Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Урок по курсу «Этика и психология семейной жизни»

Влияние семейного климата на ребенка

Лисина Екатерина Михайловна,
учитель

Определение понятия «Семья».

Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом  и духовном воспроизводстве населения.

ТРЕБОВАНИЕ: (Нахождение требований, факторов обеспечивающих здоровый микроклимат семьи благоприятный для воспитания ребёнка).

Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие ребенка:

  • Позиция родителей по отношению к ребенку и способы воздействия на него
  • Отношение к развитию способностей ребенка
  • Стили детско-родительских отношений
  • Стиль контроля и руководства ребенком
  • Состав семьи и отношения внутри нее.

 

ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ: (формулировка цели)

Определить влияние семейного климата на развитие личности ребёнка. Определить модель «правильного» (всестороннего) воспитания своего будущего ребенка.

Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие ребенка, является семья.

 

Здоровая, крепкая семья растит и воспитывает новое поколение. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом.

 

Критерии:

  • Семья ведёт ЗОЖ
  • Высоконравственные внутрисемейные отношения, атмосфера дружбы, доверия, взаимных симпатий (ровная, спокойная обстановка в семье).
  • Широта интересов членов семьи
  • Участие отца, матери в воспитании ребёнка
  • Общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых.
  • Действенное отношение к происходящему вокруг, в стране….

 

Типы  воспитательной  деятельности родителей.

  • Авторитетные  родители -  инициативные,  общительные,  добрые  дети.

Родители  любят  и  понимают  своих  детей,  предпочитая не  наказывать  их,  а объяснять,  что  хорошо. Они  требуют  от  детей  осмысленного  поведения  и  стараются  помочь  им,  чутко относясь к их  запросам. Но такие  родители  часто  проявляют  твердость, жесткость.

Дети  таких  родителей  обычно  любознательны,  стараются  обосновать, а не навязывать  свою  точку  зрения,  они  ответственно  относятся  к  своим  обязанностям. У таких детей лучше  развиты  чувство  собственного  достоинства  и  самоконтроль, им  легче  удается  наладить  хорошие  отношения  со  сверстниками.

 

  • Авторитарные  родители -  раздражительные,  склонные  к  конфликтам  дети.

Родители считают,  что  ребенку  не  следует  предоставлять  слишком  много  свободы  и  прав,  что  он  должен  во  всем  подчиняться  их  воле,  авторитету. Родители  стремясь     выработать  у  ребенка  дисциплинированность, не  оставляя  ему  возможность  для  выбора  вариантов  поведения,  ограничивают  его  самостоятельность,  лишая  права  возражать  старшим,  даже  если  ребенок  прав.  Жесткий  контроль  за  поведением  ребенка -  основа  их  воспитания. Часто  встречающийся  способ  дисциплинарного  воздействия -  запугивание,  угрозы. Такие  родители  исключают  душевную  близость с  детьми,  они  скупы на  похвалы,  поэтому  между  ними  и  детьми  редко  возникает чувство  привязанности.

Минусы:  жесткий  контроль  редко  дает  положительный  результат.  У  детей  при  таком  воспитании  формируется  лишь   механизм  внешнего  контроля. Развивается  чувство  вины  или  страха  перед  наказанием и, как правило,  слабый  самоконтроль.

Дети  авторитарных  родителей  с  трудом  устанавливают  контакты  со  сверстниками  из – за  своей  постоянной  настороженности.  Они  подозрительны,  угрюмы,  тревожны.

 

  • Снисходительные  родители -  импульсивные,  агрессивные  дети.

 

Родители  не  склонны  контролировать  своих  детей. Разрешают  детям  делать  все,  что  им  захочется.  Отчего позже приходят  в  отчаяние  и  реагируют  очень  остро – грубо  и  резко  высмеивают  ребенка,  в  порывах  гнева  могут  применять  физическое  наказание.  Они  лишают  детей  родительской  любви,  внимания  и  сочувствия.

Дети становятся  неуправляемыми в поведении.

 

Воспитание  в  семье  через  роли,  которые  выполняет  ребенок.

  • « Козел  отпущения»  - Роль  возникает  в  семье,  когда  супружеские  проблемы  переходят  на  ребенка. Он  отводит  на  себя  эмоции  родителей,  которые  на  самом  деле  они  испытывают  друг  к  другу.
  • « Любимчик» - Когда  родители  не  испытывают  друг  к  другу  никаких  чувств,  а  эмоциональный  вакуум  заполняется  преувеличенной  заботой  о  ребенке.
  • « Беби» - Ребенок  отдален  от  родителей,  он  вытесняется  из  семейной общности,  ему  предписано  быть  в  семье  только  ребенком,  от  которого  ничего  не  зависит.  Эта  роль  возникает  при  сильной  близости  супругов  друг  к  другу.
  • « Примеритель» - Ребенок в  такой  роли  рано  включается  в  сложности  семейной  жизни,  занимает  важное  место  в  семье,  регулируя  и  устраняя  супружеские  конфликты.

 

ВЫВОД:   Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы поведения, приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.

В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»