Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Санкт-Петербургское негосударственное общеобразовательное учреждение

Православная общеобразовательная гимназия

 Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского

 

«Утверждаю»                                                                                 «Согласовано»

директор ___________ Каранаева Н.В.             председатель отдела по религиозному                                                                                     образованию СПб Епархии

                                                                                  прот.Александр Зелененко __________

 

 

Программа дополнительного образования

по предмету «Основы православной культуры»

для 1-4 классов

возраст учащихся: 6-10 лет

 

 

 

Составители     - священник Алексий Фомин, настоятель домового храма  Св.Александра Невского, преподаватель основ православия

-          Федоренко Сергей Александрович, зам.директора по учебно-методической работе, преподаватель основ православия и христианской этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данная программа рассмотрена и

одобрена на заседании методического

совета ОУ

18 октября 2009 года, протокол № 2

 

Председатель методобъединения

___________________Федоренко С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009/2010 учебный год

 

I.                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Одной из основных функций образования является формирование высоконравственной, культурной личности, патриота Отечества, Термин «образование» происходит от слова «образ». Очень важно, какой именно образ вкладывается в ученика. Это определяет его социально-нравственную и мировоззренческую ориентацию, влияет на становление характера личности, что особенно важно для тачальной школы, где закладывается фундамент дальнейшего образования ребенка. Образ человеческий обретается каждым новым поколением людей лишь в процессе широко понимаемого образования, в котором вместе с семьей участвуют школа, общество, государство, Церковь, многообразные общественные институты. Главное предназначение школы состоит в одухотворении подрастающих поколений. Реальным путем повышения воспитательного потенциала школы является усиление диалога школы с главнейшей конфессией России – Православной Церковью.

Главной целою курса является формирование верных представлений о Православии, о христианской системе ценностей, в которую гармонично включены понятия о высоконравственной жизни, приверженности традициям крепкой и здоровой семи, любви к Отечеству, уважительному отношению к ближнему, бережному отношению, к природе и т.д.

 

Задачи курса:

 

- дать систему начальных знаний о православной вере, основных догматах христианства;

-         способствовать овладению учениками основной христианской терминологии;

-         выработать умения строить взаимоотношения на основе христианской системы ценностей;

-         дать начальные практические знания о Церкви, молитве, посте, церковных праздника, богослужении;

-         научить учеников владеть различными способами самостоятельной работы по данном предмету.

Предмет «Основы Православной культуры» непосредственно связан с такими предметами, как русский язык, литература, природоведение и другие.

      В связи с требованиями к уровню знаний ученика начальной школы Православной гимназии по окончании курса предмета «Основы Православной культуры»  он должен знать:

- основы православного вероучения;

- правила поведения в храме;

- основные молитвы;

- основные церковные праздники.

            Курс предмета «Основы Православной культуры»  (для начальной школы) рассчитан на 4 года обучения, включает в себя 110 аудиторных часов, отводится  время и на самостоятельную работу учеников по данному предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Учебно - Тематический план

Наименование разделов тем

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа учеников

Первый класс

 

 

Раздел 1. Вводная беседа

3

 

Раздел 2. Мир Божий

10

 

Тема 2.1. Мир вокруг нас

3

 

Тема 2.2. Место человека в мире

3

 

Тема 2.3. Вместе с другими

4

 

Раздел 3 Человек

10

 

Тема 3.1. Человек – царь природы

3

 

Тема 3.2. Жизнь человека

3

 

Тема 3.3. Участь праведного и грешного

4

 

Раздел 4. Иисус Христос

8

 

Тема 4.1. Богочеловек

3

 

Тема 4.2. Иисус Христос - Спаситель

2

 

Тема 4.3. Иисус – Сын Божий

3

 

Всего за 1 класс

31

 

 Поурочное тематическое планирование.

Раздел 1:        Вводная беседа. 3 часа.

Урок 1:           Что, зачем и как изучают «Основы православия».

Урок 2:           Православие как христианское мировоззрение.

Урок 3:           Роль Православия в жизни российского общества.

 

Раздел 2. Мир Божий. 10 часов.

Тема 2.1.        Мир вокруг нас. 3 часа.

Урок 1:              «Живая природа как часть сотворенного Богом мира, Отношение человека с животными».

Урок 2:           «Неживая природа – часть Мира Божиего»

Урок 3:           «Люди вокруг нас – самое совершенное Божие творение»

 

Тема 2.2. Место человека в мире. 3 часа.

Урок 1:           «Заповеди об отношении человека к Богу».

Урок 2:           «Заповеди об отношении человека к человеку в Законе Моисея».

Урок 3:           «Человек – защитник и хранитель сотворенной Богом природы».

 

Тема 2.3. Вместе с другими. 4 часа.

Урок 1:           «Соседство с людьми и его христианский смысл»

Урок 2:           «Прежнее соседство и соседство в современных городах»

Урок 3:           Паломническая поездка к православным святыням – знакомство с православными людьми».

Урок 4:           «В моем родном городе».  

 

Раздел 3. Человек

Тема 3.1.: Человек – царь природы 3 часа.

Урок 1:           «Как понимать Божие указание людям о господстве над животными»?

Урок 2:           «Животные служат святым людям (св.Герасим Иорданский и лев. св.Серафим Саровский и медведь)».

Урок 3:           «Может ли человек изменять природу»?

 

Тема 3.2.: Жизнь человека. 3 часа

Урок 1:           «Таинство крещения – начало христианской жизни».

Урок 2:           «Первая исповедь. Понятие о покаянии».

Урок 3:           «Любовь к ближнему. Рассказ Л.Н. Толстого «Чем люди живы»?»

 

Тема 3.3: Участь праведного и грешного. 4 часа.

Урок 1:           «Кончина человека, Мытарства, Описание прохождения мытарств в жизни святого Василия Нового».

Урок 2:           «Частный суд. Что мы знаем о райских блаженствах прведных из Библии и жития святых».

Урок 3:           «притча о богатом и Лазаре. Ее смысл. Воскрешение св. Лазаря Иисусом Христом. Значение этого события».

Урок 4:           «Страшный суд – окончательное определение участи праведных и грешных».

 

Раздел IV. Иисус Христос. 8 часов.

Тема 4.1.: Богочеловек. 3 часа.

Урок 1:           «пророчества об Иисусе Христе».

Урок 2:           «Слова Христа о самом Себе в Евангелиях».

Урок 3:           «Чудеса, сотворенные Христом. Страдания, распятие, смерть и Воскресение Иисуса Христа».

 

Тема 4.2.: Иисус Христос – Спаситель. 2 часа.

Урок 1:           «Сюжеты Нового Завета» (описание личности Христа, начиная с чудесных событий и откровений Рождественской ночи)».

Урок 2:           «Сошествие во ад: Спаситель выводит души ветхозаветных праведников».

 

Тема 4.3.: Иисус – Сын Божий. 3 часа.

Урок 1:           «Сюжеты Нового Завета: Иисус – Сын Божий».

Урок 2:           «Туринская плащаница».

Урок 3:           Повторение и обобщение.

 

 Тематический план.

 

Наименование разделов тем

Количество аудиторных часов

Примечания самостоятельная работа учеников

Второй класс

 

 

Раздел 5. Откровение Божие

5

 

Тема 5.1. Библия

2

 

Урок 1: «Древность Библии. Заветы Ветхий и Новый»

 

 

Урок 2: «Библия как исторический источник».

 

 

Тема 5.2. Евангелие.

3

 

Урок 1: «За кого почитают меня люди»?

 

 

 

Урок 2: «Евангелие и евангелисты».

 

 

Урок 3: «евангелие о старой и новой Пасхе»

 

 

Раздел 6. Богообщение.

 

 

Тема 6.1. Храм Божий.

2

 

Урок 1: «Устройство храма, его символика».

 

 

Урок 2: «Алтарь и инотостас».

 

 

Тема 6.2. Молитва

2

 

Урок1: «Через молитву Сам Господь бемедует с нами».

 

 

Урок 2: «Храм – идеальное место для молитвы».

 

 

Тема 6.3. Священство

2

 

Урок 1: «Понятие о всеобщем священстве. Трехстепенная иерархия: диаконы, пресвитеры и епископы».

 

 

 

 

 

Урок 2: «Священник (иерей, пресвитер) как глава православного прихода».

 

 

Тема 6.4. Пост в Церкви

2

 

Урок 1: «Многодневные посты в Православной Церкви».

 

 

Урок 2: «Однодневные посты Евхаристический пост».

 

 

Тема 6.5 Церковные праздники

4

 

Урок 1: «Понятие о двунадесятых праздника».

 

 

Урок 2: «Господские праздники».

 

 

Урок 3: «Богородичные праздники».

 

 

Урок 4: «праздники наиболее почитаемых святых (День св.Серафима Саровского, дни памяти св.Александра Невского, дни св. Николая Чудотворца)».

 

 

Раздел 7 Бог – Троица.

 

 

Тема 7.1. Что мы знаем о Боге.

2

 

Урок 1: «Бог есть: аргументы в пользу бытия Божия».

 

 

Урок2 «Научный и нравственный тупик атеизма. Свойства Бога».

 

 

Тема 7.2. Имена Божии

2

 

Урок 1. «Ветхозаветные имена Бога».

 

 

Урок 2: «Какие новые имена (свойства) Бога открылись нам в Новом Завете»?

 

 

Тема 7.3. Трипостасный Бог

3

 

Урок 1: «Бог – Отец»

 

 

Урок 2: «Бог – Сын».

 

 

Урок 3: «Бог-Дух Святой»

 

 

Раздел 8. Бог-Творец.

 

 

Тема 8.1. Мир видимый и невидимый.

2

 

Урок 1: «Чем и кем наполнен видимый мир»?

 

 

Урок 2: «Невидимый мир: Ангелы и демоны».

 

 

Тема 8.2. «Творение мира».

2

 

Урок 1: «творение Богом невидимого мира».

 

 

Урок 2: «Творение богом видимого мира».

 

 

Тема 8.3. Жизнь в раю

1

 

Тема 8.4. Грехопадение

1

 

Тема 8.5. Грех и покаяние

1

 

Тема 8.6. Обетование Спасителя.

1

 

Обобщение и повторение

3

 

Всего за второй класс

34

 

 

 

 

Третий класс

 

 

Раздел 9. Что мы знаем

4

 

Тема 9.1. Окружающий нас мир

1

 

Тема 9.2. Кто такой человек?

1

 

Тема 9.3. Кто есть Бог?

2

 

Урок 1: «Бог-Творец и Судия мира»

 

 

Урок 2: «Бог – это любовь»

 

 

Раздел 10. Десять заповедей.

20

 

Тема 10.1. Ветхозаветная религия

2

 

Урок 1 «Что такое Закон Божий.2

 

 

Урок 2: «Ветхозаветная религия – подготовка человечества к принятию Христа».

 

 

Тема 10.2. Авраам, Исаак, Иаков.

1

 

Тема 10.3. История Иосифа

3

 

Урок 1: «Иосиф – любимый сын Иакова».

 

 

Урок 2: «Сны Иосифа. Продажа братьями».

 

 

Урок 3: «Иосиф в Египте. Встреча с братьями».

 

 

Тема 10.4. Моисей

3

 

Урок 1: «История рождения и детство Моисея».

 

 

Урок 2: «Горящий терновый куст. Казни египетские. Пасха».

 

 

Урок 3: «Моисей вождь и законоучитель».

 

 

Тема 10.5. Исход

3

 

Урок 1: «Переход черед Чермное море».

 

 

Урок 2: « Манна с неба».

 

 

Урок 3: «Евреи в пустыне. Моисей добывает воду из скалы».

 

 

Тема 10.6. Скрижали Завета

3

 

Урок 1: «Моисей получает скрижали на горе Синай»

 

 

Урок 2: «Золотой телец»

 

 

Урок 3: «Устройство скинии. Жертвоприношение»

 

 

Тема 10.7. Древние пророки

3

 

Урок 1: «Пророк Илия. Спор с языческими жрецами. Вознесение живым на небо».

 

 

Урок 2: «Пророк Елисей, Чудо с водой и чудо с маслом. Исцеление Неемана».

 

 

Урок 3: «Пророк Исаия».

 

 

Тема 10.8. Закон и благодать

2

 

Урок 1: «Ветхозаветный человек в узах Закона»

 

 

Урок: «Понятие о евангельской благодати».

 

 

Раздел 11. Семья

6

 

Тема 11.1. Бог благословляет семью

2

 

Урок 1: «Благословение Иисусом брак»

 

 

Урок 2: «Основные моменты Церковного            венчания»

 

 

Тема 11.2. Родители.

1

 

Тема 11.3. Дети.

1

 

Тема 11.4. Родословная.

1

 

Тема 11.5. Имя человека.

1

 

Тема 11.6. Фамилия

1

 

Самостоятельная работа по пройденной теме.

1

 

Обобщение и повторение

2

 

Всего за 3 класс:

43

 

 

 

 

Четвертый класс

 

 

Раздел 12. Святые

 

 

Тема 12.1. Святые ангелы.

3

 

Урок 1: «Ангелы – помощники Бога и наши защитники».

 

 

Урок 2: «Наш Ангел – Хранитель».

 

 

Урок 3: «Изучаем икону Архангела Михаила (иконография св. архангела Михаила)».

 

 

Тема 12.2. Святые люди

3

 

Урок 1: «О святых людях лики святых».

 

 

Урок 2. «Святые люди Ветхого Завета. Праведный Иов».

 

 

Урок 3: «Святые апостолы – евангелисты».

 

 

Тема 12.3. Пророка.

2

 

Урок 1: «Что мы знаем о пророках».

 

 

Урок 2: «Житие самого великого пророка – Предтечи и Крестителя Господня Иоанна».

 

 

Тема 12.4. Апостолы.

4

 

Урок 1: «Что мы знаем об апостолах»?

 

 

Урок 2: «Двенадцать апостолов и апостолы» от семидесяти».

 

 

Урок 3: «Первоверховные апостолы Петр и Павел».

 

 

Урок 4. «Апостол России» житие апостола Андрея Первозванного».

 

 

Тема 12.5: «Равноапостольные.

3

 

Урок 1: «Равноапостольные» как равные апостолам. Св. равноапостольная Мария Магдалина».

 

 

Урок 2: «Святые равноапостольные просветители и крестители народов: император Константин Великий и мать его царица Елена, Нина просветительница Грузии, Кирилл Мефодий просветители славян и др.».

 

 

Урок 3: «Святые равноапостольные Великая княгиня Ольга и Великий князь Владимир креститель Руси: жизнь и подвиги».

 

 

Тема 12.6. Благоверные.

3

 

Урок 1: «Благоверные» как князья, цари, императоры, до конца верные Богу».

 

 

Урок 2: «Житие святого благоверного князя Даниила Московского».

 

 

Урок3: «Житие святого благоверного князя Дмитрия Донского».

 

 

Тема 12.7. Преподобные.

3

 

Урок 1: «Преподобные» как монахи, весьма подобные ангелам. игумен всея Руси святой преподобный Сергий Радонежский».

 

 

Урок 2: «Житие святых Антония и Феодосия Печерских – основоположников русского монашества».

 

 

Урок 3: «Житие святого преподобного Серафима Саровского».

 

 

Тема 12.8. Святители.

3

 

Урок 1: «Святители» как святые архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). «Величайшие святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст».

 

 

Урок 2: «Любимый святитель: житие архиепископа Мир Ликийских Николая Чудотворца».

 

 

Урок 3: «Святой Иоанн Шанхайский (Максимович) – величайший святитель Русского Зарубежья XX века.

 

 

Тема 12.9: Праведные

2

 

Урок 1: «Праведные» как простые (часто семейные) люди, угодившие Богу подвигом повседневной праведной жизни».

 

 

Урок 2: «Житие св.Праведного Иоанна Кронштадского»

 

 

Тема 12.10: Блаженные

2

 

Урок 1: «Блаженные» (счастливые) и «юродивые» (безумные) как святые, которые кажутся безумными, но являются мудрее самых «умных».

 

 

Урок 2: «Житие святой Ксении Блаженной Петербургской»

 

 

Тема 12.11: Бессеребренники

2

 

Урок 1: «Бессеребренники – святые врачи, не требующие мзды (серебра) за исцеление больных»

 

 

Урок 2: «Житие святых бессеребренников Косьмы и Дамиана».

 

 

Тема 12.12. Мученики

2

 

Урок 1: «мученики как люди до смерти пострадавшие за веру во Христа»

 

 

Урок 2: «Святой царь Николай II – мучник за русский народ и Россию»

 

 

Тема 12.13. Святые новомученики и исповедники Российские.

2

 

Урок 1: «Святые Царственные мученики»

1

 

Урок 2: « Святитель Тихон, патриарх Московский и всей России».

 

 

Всего за 4 класс:

34

 

Итого:

133

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»