Рекомендации по профилактике правонарушений
и безнадзорности детей
Мосягина Надежда Александровна
Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в ОУ. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер защиты социального и образовательного права ребенка. Для более точного осуществления своих прав и обязанностей, социальный педагог изучает и использует нормативно - правовые основы должностного самоопределения.
- 1. Конвенция ООН о правах ребенка (20.11.1989г Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее «великой хартией вольности» для детей, мировой конституцией прав ребенка».
Это педагогический документ осуждающий сущность авторитаризма как наднационального явления, недопустимости его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества. Конвенция помогает утверждать в педагогике гуманно - демократические отношения, когда дети и взрослые равные субъекты социальной жизни, отношения, которые строятся на основе уважения прав, ответственности каждого перед законом и правами других людей.
- 24.07.1998 года в России принят ФЗ обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нацией страны.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» ведущий нормативный документ государственной политики в области образования, гарант осуществления права ребенка на образование.
- ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних» принят 24.06.1999 года №120 – ФЗ Данный закон является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поскольку в деятельности по профилактике безнаказанности и правонарушений несовершеннолетних участвует большая сеть социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций. Данный закон уточняет задачи государственных структур по управлению этой деятельностью и контролю. Очевидно, что в компетенцию соц. педагога ОУ прежде всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, их соц. педагогической реабилитации, предупреждение или правонарушений антиобщественной деятельности. А также соц. педагог в своей работе опирается на гражданское, семейное, трудовое и жилищное право. Кроме основных Федеральных законов и Программ, руководящими являются региональные законы, городские и целевые программы. Как показывает опыт, только тогда соц. педагог становится хорошим специалистом, если неустойчиво изучает нормативно-правовые основы профессиональной деятельности. Незнание законов, как известно не ограждает граждан от ответственности, поэтому правовое просвещение педагогов и родителей одно из направлений деятельности соц. педагога
Чтобы не быть голословным по данному направлению для классных руководителей представлены методические рекомендации: 1) «О современных формах работы с обучающимися ОУ по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»
2) « О вреде курения»
3) «Разъяснение положений действующего законодательства о проведении публичных мероприятий, в том числе об административной и уголовной ответственности лиц, совершивших правонарушение в указанной сфере»
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «ПРОФИЛАКТИКА» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально - опасном положении.
Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.
Падение авторитета семьи, чрезмерная опека, алкоголизм, наркомания, трудное материальное положение, неполные семьи, препятствует развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны родителей, учителей приводят к асоциальному поведению. Поэтому, именно образовательные учреждения, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся.
Социальный паспорт ОУ
Всего обучающихся |
2012год |
2013 год |
2014год |
1Многодетные семьи |
|
|
|
2.Малообеспеченные семьи |
|
|
|
3 Опекаемые |
|
|
|
4.Инвалиды |
|
|
|
5.Стоящие на внутреннем учете |
|
|
|
Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
На основе анализа нормативных документов – Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ « Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и законов Санкт – Петербурга. В нашей гимназии выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Работа по выявлению «трудных «учащихся.
Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих « трудных» учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором гимназии, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, завучами, психологической службой, учителями предметниками, родительскими комитетами).
Взяв новый классный коллектив, классный руководитель выясняет:
- кто из учащихся относится к группе «риска», по какой причине:
- кто состоит на внутришкольном контроле, когда и по какой причине был поставлен на контроль
- какие формы работы использовались с данными учащимися, какие явились более эффективными;
- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомятся с актами посещения и картами учащегося)
Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют стоящие на учете учащиеся «группы риска» и составить на каждого из них карту учащегося.
У социального педагога следует узнать сведения:
- об учащихся и их семьях, которые могут помочь в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений
- об учащихся из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных, опекунских семей и семей с детьми - инвалидами, получить рекомендации по работе с такими детьми
Используя различные методы и методики (беседы, наблюдения, диагностические исследования), следует выяснить, чем «трудные» занимаются, увлекаются в свободное от учебы время, какие сложности испытывают.
Классный руководитель;
- составляет план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который могут включить индивидуальные и коллективные профилактические беседы, игры.
- родительские собрания, посещения на дому, диагностики..
Карта Учащегося Гимназии № 209
|
|
|
||
1. |
ФИО ученика |
|
||
|
|
|
||
2. |
Класс |
|
||
|
|
|
||
3 |
Дата (число, месяц, год ) и место рождения |
|
||
|
|
|
||
4. |
Домашний адрес, телефон |
|
||
5. |
Семья учащегося |
|
||
|
Мать |
|
||
|
(Ф.И.О., место работы, телефон, образование) |
|
||
|
|
|
||
|
Отец |
|
||
|
(Ф.И.О., место работы, телефон, образование) |
|
||
|
|
|
||
|
Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка |
|
||
|
|
|
||
|
Состав семьи, ее структура: |
|
||
|
|
|
||
|
Жилищно - бытовые условия |
|
||
|
|
|
||
|
Взаимоотношения в семье |
|
||
|
|
|
||
|
Наличие отклонений от норм поведения в семье |
|
||
|
|
|
||
|
Культурный уровень в семье |
|
||
|
|
|
||
|
Воспитательный потенциал в семье |
|
||
|
|
|
||
6. |
Группа здоровья, заболевания: |
|
||
|
|
|
||
7. |
Характер учащегося |
|
||
|
|
|
||
8. |
Качества личности(положительные, отрицательные) |
|
||
|
|
|
||
9. |
Положение ребенка в коллективе |
|
||
10. |
Учебная деятельность |
|
||
|
успеваемость |
|
||
|
уровень знаний |
|
||
|
мотивация обучения |
|
||
|
посещаемость уроков |
|
||
|
способности к обучению |
|
||
|
|
|
||
11. |
Внеурочная деятельность |
|
||
|
|
|
||
|
Личный вклад в жизнь класса, школы |
|
||
|
|
|
||
12. |
Получение дополнительного образования |
|
||
|
В гимназии (название детского объединения, дни и часы занятий) |
|
||
|
Вне гимназии (название учреждения дополнительного образования, название объединения, дни и часы занятий) |
|
||
|
|
|
||
13. |
Круг общения (Ф.И. друзей); |
|
||
|
|
|
||
14. |
Относится ли к «группе риска» (с какого года) |
|
||
15. |
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) |
|
||
16. |
Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) |
|
||
17. |
Состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) |
|
||
18. |
Состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) |
|
||
19. |
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина) |
|
||
20. |
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина) |
|
||
|
|
|
||
Ф.И.О. классного руководителя (подпись)
Постановка учащихся на внутришкольный профилактический учет
Работа с учеником и его родителями не всегда дает желаемый результат и встает вопрос о постановке учащегося на внутришкольный профилактический учет. Решение об этом принимает школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений (далее – школьный Совет) в соответствии со школьным положением о постановке учащихся на внутришкольный учет (положение принимается школьным Советом)
Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
-нарушение Устава школы; систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетрадей, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, разговоры н уроках.
- пропуски учебных занятий (прогулы);
- постоянные драки, грубость, сквернословие;
- драки, приводящие к телесным повреждениям;
- курение
- употребление спиртных напитков;
- совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;
- совершение преступления или соучастия в нем;
- систематическая порча государственного и личного имущества;
- издевательства над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи; систематические издевательства над маленькими или слабыми учащимися (нарушение Международной конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ);
- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;
- совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
Документы, необходимые для постановки на учет
Постановка на учет учащегося возможна;
- по заявлению классного руководителя;
- по заявлению администрации школы;
- в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность
- в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность
Для постановки несовершеннолетнего на внутришкольный учет на заседание школьного Совета необходимо представит следующие документы;
- заявление классного руководителя о постановке на учет;
- характеристика несовершеннолетнего;
-акт посещения несовершеннолетнего на дому;
- справка о профилактической работе с несовершеннолетним;
- выписка оценок за текущую четверть.
В школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений
Заявление
о постановке на внутришкольный учет
- Прошу поставить на внутришкольный учет ученика ----- класса
_________________________________________________________
(Ф.И.О)
___________________________________________________________
(число, месяц, год рождения)
Проживающего по адресу________________________________________
(почтовый адрес, телефон)
С семьей ________________________________________________________
(указать состав семьи, Ф.И.О.)
В связи с ___________________________________________________________
(указать причину постановки на учет)
Классный руководитель__________________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)