Урок по курсу «Этика и психология семейной жизни»
Влияние семейного климата на ребенка
Лисина Екатерина Михайловна,
учитель
Определение понятия «Семья».
Семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
ТРЕБОВАНИЕ: (Нахождение требований, факторов обеспечивающих здоровый микроклимат семьи благоприятный для воспитания ребёнка).
Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие ребенка:
- Позиция родителей по отношению к ребенку и способы воздействия на него
- Отношение к развитию способностей ребенка
- Стили детско-родительских отношений
- Стиль контроля и руководства ребенком
- Состав семьи и отношения внутри нее.
ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ: (формулировка цели)
Определить влияние семейного климата на развитие личности ребёнка. Определить модель «правильного» (всестороннего) воспитания своего будущего ребенка.
Окружающая среда – понятие более широкое. В него входит вся совокупность условий, в которых мы живем: культура, социум, экология, образование, семья и многое другое. Ученые разных направлений, сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие ребенка, является семья.
Здоровая, крепкая семья растит и воспитывает новое поколение. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом.
Критерии:
- Семья ведёт ЗОЖ
- Высоконравственные внутрисемейные отношения, атмосфера дружбы, доверия, взаимных симпатий (ровная, спокойная обстановка в семье).
- Широта интересов членов семьи
- Участие отца, матери в воспитании ребёнка
- Общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и семейные праздники, совместный досуг и отдых.
- Действенное отношение к происходящему вокруг, в стране….
Типы воспитательной деятельности родителей.
- Авторитетные родители - инициативные, общительные, добрые дети.
Родители любят и понимают своих детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять, что хорошо. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Но такие родители часто проявляют твердость, жесткость.
Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. У таких детей лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.
- Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Родители стремясь выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможность для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишая права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением ребенка - основа их воспитания. Часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия - запугивание, угрозы. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности.
Минусы: жесткий контроль редко дает положительный результат. У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля. Развивается чувство вины или страха перед наказанием и, как правило, слабый самоконтроль.
Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из – за своей постоянной настороженности. Они подозрительны, угрюмы, тревожны.
- Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.
Родители не склонны контролировать своих детей. Разрешают детям делать все, что им захочется. Отчего позже приходят в отчаяние и реагируют очень остро – грубо и резко высмеивают ребенка, в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.
Дети становятся неуправляемыми в поведении.
Воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок.
- « Козел отпущения» - Роль возникает в семье, когда супружеские проблемы переходят на ребенка. Он отводит на себя эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу.
- « Любимчик» - Когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке.
- « Беби» - Ребенок отдален от родителей, он вытесняется из семейной общности, ему предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу.
- « Примеритель» - Ребенок в такой роли рано включается в сложности семейной жизни, занимает важное место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты.
ВЫВОД: Воспитание - это ежечасное и ежеминутное занятие, в котором принимают участие два человека: мать и отец. Вместе они несут ответственность за то, кем вырастет их ребенок. Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает соответствующие нравственные нормы поведения, приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Неадекватное отношение родителей к ребенку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
В любых самых сложных и острых ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливыми в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными и создать для него наилучший нравственный климат в семье.