Знакомство дошкольников с русской культурой
Кадосова Людмила Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ №23
Невского района Санкт-Петербурга
Условия современной жизни, ее информационная насыщенность, предъявляют высокие требования к человеку. Казалось бы, обилие литературы и интернет-ресурсов позволяют без труда найти необходимые ответы на вопросы. Однако родители и педагоги нередко отмечают, что их дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре часто бывают отрывочны и поверхностны, так как в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского
народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста через знакомство с ценностями русской культуры.
Знакомить с историей своего народа можно уже с младшей группы. Поэтому материал для взаимодействия с детьми надо отбирать особенно тщательно и бережно. Например, при создании детской библиотеки по русской культуре следует учитывать предпочтения всех детей. Книги должны быть разными по оформлению и по жанру (от В.Конашевича и И.Билибина до современных художников). Но одной библиотеки недостаточно.
В группе можно создать тематический уголок, который меняется в соответствии с учебным планом. Как познакомить дошкольников с русской культурой? Легко начать с того, что понятно любому малышу – с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда. Так же готовили, делали уборку, ухаживали за детьми… изменились условия жизни, но осталась суть. Мама готовит, стирает, ухаживает – то есть занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством – то есть мужской работой. Дедушка и бабушка помогают по дому. Об этом говорят народные сказки, пословицы, поговорки. Материал закрепляется в совместной деятельности и в свободное время. Создается тематическая развивающая среда с ее постепенным пополнением. Затем ребенок совместно с педагогом активно погружается в созданную среду, проводя ее через все виды деятельности (познавательной, музыкальной, театральной, игровой). Далее знания уточняются и закрепляются через индивидуальные формы работы и самостоятельную деятельность ребенка. Это и прослушивание аудио-носителей с народной музыкой, и использование художественной литературы, и рассматривание репродукций, фотоальбомов, видеофильмов… И, наконец, проводятся мини-экскурсии с родителями в Русский музей.
Самый близкий вид деятельности у дошкольников – это игра. Создание интерьера в фольклорном стиле в детском саду позволит детям поиграть в исторической обстановке. Такая «русская изба» позволит организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в игровой ситуации. Кто-то любит готовить в печи, кому-то нравится стирать, а кому-то ребенка в люльке укачивать. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей и педагога. Атрибуты к игре пополняются в течение года в соответствии с изучаемой темой. Так, к теме «чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – посуда для чаепития, травы для заварки, муляжи баранок, блинов, пирогов (выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями). Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми.
Посещение Русского музея с детьми и родителями является одним из способов закрепления изучаемого материала и систематизации знаний, полученных в детском саду.
Итогом работы по теме являются литературно-музыкальные мероприятия. Тщательно подобранный музыкальный и литературный материал позволяет ощутить многогранность русского фольклора, помогает ребенку по-своему понять культуру своего народа.
Литература
1. Головин Н. Моя первая русская история. – М., 1993
2. Даль В. Суеверия, приметы, причуды, стихи, пословицы русского народа
3. Короткова М. Путешествие в историю русского быта. – М., 1998
4. Лотман Ю.Беседы о русской культуре сайт http://krotov.info/libr_min/12_l/ot/man_01.htm