Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности учебных интересов современных школьников

Лебедева Л.А., учитель английского языка
высшей квалификационной категории;
Щербина В.В., учитель английского языка
высшей квалификационной категории

В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.
Учебный интерес, как и творческая активность – сложные, многозначные явления. Они выступают как средство обучения, как внешний стимул, с которым связана проблема занимательности. Но для образования мотивов недостаточно внешних воздействий, они должны опираться на потребности самой личности. Главное в системе работы по развитию интереса младших школьников это учебный процесс, который должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радости, интереса. Первоначально интерес проявляется в виде любопытства — естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее. Любопытство, вызванное неожиданным результатом опыта, интересным фактом, приковывает внимание учащегося к материалу данного занятия, но не переносится на другие занятия. Это неустойчивый, ситуативный интерес. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадет. Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Таким образом, интерес младших школьников представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности.
 
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста
  В младшем школьном возрасте занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию интересов младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся. Во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Игровые приёмы бесконечно разнообразны: подвижные игры, игра-соревнование, настольные игры. Игра может быть организована и как самостоятельная деятельность, например сценическая. Когда спектакль является ее результатом.  Участие  в  спектакле влияет на понимание учащимися окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций укрепляется уверенность, а также способность адаптироваться в различных обстоятельствах: ребенок учится без стеснения выражать свои чувства в мимике, жестах. Это очень помогает ребенку в повседневной школьной жизни. Развивается сотрудничество между младшими и старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями.  В нашей школе мы стараемся вовлечь учащихся в игровую деятельность на внеурочных занятиях, при проведении недели иностранного языка, при подготовке концертов для родителей. Всё это является и повышением мотивации в изучении иностранного языка.*
Интерактивные технологии в повышении мотивации изучения иностранного языка
Современные дети выросли в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями. Современные школьники обладают рядом особенностей, которые влияют на развитие их интересов. Для них является характерным стремление к реальной самостоятельности, к самопознанию. Важным качеством современных учащихся является более сильное ощущение своего «Я» в мире. Поэтому для развития познавательной мотивации современных учащихся важна работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль. Сегодня учащиеся имеют доступ к небывало широкому объему информации. Они проявляют искушенность в технике, прекрасно ориентируются в новых технологиях. В связи с этим важно участие школьников в учебной и внеучебной деятельности, требующей использование компьютерных технологий (например, создание мультимедийных презентаций по темам с последующей их защитой).**
 У современных учащихся возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого  объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами. Поэтому важно, чтобы в результате своей учебной деятельности учащиеся получали конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь практическое применение. 
  Педагогу, воспитывающему подростка, необходимо создавать благоприятные педагогические условия, чтобы он мог утвердиться как личность в системе человеческих отношений. Это связано с обретением независимости в суждениях, поступках; с самостоятельным определением своей позиции по волнующим взрослых проблемам; с участием в общественно полезной деятельности; с переживанием чувства собственной социальной значимости.
 
Литература:
 1. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4
 2. Бунеев Р.Н. Современный ученик // Начальная школа плюс до и после. – 2002. – № 12
  3. Ефремов К. Труд и дети – новые отношения // Воспитательная работа в школе. – 2007. – № 6  
4. Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования.  Современный подросток: проблемы жизнедеятельности.- 2000.   
5. Собкин В.С. Трансформирование целей и мотивации  учебы школьников.
6. Торшилова Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы: Результаты соц.-псих. исслед. // Известия РАО. – 2001. – № 4  
7. Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. – 2010. – № 4.
8. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования // Педагогика. – 2009. – № 1.
                                      Санкт-Петербург 2016г.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»