Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Место уроков музыки в системе
воспитательной работы в школе

Асанова Эльмира Эмировна,
учитель музыки ГБОУ лицей №486

К  сожалению, в СМИ часто приходится слышать, что современная школа не  занимается  воспитанием  подрастающего поколения. Не могу с этим согласиться. Я думаю, что уже самим фактом нашей работы с детьми  мы , взрослые, образованные люди, их воспитываем. Речь может идти лишь о качестве этой работы.

Мощный воспитательный компонент заложен уже в  образовательных программах, которыми мы пользуемся в  преподавании предмета. Конечно, львиная доля этой работы принадлежит гуманитарным наукам ( технарей  прошу не обижаться ) , хотя не только…

Предмет «музыка» дает  огромный простор для формирования всесторонне развитой личности школьника, что и является конечной целью воспитания .

Великий педагог Сухомлинский говорил: Гимн выпрямляет тело , искусство – душу. Эта  яркая  цитата стала своего рода кредо в моей работе. Именно в содержании  предмета  «музыка» обе части этого крылатого  выражения сплетаются воедино. Ведь гимн как жанр – это тоже искусство.

Кстати, в программу 3-го класса входит разучивание « Гимна России»   Александрова на стихи Михалкова, и дети с удовольствием его поют.

Как пример темы, содержащей большой потенциал нравственного, трудового и  патриотического  воспитания учащихся, рассмотрим лишь некоторые фрагменты большого раздела  прогаммы  по музыке для 3-го класса  «Жанры народных песен».

Колыбельные песни помимо красоты народных мелодий дают пример добра, трудолюбия, любви к  ближнему:

Будешь сено косить

И дрова рубить…

Отца – матери  любить,

Добрым, милостивым быть…

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Хороводные песни учат культуре взаимоотношений между людьми. В  них нет ни одного  случайного слова или движения. Юноши и девушки в игровой форме , получая удовольствие от движения по кругу  в определенном ритме, знакомились, учились правилам общения, этикету.

Я плясала, хоровод водила.

Хоровод водила, венок уронила.

Я пошлю же милого веночек искать.

Милый мой друг идет, веночек несет

То есть, венок  ( или платок ) может  поднять только тот юноша, который готов взять девушку замуж. Недопустимым было, чтобы  посторонний человек просто так касался такой интимной вещи, как  венок или  платок девушки.

Рекрутские песни несут большой заряд патриотизма. Вот песня 16 –го  века    ( сохраняю стилистику южнорусских областей России ):

Бярут парня – молодца

От матери, от отца.

Выпадало двадцать пять –

С головушки кудри снять !

Погодите, не сымайте,

Пока милая придет!

Вот и милая пришла,

Шитой платок принесла,

Завернула желты кудри,

Заплакыла  да  ушла.

Заплакыла  да  ушла,

В  Дунай – речку отнесла.

Дунай – речка не примат,

К  бережочку  прибиват.

Всего несколько строк, а сколько в них информации ! Дети узнают , что солдатская служба длилась 25 лет,  что река  Дунай протекала в пределах Российской империи( ведь сейчас границы России совсем другие);  что  девица, провожавшая любимого  на военную службу, шла на речку гадать: Если «шитой платок» с кудрями милого  уплывет по реке, значит, он к ней не вернется. Если же , как в этой песне, платок « к бережочку прибиват», значит, можно надеяться на  встречу, пусть и через 25 лет.

В связи с  патриотическим воспитанием необходимо  коснуться  темы «Иван Сусанин – национальный герой» . Важно донести до сознания детей, за какого царя отдал жизнь костромской крестьянин. Оказывается, за юного Михаила, открывшего таким драматичным способом четырехсотлетний путь династии Романовых. Дети с удивлением открывают для себя, что Петр Первый ,  о котором они уже знают, является внуком царя Михаила. Также важно подчеркнуть, что в опере «Жизнь за царя» есть еще один настоящий герой – отважный мальчик Ваня , сирота , принятый в семью Сусанина. Он не побоялся отправиться в лес по поручению Сусанина с тем, чтобы предупредить  юного царя об опасности. И когда лошадь его пала, не выдержав напряжения, Ваня продолжил свой путь пешком по зимнему лесу.

Обсуждая с ребятами события  начала 17 – го века, отраженные в опере, видишь , насколько глубоко дети сопереживают героям. При этом учителю  важно подчеркивать о неразрывной связи  предметов  --  музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Несколько слов о кружковой работе. В этом году, когда страна отмечает 70 – летие  Великой Победы, в лицее проводится большая работа по патриотическому воспитанию. Участники музыкального кружка «Песня – верный друг» , а также классные хоровые коллективы, ансамбли и солисты  приняли участие в школьном конкурсе патриотической песни, в окружном и  районных конкурсах « Мы – будущее России»,  «Пойте с нами» , «Весенняя капель», «Хоровые ассамблеи», в концертах для ветеранов войны и труда, в том числе и выездных.

В итоге это значит, что наши школьники  разучили множество лучших песен о войне , о блокаде, о городах – героях, о Великой Победе. Я думаю, что этот творческий и патриотический заряд останется в них на всю жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеева Н.А.  « Этнопедагогика» – СПб., РГПУ им. Герцена ,2008г.

2. Новиков – Новгородцев М.Б., Новикова Т.А. «Праздники народного календаря. Древнерусский обрядовый костюм» - М., изд. Дом «Альва – Первая», 2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»