Роль литературы в духовно-нравственном формировании личности
Чатоева Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Современная действительность вносит свои коррективы. «Век расшатался», «порвалась связь времён». Разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, деформируется личность, часто не различающая, где добро и зло.
Бескорыстие, милосердие, патриотизм стали дефицитом. В общественной атмосфере сегодняшнего дня на литературу возлагается особая миссия – духовное возрождение человека. Непростая задача! В век информационных технологий, интернета вернуть молодое поколение к русской классике. Но делать это необходимо, это крайне важно! Ведь определять «лицо XXI века» будет именно сегодняшнее молодое поколение. Колоссальный нравственный и эстетический потенциал русской литературы остаётся невостребованным. Особое беспокойство и тревогу вызывает тот факт, что книга вообще уходит из жизни современных школьников.
Как приобщить, «приохотить» ребят к чтению, вернуть интерес к книге? Безусловно, уроки литературы призваны помочь им проникнуть в замысел поэта или писателя, почувствовать красоту художественного слова, понять думы, чаяния, надежды наших великих классиков, сопереживать им, формировать собственную жизненную позицию.
В русской классике аккумулируется вся мудрость и весь огромный жизненный опыт человечества. Она вне времени!
Уровень накала чувств, «тонкость движения души», причудливая жизнь сердца в сущности могут оказаться одинаковы и у пушкинской Татьяны, и у юной девушки XXI века. У героев Ф.М Достоевского, живущих в особом измерении, не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей, все человеческие чувства доведены до высшего напряжения, до высшего предела. Они страдают так мучительно, что читать об этом больно. Писатель, заглянувший в самые потаённые уголки души, подводит нас к выводу, что только очищение, только красота спасёт мир. Да и само творчество Ф.М.Достоевского оказалось пророческим, предупреждающим о последствиях воинствующего атеизма.
Понять, осмыслить глубже вечную проблему отцов и детей помогают нам книги И.С.Тургенева. А в раздумьях героев Л.Н. Толстого отразился характерный для русской литературы пристальный интерес к вопросам смысла жизни, совести, долга, счастья; вопросы, которые не могут не тревожить нас.
Об опасности обывательщины и житейской пошлости предупреждает нас А.П. Чехов. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в «футляр» собственных предрассудков, перестать думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. Это может привести к духовному опустошению и деградации.
Поэтому становится понятным, что нельзя «скидывать со счетов» огромнейшую роль литературы в становлении эмоциональной, эстетической и духовной культуры ученика. Русская классика сегодня – это своего рода «иммунитет» против серости, невежества, невоспитанности. Нам, словесникам, отведена огромная роль посредника между юными душами и великой русской литературой, которая обращена не только к уму, но и чувствам ребят. И что особенно важно: нужно так рассматривать и изучать художественные произведения, чтобы увидеть в них не только «дела минувших дней», но и – через героев и события – наше время, себя, вечные проблемы бытия. Именно в этом направлении должно «строиться» сегодня преподавание литературы, задача которой научить ребёнка соизмерять свой духовный мир с духовным миром героя, помочь ему найти и занять своё место в жизни, реализовать себя.
Литература – это прежде всего искусство, построенное на диалоге, в основе которого разные точки зрения на одно и то же художественное явление. Поэтому так важно, чтобы ребята читали, рассуждали, спорили, искали истину… Не секрет, что современному уроку литературы необходимы сегодня активные формы (педагогика сотрудничества) , новые методы подачи материала, нестандартные приёмы и инновационные технологии. Больше должно быть необычных, творческих, нешаблонных уроков: уроки-диспуты, уроки-конференции, уроки-экскурсии, уроки-семинары, интегрированные уроки с музыкой, с историей, с МХК и т.д. Модернизация школьного образования – это требование времени. Но следует помнить, что все инновационные технологии, новые методы, интернет-ресурсы должны прежде всего способствовать формированию «литературно развитой» личности. Ведь духовно-нравственное возрождение человека – главная задача литературы, от решения которой зависит будущее страны.
Об этом с горечью писал Л.С. Айзерман, автор многочисленных статей и книг по литературе: «Если литература не откроется сегодняшнему школьнику на уроках литературы, то скорее всего она не откроется ему и после школы. И дело здесь не только литературы как учебного предмета. Речь идёт о чувствах и ценностях, идеях и идеалах тех, кто входит в жизнь. Речь идёт о нашем завтра».