Гражданином быть обязан
Учитель истории ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Романова Т.И.
В концепции модернизации российского образования отмечено, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые обладают чувством ответственности за судьбу страны…».
В условиях экономической нестабильности, социального расслоения общества, духовной деградации, роста национализма, падения престижа военной службы особенно остро стоит проблема воспитания гражданина и патриота. Очевидно, что от активной жизненной позиции молодого поколения, их способности действовать на благо Отечества, зависит будущее нашей страны. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. Содержание всех школьных дисциплин, в первую очередь истории, нацелено на формирование гражданина, патриота. Сегодня историческое образование – это не столько объективное изложение прошедших событий, фактов, их анализ, сколько воспитание у школьников чувства любви к своей Родине, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Родиной. Приоритетной задачей данной науки является формирование активной жизненной позиции. Славные страницы героического прошлого России – это огромный потенциал для патриотического воспитания учащихся.
На примере конкретных исторических фактов и событий раскрываются идеалы предшествующих поколений. Огромное воспитательное значение на уроках истории имеет изучение жизни известных исторических деятелей, героев национально-освободительного движения. Ярким примером нравственного подвига, патриотизма является выступление декабристов на Сенатской площади. Перед учащимися проходит блестящая плеяда истинных и верных сынов Отечества, борцов, созидателей, мужественных и благородных людей, радевших за землю Русскую.
Без сомнения, важным компонентом урока истории является его эмоциональная составляющая, которая побуждает сопереживать, сочувствовать, оценивать и анализировать истоки российского патриотизма, а соответственно и гражданственности. Не оставляют учеников равнодушными уроки, посвященные изучению Великой Отечественной войны с использованием компьютерных технологий. Исторические документы, голоса непосредственных участников военных событий, документальные кадры военной хроники производят сильное впечатление на ребят, заставляют их задуматься о том, что значит для человека Родина, что сделали для нас наши предки. Разнообразные виды уроков: Уроки Мужества, проблемные, уроки-дискуссии – формируют у ребят активное отношение к изучаемым событиям, тем более, пока еще есть возможность пригласить на такие уроки ветеранов войны, жителей блокадного Ленинграда. Чтение отрывков из художественных произведений вызывает высокий всплеск эмоций у детей, они как бы пропускают эти события через себя, что усиливает чувства сопереживания, сострадания.
Бережное отношение ко всему, что осталось от предшествующих поколений, помогает старшеклассникам понять проблемы современности, осознать, что их жизнь – звено в цепи исторических событий. История – это коллективная память событий, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Знать её – значит гордиться героическим прошлым своего Отечества, быть достойным её славного будущего.
Таким образом, история, как никакой другой предмет, содержит в себе колоссальные возможности для патриотического и гражданского воспитания учащихся. Н.Г. Чернышевский подчеркивал, что «историческое значение каждого человека измеряется его заслугами перед Родиной, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».