Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

"Жизнь в семье" или актуальные вопросы
воспитания и образования

Мосягина Надежда Александровна

Работая в образовании более 25 лет, я имею на многие социально-педагогические вопросы конкретные ответы.

Главный смысл и цель семейной жизни --- воспитание детей.  Главная школа воспитания детей ---- это  взаимоотношение  мужа и жены, отца и матери  (В.А.Сухомлинский)

Семья есть благо
(Платон)

Семья начинается с детей
(А.И.Герцен)

Дети святы и чисты
Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине
(А.П.Чехов)

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи
(Л.Н.Толстой)

Если бы существовала возможность с помощью особого спидометра измерить темп жизни, то во многих семьях прибор явно бы показал, что уже преодолели скорость звука.   Все мы так невероятно заняты,  что с трудом можно предположить,  что есть еще и домашняя жизнь.  Какое воздействие может оказать бешеный темп жизни на  семью, особенно на детей?  Кто неизбежно окажется проигравшим от такой жизни на скоростной трассе, так это ребенок.

Оказывается, что чаще всего именно дети не вписываются  в реест неотложных дел родителей, хотя, все делается для детей, во имя будущего детей. Чтобы как следует справляться  с родительскими обязанностями, особенно когда дети маленькие, требуется время на них. Почитать и обсудить книги,   выслушать   все истории ребенка,  которые для него имеют большое значение на данном этапе, это и есть тот фундамент,  из которого строится уважение  в семье. Но если в семье постоянно царит  напряженный деловой  распорядок дня, то  такая заорганизованная до отказа жизнь приводит к усталости, которая порождает раздражительность.  Раздражительность формирует безразличие, что может восприниматься ребенком как недостаток настоящего чувства к нему, к его личности со стороны  родителей.  Разве мы не понимаем, что наши дети уйдут от нас быстро и у нас не останется ничего кроме воспоминаний о тех годах, когда они так нуждались в нас?  Поэтому если в семье появились дети, то они должны вписываться в повседневный распорядок жизни взрослых людей.  

Бывают ситуации, когда подросток решил стать человеком « выпавшим» из социальной системы и уйти из дому.  Любому человеку трудно предсказать свое поведение в критической  ситуации, поэтому неразумна со стороны родителей  требовательность и властность в отношении  подростка, вступающего в юношеский возраст.  Это может способствовать тому, что он бросит вызов родителям только для того, чтобы доказать свою независимость и взрослость. Кроме того, если отец и мать станут кричать на своего сбившегося с пути ребенка,   то он вряд ли сумеет почувствовать всю ответственность за собственное поведение. Когда родители слишком  эмоционально переживают за все, что касается их ребенка,  он чаще всего начинает предполагать, что они обязательно выручат его, если он попадет в беду. Гораздо мудрее смотреть на ребенка в этом возрасте уже как на взрослого человека. Если именно так воспринимать подростка, признавая за ним соответствующий статус в семье, то с большой вероятностью  он и действовать станет, как взрослый человек. Приемлемая реакция со стороны родителей может быть такой, «Понимаешь, мне кажется, что ты сейчас делаешь выбор, который повлияет на всю твою последующую жизнь. Мне бы хотелось, чтобы мы с тобой вместе проанализировали все «за» и «против». Окончательное решение останется за тобой. Я не буду становиться на твоем пути».  Ребенок понимает, что теперь вся ответственность ложится на него.

Конечно, формирование чувства ответственности надо начинать еще в подростковом возрасте. Родители должны из года в год возлагать на него все большую ответственность за его  решения и действия. Причем так, чтобы к тому времени, когда он выйдет из - под  их контроля, он уже мог действовать самостоятельно. В Евангелии от Луки содержится подходящая ситуация история о молодом  падшем человеке. Она называется притчей о блудном сыне. В ней содержится несколько важных суждений, которые подходят к проблемам нашего времени. Во – 1, отец, не пытался разыскать своего сына и вернуть его домой. Юноша был достаточно взрослым, чтобы самому принимать решение, и отец предложил ему право самому определить свой жизненный путь. Во-2, отец не пришел ему на выручку, когда у сына возникли финансовые  проблемы. Он не послал ему денег, и сын пришел в себя. Возможно, мы иногда мешаем нашим детям  «прийти в себя», не давая им ощутить на себе последствия собственных ошибок.

Родители, которые всегда торопятся выручить своего ребенка в трудных ситуациях, нередко оказывают ему плохие услуги. В- 3, отец приветствовал возвращение сына домой, не подверг унижениям, не стал его обвинять: » Я говорил тебе, что ты натворишь много плохих дел» или « Ты испортил жизнь своей матери и мне до самой смерти. Все вокруг только и говорят о том, какого ужасного сына мы воспитали» Вместо подобных фраз отец произнес слова, которые обнаружили великую глубину его любви к своему взрослому ребенку» …сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся »(Лука 15: 24)

 

Вопросы образования Родители задают вопрос может ли быть полезен перевод ребенка из одной школы в другую?

 

На конкретном примере личного характера считаю, что перевод может принести пользу, так как бывают ситуации, когда смена школы, а порой и смена учителей  в рамках одной школы просто необходимы ребенку. Такую возможность следует предоставить учащимся, если этого требуют  какие – то обстоятельства. Например, возникает проблема социального характера,  которую  ему легче разрешить в другой школе, в других условиях. Если  ребенок  с трудом выполняет требования, которые  ему предъявляют, то одним из выходов из подобной ситуации  может стать переход в более подходящую для него школу или в другой класс.

 

Из опыта работы. Анализ анкеты показывает, что:

 

Учащиеся начальной школы и даже старшеклассники склонны с большим восторгом относиться к строгим учителям. Почему это происходит?

 

Учителя, которые поддерживают  порядок на уроках ,  чаще становятся самыми уважаемыми преподавателями среди педагогического коллектива. Учащиеся почти всегда любят учителя,  который может контролировать ситуацию в классе без излишней агрессивности и нажима. Первая причина такого отношения детей связана с тем, что порядок создает ощущение безопасности. Многие дети не слишком справедливы по отношению друг другу.  Не всегда относятся к другим людям с пониманием, поэтому они чувствуют себя  спокойнее, когда у них строгий учитель, который в трудной ситуации найдет правильное решение. Вторая причина,  по которой дети уважают строгих учителей. Если кто – либо нарушает правила,  дети хотят наказания нарушителям. Они  преклоняются перед учителем, который может приводить в действие основанную на равных правах и обязанностях систему правил поведения. И наоборот, учитель, который не контролирует ситуацию в классе, допускает возможность отстраниться от совершаемых нарушений, не может пользоваться уважением учеников, так как нарушает основы системы ценностей, в которой существуют дети.  Третья причина, которая способствует восторгам детей к строгим учителям, связана с тем, что хаос на занятиях создает в классе нервозность. Крики, неразбериха кажутся детям забавным в течение десяти минут. На смену веселью приходит замешательство, которое вызывает чувство усталости и раздражения. Остается только пожелать, чтоб все учителя без исключения отдавали себе отчет в этом и понимали, что самые строгие судьи – дети.

 

 

Актуальным в школах остается вопрос о школьной форме. Анкетирование учащихся  по - прежнему показывает, что учащиеся старших классов не хотят обязательную школьную форму.

 

Выбор прически и стиля одежды является предметом быстроменяющейся моды.

Однако соблюдение определенных норм и стандартов составляет важный элемент дисциплины. Гораздо большей ошибкой  считается не требовать от детей ничего не устанавливать никаких требований,  в том числе школьной формы. Разумные правила  и порядок составляют важную часть всей образовательной системы.

 

Учитель. Работает в 5 - ом классе. Есть учащиеся, которые постоянно выводят из себя. Как можно восстановить  контроль  за ситуацией?

Вначале нужно выяснить, чем мотивируется непослушание и агрессивное поведение этих детей. Не нужно быть крупным специалистом, чтобы понять, что основное  стремление крикунов и болтунов  привлечь внимание окружающих. Самым болезненным переживанием, будет их незаметность. Идеальное  решение проблемы состоит при этом в том, чтобы, заставив их прекратить вести себя вызывающе, удовлетворить их потребность во внимании к своим персонам менее шумными, безвредными методами. Чтобы  преодолеть  недисциплинированное поведение  учащихся, необходимы небольшая доля изобретательности и готовность администрации к внедрению нестандартных подходов.

 

Насколько важна функция школы?

 

  1. Самая важная функция школы, кроме обучения  таким базовым навыкам, как чтение, письмо, математика, состоит в том, чтобы способствовать развитию самодисциплины и самоконтроля. Учащиеся учатся сидеть на уроках  в течение долгих часов, следовать указаниям, выполнять  задания, развивать умственные способности. Выполнение домашнего задания приобретает ценность как инструмент укрепления дисциплинированности. В повседневной жизни от взрослых людей часто требуется способность к самопожертвованию, им необходимо добросовестное отношение к труду, стремление сохранять верность поставленным целям, а школа должна сыграть в жизни людей свою роль, чтобы помочь овладеть этими и другими обязательными  человеческими качествами. Особое значение имеет процесс формирования у ребенка  способности выполнять обязанности, которые в будущем потребует от него жизнь.
  2. В процессе обучения под влиянием изучаемого материала формируется личность человека, причем даже тогда, когда сами факты впоследствии забудутся. Учеба формирует систему ценностей, представлений и взаимоотношений, которые со временем не рассеиваются, не теряют  своей силы.

 

3.Изучаемый материал очень часто не удается  вспомнить, однако, человек   знает, где найти о них информацию.

 

4.Человек не забывает того, что учит, на все 100%. Однако наиболее важные понятия и факты надолго остаются в его памяти, чтобы неожиданно оказаться полезными в будущем. Обучение это процесс наполнения банка данных полезной информацией.

5.Знания, которые человек получает в детские и юношеские годы, помогают ему легче усваивать новые сведения в течение всей жизни.

 

Таким образом, какая бы хорошая школа не была, главное это семья, ее устои и традиции.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»