территории.
3 задание: решить тест «Республики – столицы».
IIIгруппа «Историки». Опережающее задание группе: осветить исторический аспект складывания многонационального государства.
Учащиеся группы рассказывают об основных этапах формирования многонационального государства, периодах колонизации, делают выводы.
(далее - работа с картами «Древнерусское государство», «Россия в ХVIв. – ХVIIвв.», «Российская империя в ХIХв.», «Политико – административная карта Российской Федерации».
IVгруппа «Политологи» - опережающее задание группе: подобрать материал о существующих межнациональных и межконфессиональных конфликтах, выяснить их причины, попытаться предложить пути и средства решения этих проблем.
Учащиеся напоминают значения терминов (работа с терминами «этнос», «нация», «национализм», «шовинизм», «национальный вопрос», «толерантность»). |
|
Термины выводятся на экран, учащиеся группы «политологов» объясняют их значение.
Vгруппа «Культурологи». Опережающее задание группе: используя фактологический, иллюстративный материал, показать особенности и богатство национальных культур народов, входящих в состав России.
Учащиеся группы рассказывают о религиях народов, населяющих РФ, о некоторых культурных традициях и проводят тест – игру «Фольклорный фестиваль» (на экране – видоматериал).
|
|
По окончании выступлений «эксперты» собирают контурные карты, тесты, карточки с заданиями, обрабатывают их и готовят отчет по итогам.
Заключительная часть
Ведущие обобщают итоги работы групп и предлагают выполнить последнее творческое задание – составить Декларацию «Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместе», используя опорные слова: многообразие культур, гармония, милосердие, мир, ненасилие, гуманистические ценности, взаимоуважение, общение, воспитание, национальные традиции, равенство, любовь, веротерпимость, взаимное обогащение, взаимопонимание, многоконфессиональный Петербург.
Говорят о том, что актуальность и острота проблемы по национальному вопросу в России – многонациональном, исторически сложившемся государстве, к сожалению, остается. «Мы хотим предложить вам попробовать внести свой вклад в решение этих важных проблем. Подумайте, что бы вы сказали народам мира, России, петербуржцам, своим сверстникам. Внесите свои предложения в документ, который мы назовем «Декларация» в поддержку культуры мира и ненасилия. Название Декларации мы дадим такое же, как нашей сегодняшней конференции – «Многонациональная Россия: мы разные, но мы вместе».
Учащиеся составляют положения Декларации и зачитывают их.
На экране – слайд «Национальное лицо Петербурга», ведущие говорят о многонациональном Санкт-Петербурге.
Конференция заканчивается «Гимном Великому городу» Глиэра.
Библиография:
1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. М.,Просвещение,2002.
2. Асеева И.В. Население и хозяйство России. СПб., Просвещение. 2004.
3. Гладкий Ю.И., Доброскок В.А., Семенов С.П. Социально – экономическая география России. М., Гардарики,2002.
4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России ХХ – начало ХХ1 в. М., Просвещение, 2004.
5. Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. М., Дрофа. 2003.
6. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.,Логос, 2006.
7. Рябов Ю.А. Россия на рубеже Х1Х – ХХв.Ч.1, СПб., 1998.
8. Сахаров А.Н.Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца ХУ11в. М., Просвещение, 1995
9. Смирнова Т. «Национальное лицо Петербурга».МИГ 17. Журнал для старшеклассников №8, октябрь,2007.
10.Сто народов. Сто языков. Этнографические очерки. Под ред. Л.М.Минца. М., Просвещение.1992.
11.История России ХХв. Энциклопедия для детей. М., 1995.
12.Народы России. Энциклопедия. М.,1994.
13.Энциклопедия для детей. Том 6. Религии мира. М., 1999.
14. Этнокалендарь Санкт – Петербурга 2008г. Изд – во «Фрегат», 2007, 198с.-