Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Рекомендации по профилактике правонарушений
и безнадзорности детей

Мосягина Надежда Александровна

Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка в ОУ. В компетенцию социального педагога  входит разработка, формирование механизма и осуществление мер защиты социального и образовательного права ребенка. Для более точного осуществления своих прав и обязанностей, социальный педагог изучает и использует нормативно - правовые основы должностного самоопределения.

  1. 1. Конвенция  ООН о правах ребенка  (20.11.1989г  Генеральная  Ассамблея ООН  принимает   Конвенцию о правах ребенка. Журналисты провозгласили ее «великой хартией вольности» для детей,  мировой конституцией прав ребенка».

Это педагогический документ осуждающий сущность авторитаризма как наднационального явления, недопустимости его существования в современном обществе как источника многих катастроф человечества. Конвенция помогает утверждать в педагогике гуманно - демократические отношения, когда дети и взрослые равные субъекты социальной жизни, отношения, которые строятся на основе уважения прав,  ответственности каждого перед законом и правами других людей.

  1. 24.07.1998 года в России принят ФЗ обеспечивающий гарантии прав ребенка с учетом условий и традиций нацией страны.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» ведущий нормативный документ государственной политики в области образования, гарант осуществления права ребенка на образование.
  3. ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях несовершеннолетних» принят 24.06.1999 года №120 – ФЗ Данный закон является шагом в разработке мер по осуществлению прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Поскольку в деятельности по профилактике безнаказанности и правонарушений несовершеннолетних участвует большая сеть социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций. Данный закон уточняет задачи государственных структур по управлению этой деятельностью и контролю. Очевидно, что в компетенцию соц. педагога ОУ прежде всего входит индивидуальная профилактическая работа по выявлению детей  и семей, находящихся  в социально опасном положении, их соц. педагогической реабилитации, предупреждение или правонарушений  антиобщественной деятельности. А также соц. педагог в своей работе опирается на гражданское, семейное, трудовое и жилищное право.  Кроме основных Федеральных законов и Программ, руководящими являются региональные законы, городские и целевые программы. Как показывает опыт, только тогда соц. педагог становится хорошим специалистом, если неустойчиво изучает нормативно-правовые основы профессиональной деятельности.  Незнание законов, как известно не ограждает граждан от ответственности, поэтому  правовое просвещение педагогов и родителей одно из направлений деятельности соц. педагога

 

Чтобы не быть голословным  по данному направлению  для классных руководителей представлены методические рекомендации: 1)  «О современных формах работы с обучающимися ОУ по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»

2) « О вреде курения»

3) «Разъяснение положений действующего законодательства о проведении публичных мероприятий, в том числе об административной и уголовной ответственности лиц, совершивших правонарушение в указанной сфере»

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  понятие  «ПРОФИЛАКТИКА»  определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,  находящимися в социально - опасном положении.

 

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Падение авторитета семьи, чрезмерная опека, алкоголизм, наркомания, трудное материальное положение, неполные семьи, препятствует развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны родителей, учителей приводят к асоциальному поведению. Поэтому, именно образовательные учреждения, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения,  предотвращения правонарушений  среди  обучающихся.

Социальный паспорт ОУ

Всего обучающихся

2012год

2013 год

2014год

1Многодетные семьи

 

 

 

2.Малообеспеченные семьи

 

 

 

3 Опекаемые

 

 

 

4.Инвалиды

 

 

 

5.Стоящие на внутреннем учете

 

 

 

 

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

На основе анализа нормативных документов – Федерального закона от 24.06.1999  № 120-ФЗ « Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и законов  Санкт – Петербурга.  В нашей гимназии выстроена  система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Работа по выявлению «трудных «учащихся.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих « трудных» учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором гимназии, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, завучами, психологической службой, учителями предметниками, родительскими комитетами).

Взяв новый классный коллектив, классный руководитель выясняет:

  • кто из учащихся относится к группе «риска», по какой причине:
  • кто состоит на внутришкольном контроле, когда и по какой причине был поставлен на контроль
  • какие формы работы использовались с данными учащимися, какие явились более эффективными;
  • в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомятся с актами посещения и картами учащегося)

Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют стоящие на учете учащиеся «группы риска» и составить на каждого из них карту учащегося.

У социального педагога следует узнать сведения:

  • об учащихся и их семьях, которые могут помочь в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений
  • об учащихся из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных, опекунских семей и семей с детьми - инвалидами, получить рекомендации по работе с такими детьми

Используя различные методы и методики (беседы, наблюдения,  диагностические  исследования),  следует выяснить, чем «трудные»  занимаются, увлекаются в свободное  от учебы время,  какие сложности испытывают.

Классный руководитель;

  • составляет план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который могут включить индивидуальные и коллективные  профилактические беседы, игры.
  • родительские собрания, посещения на дому, диагностики..

 

 

 

Карта Учащегося Гимназии № 209

 

 

 

1.

ФИО ученика

 

 

 

 

2.

Класс

 

 

 

 

3

Дата (число, месяц, год ) и место рождения

 

 

 

 

4.

Домашний адрес, телефон

 

5.

Семья учащегося

 

 

Мать

 

 

(Ф.И.О., место работы, телефон, образование)

 

 

 

 

 

Отец

 

 

(Ф.И.О., место работы, телефон, образование)

 

 

 

 

 

Взрослые, реально занимающиеся воспитанием ребенка

 

 

 

 

 

Состав семьи, ее структура:

 

 

 

 

 

Жилищно - бытовые условия

 

 

 

 

 

Взаимоотношения в семье

 

 

 

 

 

Наличие отклонений от норм поведения в семье

 

 

 

 

 

Культурный уровень в семье

 

 

 

 

 

Воспитательный потенциал в семье

 

 

 

 

6.

Группа здоровья, заболевания:

 

 

 

 

7.

Характер учащегося

 

 

 

 

8.

Качества личности(положительные, отрицательные)

 

 

 

 

9.

Положение ребенка в коллективе

 

10.

Учебная деятельность

 

 

успеваемость

 

 

уровень знаний

 

 

мотивация обучения

 

 

посещаемость уроков

 

 

способности к обучению

 

 

 

 

11.

Внеурочная деятельность

 

 

 

 

 

Личный вклад в жизнь класса, школы

 

 

 

 

12.

Получение дополнительного образования

 

 

В гимназии (название детского объединения, дни и часы занятий)

 

 

Вне гимназии (название учреждения дополнительного образования, название объединения, дни и часы занятий)

 

 

 

 

13.

Круг общения (Ф.И. друзей);

 

 

 

 

14.

Относится ли к «группе риска» (с какого года)

 

15.

Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина)

 

16.

Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета)

 

17.

Состоит на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина)

 

18.

Состоял на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета)

 

19.

Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина)

 

20.

Вызов на комиссию  по делам несовершеннолетних (дата, причина)

 

 

 

 

         

 

Ф.И.О. классного руководителя (подпись)

Постановка учащихся на внутришкольный  профилактический учет

 

Работа с учеником  и его родителями не всегда дает желаемый результат и встает вопрос о постановке  учащегося на внутришкольный  профилактический учет. Решение об этом принимает школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений (далее – школьный Совет) в соответствии со школьным положением о постановке учащихся на внутришкольный учет (положение принимается школьным Советом)

 

Причинами постановки на внутришкольный профилактический  учет могут быть:

 

-нарушение Устава школы; систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие учебника, тетрадей, систематическое отсутствие во время проведения контрольных работ, разговоры н уроках.

 

- пропуски учебных занятий (прогулы);

 

- постоянные драки, грубость, сквернословие;

 

- драки, приводящие к телесным повреждениям;

 

- курение

 

- употребление спиртных напитков;

 

- совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой его в органы милиции;

 

- совершение преступления или соучастия в нем;

 

- систематическая порча государственного и личного имущества;

 

- издевательства над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи; систематические издевательства над маленькими  или слабыми учащимися (нарушение Международной конвенции ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

 

- единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

 

- совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

 

Документы, необходимые для постановки на учет

 

Постановка на учет учащегося возможна;

 

- по заявлению классного руководителя;

- по заявлению администрации школы;

- в результате совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена административная ответственность

 

- в результате  совершения несовершеннолетним деяния, за которое установлена уголовная ответственность

 

Для постановки несовершеннолетнего на внутришкольный  учет на заседание школьного Совета необходимо представит следующие документы;

 

- заявление классного руководителя о постановке на учет;

 

- характеристика несовершеннолетнего;

 

-акт посещения несовершеннолетнего на дому;

 

- справка о профилактической работе с несовершеннолетним;

 

- выписка оценок за текущую четверть.

 

В школьный Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений

 

Заявление

 

о  постановке на внутришкольный учет

 

  • Прошу поставить на внутришкольный  учет ученика ----- класса

 

_________________________________________________________

(Ф.И.О)

___________________________________________________________

(число, месяц, год рождения)

 

Проживающего по адресу________________________________________

(почтовый  адрес, телефон)

С семьей ________________________________________________________

(указать состав семьи, Ф.И.О.)

 

В связи с ___________________________________________________________

(указать причину постановки на учет)

 

 

Классный руководитель__________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»