Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Системный подход в нравственном воспитательном
процессе во внеурочной деятельности

Жуковская Ирина Александровна,
воспитатель учебного курса
Московского кадетского корпуса
«Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ»
 
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………1-3
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания и его роль
               в развитии личности
1.1. Понятие и сущность нравственного развития и воспитания….3-5
1.2. Проблемы нравственного воспитания учащихся …..….………5-7
1.3. Педагогические принципы нравственного воспитания
       школьников…………………………………………………….. ...8-9
Глава 2. Содержание нравственного воспитания в современном
               образовательном процессе
2.1. Системный подход в нравственном воспитании учащихся как
       основа его непрерывности в целостной структуре учебно-
       воспитательного процесса ………………………………………9-10
2.2. Этический курс как предмет нравственного   воспитания
        учащихся……. ………………………………………………….10-18
2.3. Психолого-педагогические принципы организации процесса
       нравственного воспитания  учащихся  в образовательном
       учреждении………………………………………………………18-20
Заключение…………………………………………………………..20-21
Список литературы…………………..……………………………….21-22
        
 
Введение
Тема данной работы «Системный подход в нравственном воспитательном процессе во внеурочной деятельности» имеет актуальное значение, т.к. духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности.
Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия воспитателя на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией воспитателя.
Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях образовательного учреждения закрытого типа возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ученика, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания учебное учреждение  формирует у ученика чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества воспитатели превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед воспитателем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Особое значение для накопления нравственного опыта имеет общение и совместная деятельность учеников в небольших группах сверстников, которые могут специально создаваться воспитателем  или  возникать сами. В небольшой группе ученик чаще и глубже испытывает общие переживания, здесь он может не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно установить отношения с другими детьми, организовать коллективную деятельность, легче осознать своё общественное поведение. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что данной проблеме было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так же ряд российских ученых: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др. уделяли огромное внимание нравственному развитию и становлению личности.
Предмет исследования: Психологические аспекты нравственного воспитания обучающихся в современном образовательном процессе.
 
Цель исследования: Комплексное исследование нравственного воспитания обучающихся в современном образовательном процессе.
Задачи исследования:
  • раскрыть понятие и сущность нравственного развития и воспитания;
  • рассмотреть проблемы нравственного воспитания  учащихся;
  • изучить педагогические принципы нравственного воспитания учеников;
  • рассмотреть системный подход в нравственном воспитании учащихся как основу его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса учебного заведения;
  • охарактеризовать этический курс как предмет воспитания,   организующий содержательную логику и непрерывность процесса нравственного воспитания учащихся ;
  • выявить психолого-педагогические принципы организации процесса нравственного воспитания учеников в образовательном учреждении.
На основе теоретического изучения проблемы исследования были определены методы исследования:
  • анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
  • аналитико-синтетический метод.
 
Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания и его роль в развитии личности
1.1. Понятие и сущность нравственного развития и воспитания
Вопрос о нравственности всегда волновал человечество. Нравственное развитие, воспитание человека - то, на что всегда была ориентирована деятельность человека в сфере передачи подрастающим поколениям опыта предыдущих поколений наряду с созданием условий для получения знаний, умений и навыков. Несмотря на то, что понимание нравственности претерпевало изменения, актуальность проблемы нравственного воспитания и развития человека неоспорима. Ситуацию, сложившуюся в современном обществе, трудно отнести к разряду не требующих особого внимания: жестокость, огромный рост количества преступлений, совершаемых детьми - вот, чем может похвастаться реальная действительность.
Где же найти выход из ситуации? Ситуации, требующей незамедлительного ответа и действий? Выход есть - место, в котором ребенок находится в возрасте, способном впитать в себя наиболее полно все то, что ему преподносят. Безусловно, основы нравственного воспитания закладываются в семье и школе. Именно педагог, опираясь на разумное и нравственное в пока еще только становящемся Человеке, помогает каждому своему ученику определить ценностные ориентиры, взгляды на жизнь. Безусловно, роль педагога- воспитателя  в процессе воспитания огромна. Но, при этом, возникает следующая проблема: какими же способами наиболее эффективно способствовать нравственному становлению личности ученика при наличии доказательства присутствия огромного влияния учителя и учебного учреждения?
Данная проблема актуальна. Ей посвящены фундаментальные работы таких видных деятелей педагогики, как А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов и др.
Моральный исток осмысления человеческой жизни на протяжении столетий рассматривался философией и этикой в попытке найти ему единое содержательное определение, в результате чего было выделено и обосновано такое ёмкое понятие как «простые нормы нравственности», одинаково значимое для всего человечества. Отсюда понятие «общечеловеческие ценности», употребляемое сегодня в  жизнедеятельности людей.
Моральное становление человека представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс.
Определяющую роль в этом процессе играет социальная среда. Само формирование нравственных качеств происходит в социальной среде, в его реальных действиях и поступках, а так же во внутренней  работе самой личности. 
Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных факторов.
В разные возрастные периоды личного развития количество социальных институтов принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общение со сверстниками, другими взрослыми людьми. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, воспитателей школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации.
Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени.
По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается и увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на личность ребенка.
Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или не справедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена  и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит из убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и той же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению - хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы.
Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и другие.
Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Формирование основ нравственной культуры учеников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях семьи, общества, образовательного учреждения.
Чтобы образовательное учреждение  могло стать для ребёнка воспитательной средой, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные установки, в её педагогическую основу должна быть заложена нравственно-этическая система воспитания как в образовательной деятельности так и во внеурочной.
 
1.2. Проблемы нравственного воспитания учащихся
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не воспитатель-педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью воспитателя является оградить ученика от мира жестокости и грубости, познакомить его с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия.
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества воспитатели превратили во внутренние стимулы личности каждого ученика, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические досуги.
Для реализации необходима программа нравственного воспитания учащихся, она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанниками своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений учащихся, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из их индивидуальности.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Многие воспитатели справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседе должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также воспитателю  необходимо заранее обговаривать с учениками наиболее интересующие их вопросы.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ученика, только упражняясь в нравственных поступках.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Огромную роль в сфере морали играют нравственные чувства. В морали закреплены такие понятия, как «добро», «честь», «совесть», «справедливость». Все эти понятия имеют оценочный характер.
Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге и воспитателе. Результат этого процесса зависит от того, как воспитатель преподносит его ученику. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности.
Слово воспитателя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ученика. Именно через беседы с воспитателем, духовное развитие ученика, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа воспитателя, его специальные беседы.
Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил воспитатель в душу ребенка в соответствующем возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям.
Для того, чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии, но уже на данный момент результатов исследования можно с уверенностью сказать, на сколько велико значение этой проблемы для нравственного воспитания  учащихся.
 
1.3. Педагогические принципы нравственного воспитания учащихся
Педагогический корень нравственно-этического воспитания учащихся  в  его непрерывности. В соответствии с этим в воспитательной политике образовательного учреждения важен, прежде всего, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию воспитанников, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров. Значимо воспитание социального и гражданского иммунитета ребёнка ко всему деструктивному, выпадающему из нравственного поля жизнедеятельности людей. Отсюда первоочередная задача - создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения закрытого типа, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.
Это требует понимания педагогических принципов и содержательной сущности воспитания, которая базируется на смысловых ценностях и  основаниях человеческой жизни, и жизни общества. Эти основания отрабатывались веками и при богатом разнообразии  подходов и заявленных приоритетов тем не менее сводились к нравственным постулатам, утверждающим жизнь  человека.
Эти постулаты отражали нравственное значение и достоинство личности, её ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, – моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Это то, что выделяется человеком в качестве наиболее значимого, что он вложил в основу представлений о  нормах отношений с людьми и окружающим миром, собственного жизненного осмысления и жизнедеятельности. Это тот ценностный смысл, который существует для необходимой ориентировки каждого в своей жизнедеятельности.
Достигается это воспитанием, где выбор может рассматриваться как метод познания и личностного осознания учащихся социальных процессов и нравственно-этических отношений.
Такое осмысление становится педагогически значимой задачей нравственно-этического воспитания, необходимого и востребованного как в школе, так и в современным образовательным учреждением закрытого типа.
Какие же основные ориентиры нравственного воспитания необходимо определить и  обозначить в качестве идеальных оснований, к которым следует стремиться учащимся. Наиболее значимыми, как показывает педагогическая практика и её анализ, следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека

Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение.

Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
На каких же основных педагогических принципах необходимо осуществлять данную направленность нравственного воспитания:
- Взаимосвязь и взаимодействие знания – чувства – поведения как важнейший принцип эмоционального «проживание» учащимися нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения.
- Диалог, как взаимодействие воспитателя и учащихся, как основной принцип всей воспитательной политики обучения.
- Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций,  что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.
Таким образом, можно говорить о том, что нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Первоочередная задача – создание нравственного поля жизнедеятельности образовательного учреждения, что требует продуманной системы нравственного воспитания школьников, разработки его концептуальных оснований.
 
Глава 2. Содержание нравственного воспитания в современном образовательном процессе
 
2.1. Системный подход в нравственном воспитании учащихся как основа его непрерывности в целостной структуре учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении закрытого типа
 
Чрезвычайно важна общая целостность образовательного процесса учебного учреждения закрытого типа с чётко выраженным ракурсом воспитательной ориентации детей.
Воспитательная система включает три логически взаимосвязанных компонента:
- этический курс занятий, как специализированный воспитательный предмет этической направленности, учитывающий возрастные изменения учащихся, построенный по принципу диалогического взаимодействия с ними и действующий в системе свободного общения учащихся как  на перемене, так  и в неурочное время.
Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором  никто не будет обижен и обделён вниманием. Методические приёмы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и психологическая канва поведения воспитателя, который терпеливо учит воспитанников находить корректные способы реагирования на недостойное поведение других, настойчиво культивирует умение детей простить, проявить снисходительность и благородство.
- обще коллективная внеурочная деятельность с этической направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие. Композиционно она построена как  представление - диалог и осуществляется в форме  «этических диалогов о главном» – в подростковых, «вечеров этических раздумий» – в старших возрастных группах.
Главное здесь – организация разностороннего общения, взаимодействия, взаимовлияния детей, в основе которого воспитателем определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть нравственно-этического воспитания как непрерывного процесса соотнесения знаний, чувств, поведения школьников с ценностными основаниями жизнедеятельности людей, выработанными и отобранными вековым человеческим опытом, что способствует формированию личности.
Процесс непрерывности воспитания основан на дифференцированном, последовательном, а так же  логическом обосновании  поэтапного включения учащихся в соответствии с их возрастом   в процесс освоения этических смыслов в собственном образе жизни.
 
2.2. Этический курс как предмет нравственного воспитания учащихся
 
Педагогическая практика свидетельствует, что динамика и характер происходящих социальных процессов не соответствуют программным целям и установкам общества. Наблюдается  начало образования конфликтов  в социальной жизни людей.
Это приводит к неизбежности включения в учебно-воспитательный процесс учебного заведения особого предмета воспитательного характера, основой которого являются диалоги с учащимися о главном в жизнедеятельности человека. И этика здесь является востребованной и необходимой в соответствии с тем, что является наукой о ценностях человеческого бытия, о добре и зле в жизни людей. Её воспитательный потенциал трудно переоценить.
Этика позволяет погрузить ученика в общечеловеческий опыт рождения и сохранения нравственности как основы и условия сохранения жизни. Она даёт возможность построить с подрастающим человеком живой диалог о живой жизни.
Воспитательные задачи этики достаточно чётко в своё время определил П.А. Кропоткин:
- действовать в нравственном направлении, взывая к лучшим потребностям человека;
- определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;
- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом;
- не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других.
Поэтому в нравственном воспитании учащихся необходим сквозной этический курс, способствующий систематизации их нравственных представлений и ценностных ориентаций, достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также ориентирующий на этический контекст взаимодействия учеников со взрослыми и сверстниками в сфере их жизнедеятельности в учебном учреждении, социуме, окружающем мире.
Каждый возраст требует на этических занятиях  своих  средств и методов построения этического диалога, психолого-педагогических приёмов организации взаимодействия.
Технология этического занятия с подростками как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое занятие строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я. 
Примером может служить канва диалога этического занятия с подростками «Поспешай делать добро». 
Занятие начинается с двух маленьких экспериментов. 
В первом эксперименте   воспитанницам предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, воспитатель предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к нравственности. По окончании работы,  желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.  
- Какой вывод мы можем сделать?  
- Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с нравственными проблемами. Как вы думаете, почему?  
Вот та завязка, с которой начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Воспитатель не морализировал, а опосредованным способом, используя эксперимент, вывел детскую мысль на них. Эту мысль он активизирует с помощью другого эксперимента, предлагая воспитанницам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, ведёт диалог с ними   о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка позволяет включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно- следственных связей своей мысли в её сравнении с другими.  
- Какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента?  
- Верно, в арсенале человеческой мысли значимое место занимают  проблемы морали и  нравственные оценки, этика отношений, в чём вы сейчас убедились. А как это воплощается в опыте поведения?  
- Необходимость в своих действиях нести добро окружающим точно выражает русская народная пословица: «Поспешай делать добро». Можете ли вы эту пословицу применить к своему поведению?  
- Обратимся к вашему опыту. Выберите наиболее свойственный вам вариант поведения в следующих типичных жизненных ситуациях.
Первая ситуация:
 Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.  
- Какой вариант поведения вы выберите?  
- Предложу посмотреть передачу вместе с братом.  
- Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.  
- Выясню, по какой причине мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.  
- Пойду погуляю с братом.  
- Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.  
- Прокомментируйте свой выбор.  
Другая ситуация.
Классный руководитель объявил ученикам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 30 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».  
- Как ты поступишь?  
- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.  
- Предложу решить голосованием.  
- Предложу дать эти билеты тем, кто заслужил учебной и активной работой.  
- Подниму руку, что не пойду.  
- Предложу распределить по группам, а группа выберет достойных.  
- Объясните выбранный вариант.  
Ещё ситуация.
Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли.  
Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?  
- Главные роли дать тем, кто уже проявил свои способности.  
- Главные роли дать желающим.  
- Главные роли дать тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал.  
- Желающим тянуть жребий.  
- Пусть решат сами участники спектакля.  
Выбор вариантов воспитанницы  делают письменно, чтобы воспитатель мог проанализировать направленность их решения.  
Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.  
Такое осознание заостряет процесс «думания» учеников, становясь кульминацией занятия.  
Воспитатель ставит задачу:
попробуйте разнести выбранные вами решения по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или семьи.  
- Подумайте над тем, что у вас получилось. В чью пользу вы принимали решения? Как они соотносятся с народной мудростью: «Поспешай делать добро».  
- Проанализируем, какой вариант поступка в каждой ситуации говорит о доброте в отношениях к другому.  
Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть они подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.  
Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.  
- Что же такое справедливость?  
- Стремление соответствовать истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно ли быть беспристрастным, стремясь к добру?  
- Следовательно, доброта, добро требует от человека проявления чувств.
 Вспомните слова А.С. Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».
Поразмыслим в связи с этим над следующими изречениями и пословицами, в которых отражён нравственный опыт поколений: 
«Давай вершить добро, пока есть силы. 
Не то потом и ты, и я в предверии могилы  
Лишь зло пожнём».  
«Посеем семена добра,  
Покуда сеять можем,  
Пока земля, что столь щедра,  
Для нас не станет ложем».  
«Добро и зло творить всегда  
Во власти всех людей.  
Но зло творится без труда,  
Добро – творить трудней».  
«Рождает зверя зверь,  
Рождает птица птицу,  
От доброго добро,  
От злого зло родится»...
- Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует и зло. Как вы думаете, почему? 
- Добро всегда противодействует злу, борется с ним. Известный врач и философ Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла: «Добро – то, что служит сохранению и развитию

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»