Санкт-Петербургское негосударственное общеобразовательное учреждение
Православная общеобразовательная гимназия
Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского
«Утверждаю» «Согласовано»
директор ___________ Каранаева Н.В. председатель отдела по религиозному образованию СПб Епархии
прот.Александр Зелененко __________
Программа дополнительного образования
по предмету «Основы православной культуры»
для 1-4 классов
возраст учащихся: 6-10 лет
Составители - священник Алексий Фомин, настоятель домового храма Св.Александра Невского, преподаватель основ православия
- Федоренко Сергей Александрович, зам.директора по учебно-методической работе, преподаватель основ православия и христианской этики.
Данная программа рассмотрена и
одобрена на заседании методического
совета ОУ
18 октября 2009 года, протокол № 2
Председатель методобъединения
___________________Федоренко С.А.
Санкт-Петербург
2009/2010 учебный год
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личности, патриота Отечества, Термин «образование» происходит от слова «образ». Очень важно, какой именно образ вкладывается в ученика. Это определяет его социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности, что особенно важно для тачальной школы, где закладывается фундамент дальнейшего образования ребенка. Образ человеческий обретается каждым новым поколением людей лишь в процессе широко понимаемого образования, в котором вместе с семьей участвуют школа, общество, государство, Церковь, многообразные общественные институты. Главное предназначение школы состоит в одухотворении подрастающих поколений. Реальным путем повышения воспитательного потенциала школы является усиление диалога школы с главнейшей конфессией России – Православной Церковью.
Главной целою курса является формирование верных представлений о Православии, о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семи, любви к Отечеству, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению, к природе и т.д.
Задачи курса:
- дать систему начальных знаний о православной вере, основных догматах христианства;
- способствовать овладению учениками основной христианской терминологии;
- выработать умения строить взаимоотношения на основе христианской системы ценностей;
- дать начальные практические знания о Церкви, молитве, посте, церковных праздника, богослужении;
- научить учеников владеть различными способами самостоятельной работы по данном предмету.
Предмет «Основы Православной культуры» непосредственно связан с такими предметами, как русский язык, литература, природоведение и другие.
В связи с требованиями к уровню знаний ученика начальной школы Православной гимназии по окончании курса предмета «Основы Православной культуры» он должен знать:
- основы православного вероучения;
- правила поведения в храме;
- основные молитвы;
- основные церковные праздники.
Курс предмета «Основы Православной культуры» (для начальной школы) рассчитан на 4 года обучения, включает в себя 110 аудиторных часов, отводится время и на самостоятельную работу учеников по данному предмету.
III. Учебно - Тематический план
Наименование разделов тем |
Количество аудиторных часов |
Самостоятельная работа учеников |
Первый класс |
|
|
Раздел 1. Вводная беседа |
3 |
|
Раздел 2. Мир Божий |
10 |
|
Тема 2.1. Мир вокруг нас |
3 |
|
Тема 2.2. Место человека в мире |
3 |
|
Тема 2.3. Вместе с другими |
4 |
|
Раздел 3 Человек |
10 |
|
Тема 3.1. Человек – царь природы |
3 |
|
Тема 3.2. Жизнь человека |
3 |
|
Тема 3.3. Участь праведного и грешного |
4 |
|
Раздел 4. Иисус Христос |
8 |
|
Тема 4.1. Богочеловек |
3 |
|
Тема 4.2. Иисус Христос - Спаситель |
2 |
|
Тема 4.3. Иисус – Сын Божий |
3 |
|
Всего за 1 класс |
31 |
|
Поурочное тематическое планирование.
Раздел 1: Вводная беседа. 3 часа.
Урок 1: Что, зачем и как изучают «Основы православия».
Урок 2: Православие как христианское мировоззрение.
Урок 3: Роль Православия в жизни российского общества.
Раздел 2. Мир Божий. 10 часов.
Тема 2.1. Мир вокруг нас. 3 часа.
Урок 1: «Живая природа как часть сотворенного Богом мира, Отношение человека с животными».
Урок 2: «Неживая природа – часть Мира Божиего»
Урок 3: «Люди вокруг нас – самое совершенное Божие творение»
Тема 2.2. Место человека в мире. 3 часа.
Урок 1: «Заповеди об отношении человека к Богу».
Урок 2: «Заповеди об отношении человека к человеку в Законе Моисея».
Урок 3: «Человек – защитник и хранитель сотворенной Богом природы».
Тема 2.3. Вместе с другими. 4 часа.
Урок 1: «Соседство с людьми и его христианский смысл»
Урок 2: «Прежнее соседство и соседство в современных городах»
Урок 3: Паломническая поездка к православным святыням – знакомство с православными людьми».
Урок 4: «В моем родном городе».
Раздел 3. Человек
Тема 3.1.: Человек – царь природы 3 часа.
Урок 1: «Как понимать Божие указание людям о господстве над животными»?
Урок 2: «Животные служат святым людям (св.Герасим Иорданский и лев. св.Серафим Саровский и медведь)».
Урок 3: «Может ли человек изменять природу»?
Тема 3.2.: Жизнь человека. 3 часа
Урок 1: «Таинство крещения – начало христианской жизни».
Урок 2: «Первая исповедь. Понятие о покаянии».
Урок 3: «Любовь к ближнему. Рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы»?»
Тема 3.3: Участь праведного и грешного. 4 часа.
Урок 1: «Кончина человека, Мытарства, Описание прохождения мытарств в жизни святого Василия Нового».
Урок 2: «Частный суд. Что мы знаем о райских блаженствах прведных из Библии и жития святых».
Урок 3: «притча о богатом и Лазаре. Ее смысл. Воскрешение св. Лазаря Иисусом Христом. Значение этого события».
Урок 4: «Страшный суд – окончательное определение участи праведных и грешных».
Раздел IV. Иисус Христос. 8 часов.
Тема 4.1.: Богочеловек. 3 часа.
Урок 1: «пророчества об Иисусе Христе».
Урок 2: «Слова Христа о самом Себе в Евангелиях».
Урок 3: «Чудеса, сотворенные Христом. Страдания, распятие, смерть и Воскресение Иисуса Христа».
Тема 4.2.: Иисус Христос – Спаситель. 2 часа.
Урок 1: «Сюжеты Нового Завета» (описание личности Христа, начиная с чудесных событий и откровений Рождественской ночи)».
Урок 2: «Сошествие во ад: Спаситель выводит души ветхозаветных праведников».
Тема 4.3.: Иисус – Сын Божий. 3 часа.
Урок 1: «Сюжеты Нового Завета: Иисус – Сын Божий».
Урок 2: «Туринская плащаница».
Урок 3: Повторение и обобщение.
Тематический план.
Наименование разделов тем |
Количество аудиторных часов |
Примечания самостоятельная работа учеников |
Второй класс |
|
|
Раздел 5. Откровение Божие |
5 |
|
Тема 5.1. Библия |
2 |
|
Урок 1: «Древность Библии. Заветы Ветхий и Новый» |
|
|
Урок 2: «Библия как исторический источник». |
|
|
Тема 5.2. Евангелие. |
3 |
|
Урок 1: «За кого почитают меня люди»?
|
|
|
Урок 2: «Евангелие и евангелисты». |
|
|
Урок 3: «евангелие о старой и новой Пасхе» |
|
|
Раздел 6. Богообщение. |
|
|
Тема 6.1. Храм Божий. |
2 |
|
Урок 1: «Устройство храма, его символика». |
|
|
Урок 2: «Алтарь и инотостас». |
|
|
Тема 6.2. Молитва |
2 |
|
Урок1: «Через молитву Сам Господь бемедует с нами». |
|
|
Урок 2: «Храм – идеальное место для молитвы». |
|
|
Тема 6.3. Священство |
2 |
|
Урок 1: «Понятие о всеобщем священстве. Трехстепенная иерархия: диаконы, пресвитеры и епископы». |
|
|
|
|
|
Урок 2: «Священник (иерей, пресвитер) как глава православного прихода». |
|
|
Тема 6.4. Пост в Церкви |
2 |
|
Урок 1: «Многодневные посты в Православной Церкви». |
|
|
Урок 2: «Однодневные посты Евхаристический пост». |
|
|
Тема 6.5 Церковные праздники |
4 |
|
Урок 1: «Понятие о двунадесятых праздника». |
|
|
Урок 2: «Господские праздники». |
|
|
Урок 3: «Богородичные праздники». |
|
|
Урок 4: «праздники наиболее почитаемых святых (День св.Серафима Саровского, дни памяти св.Александра Невского, дни св. Николая Чудотворца)». |
|
|
Раздел 7 Бог – Троица. |
|
|
Тема 7.1. Что мы знаем о Боге. |
2 |
|
Урок 1: «Бог есть: аргументы в пользу бытия Божия». |
|
|
Урок2 «Научный и нравственный тупик атеизма. Свойства Бога». |
|
|
Тема 7.2. Имена Божии |
2 |
|
Урок 1. «Ветхозаветные имена Бога». |
|
|
Урок 2: «Какие новые имена (свойства) Бога открылись нам в Новом Завете»? |
|
|
Тема 7.3. Трипостасный Бог |
3 |
|
Урок 1: «Бог – Отец» |
|
|
Урок 2: «Бог – Сын». |
|
|
Урок 3: «Бог-Дух Святой» |
|
|
Раздел 8. Бог-Творец. |
|
|
Тема 8.1. Мир видимый и невидимый. |
2 |
|
Урок 1: «Чем и кем наполнен видимый мир»? |
|
|
Урок 2: «Невидимый мир: Ангелы и демоны». |
|
|
Тема 8.2. «Творение мира». |
2 |
|
Урок 1: «творение Богом невидимого мира». |
|
|
Урок 2: «Творение богом видимого мира». |
|
|
Тема 8.3. Жизнь в раю |
1 |
|
Тема 8.4. Грехопадение |
1 |
|
Тема 8.5. Грех и покаяние |
1 |
|
Тема 8.6. Обетование Спасителя. |
1 |
|
Обобщение и повторение |
3 |
|
Всего за второй класс |
34 |
|
|
|
|
Третий класс |
|
|
Раздел 9. Что мы знаем |
4 |
|
Тема 9.1. Окружающий нас мир |
1 |
|
Тема 9.2. Кто такой человек? |
1 |
|
Тема 9.3. Кто есть Бог? |
2 |
|
Урок 1: «Бог-Творец и Судия мира» |
|
|
Урок 2: «Бог – это любовь» |
|
|
Раздел 10. Десять заповедей. |
20 |
|
Тема 10.1. Ветхозаветная религия |
2 |
|
Урок 1 «Что такое Закон Божий.2 |
|
|
Урок 2: «Ветхозаветная религия – подготовка человечества к принятию Христа». |
|
|
Тема 10.2. Авраам, Исаак, Иаков. |
1 |
|
Тема 10.3. История Иосифа |
3 |
|
Урок 1: «Иосиф – любимый сын Иакова». |
|
|
Урок 2: «Сны Иосифа. Продажа братьями». |
|
|
Урок 3: «Иосиф в Египте. Встреча с братьями». |
|
|
Тема 10.4. Моисей |
3 |
|
Урок 1: «История рождения и детство Моисея». |
|
|
Урок 2: «Горящий терновый куст. Казни египетские. Пасха». |
|
|
Урок 3: «Моисей вождь и законоучитель». |
|
|
Тема 10.5. Исход |
3 |
|
Урок 1: «Переход черед Чермное море». |
|
|
Урок 2: « Манна с неба». |
|
|
Урок 3: «Евреи в пустыне. Моисей добывает воду из скалы». |
|
|
Тема 10.6. Скрижали Завета |
3 |
|
Урок 1: «Моисей получает скрижали на горе Синай» |
|
|
Урок 2: «Золотой телец» |
|
|
Урок 3: «Устройство скинии. Жертвоприношение» |
|
|
Тема 10.7. Древние пророки |
3 |
|
Урок 1: «Пророк Илия. Спор с языческими жрецами. Вознесение живым на небо». |
|
|
Урок 2: «Пророк Елисей, Чудо с водой и чудо с маслом. Исцеление Неемана». |
|
|
Урок 3: «Пророк Исаия». |
|
|
Тема 10.8. Закон и благодать |
2 |
|
Урок 1: «Ветхозаветный человек в узах Закона» |
|
|
Урок: «Понятие о евангельской благодати». |
|
|
Раздел 11. Семья |
6 |
|
Тема 11.1. Бог благословляет семью |
2 |
|
Урок 1: «Благословение Иисусом брак» |
|
|
Урок 2: «Основные моменты Церковного венчания» |
|
|
Тема 11.2. Родители. |
1 |
|
Тема 11.3. Дети. |
1 |
|
Тема 11.4. Родословная. |
1 |
|
Тема 11.5. Имя человека. |
1 |
|
Тема 11.6. Фамилия |
1 |
|
Самостоятельная работа по пройденной теме. |
1 |
|
Обобщение и повторение |
2 |
|
Всего за 3 класс: |
43 |
|
|
|
|
Четвертый класс |
|
|
Раздел 12. Святые |
|
|
Тема 12.1. Святые ангелы. |
3 |
|
Урок 1: «Ангелы – помощники Бога и наши защитники». |
|
|
Урок 2: «Наш Ангел – Хранитель». |
|
|
Урок 3: «Изучаем икону Архангела Михаила (иконография св. архангела Михаила)». |
|
|
Тема 12.2. Святые люди |
3 |
|
Урок 1: «О святых людях лики святых». |
|
|
Урок 2. «Святые люди Ветхого Завета. Праведный Иов». |
|
|
Урок 3: «Святые апостолы – евангелисты». |
|
|
Тема 12.3. Пророка. |
2 |
|
Урок 1: «Что мы знаем о пророках». |
|
|
Урок 2: «Житие самого великого пророка – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна». |
|
|
Тема 12.4. Апостолы. |
4 |
|
Урок 1: «Что мы знаем об апостолах»? |
|
|
Урок 2: «Двенадцать апостолов и апостолы» от семидесяти». |
|
|
Урок 3: «Первоверховные апостолы Петр и Павел». |
|
|
Урок 4. «Апостол России» житие апостола Андрея Первозванного». |
|
|
Тема 12.5: «Равноапостольные. |
3 |
|
Урок 1: «Равноапостольные» как равные апостолам. Св. равноапостольная Мария Магдалина». |
|
|
Урок 2: «Святые равноапостольные просветители и крестители народов: император Константин Великий и мать его царица Елена, Нина просветительница Грузии, Кирилл Мефодий просветители славян и др.». |
|
|
Урок 3: «Святые равноапостольные Великая княгиня Ольга и Великий князь Владимир креститель Руси: жизнь и подвиги». |
|
|
Тема 12.6. Благоверные. |
3 |
|
Урок 1: «Благоверные» как князья, цари, императоры, до конца верные Богу». |
|
|
Урок 2: «Житие святого благоверного князя Даниила Московского». |
|
|
Урок3: «Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского». |
|
|
Тема 12.7. Преподобные. |
3 |
|
Урок 1: «Преподобные» как монахи, весьма подобные ангелам. игумен всея Руси святой преподобный Сергий Радонежский». |
|
|
Урок 2: «Житие святых Антония и Феодосия Печерских – основоположников русского монашества». |
|
|
Урок 3: «Житие святого преподобного Серафима Саровского». |
|
|
Тема 12.8. Святители. |
3 |
|
Урок 1: «Святители» как святые архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). «Величайшие святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст». |
|
|
Урок 2: «Любимый святитель: житие архиепископа Мир Ликийских Николая Чудотворца». |
|
|
Урок 3: «Святой Иоанн Шанхайский (Максимович) – величайший святитель Русского Зарубежья XX века. |
|
|
Тема 12.9: Праведные |
2 |
|
Урок 1: «Праведные» как простые (часто семейные) люди, угодившие Богу подвигом повседневной праведной жизни». |
|
|
Урок 2: «Житие св.Праведного Иоанна Кронштадского» |
|
|
Тема 12.10: Блаженные |
2 |
|
Урок 1: «Блаженные» (счастливые) и «юродивые» (безумные) как святые, которые кажутся безумными, но являются мудрее самых «умных». |
|
|
Урок 2: «Житие святой Ксении Блаженной Петербургской» |
|
|
Тема 12.11: Бессеребренники |
2 |
|
Урок 1: «Бессеребренники – святые врачи, не требующие мзды (серебра) за исцеление больных» |
|
|
Урок 2: «Житие святых бессеребренников Косьмы и Дамиана». |
|
|
Тема 12.12. Мученики |
2 |
|
Урок 1: «мученики как люди до смерти пострадавшие за веру во Христа» |
|
|
Урок 2: «Святой царь Николай II – мучник за русский народ и Россию» |
|
|
Тема 12.13. Святые новомученики и исповедники Российские. |
2 |
|
Урок 1: «Святые Царственные мученики» |
1 |
|
Урок 2: « Святитель Тихон, патриарх Московский и всей России». |
|
|
Всего за 4 класс: |
34 |
|
Итого: |
133 |
|