Формирование толерантности в дошкольном возрасте как одно из направлений
этнопедагогической культуры
Иванова Елена Ивановна,
заместитель директора по УВР
МБОУ «СОШ №4» г.Пикалёво им. А.П. Румянцева
Сегодня мы живем в информационном обществе, в условиях которого постоянно возникает необходимость овладения принципиально новыми технологиями коммуникативной деятельности. Изменения, происходящие в мире, интенсивное развитие контактов между странами и народами, становление во всём мире открытого общества, на первый план выдвигают проблемы межкультурного взаимодействия.
Понятие толерантности складывалось на протяжении долгого времени, и процесс этот продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разностороннее значение, оно наполняется новыми смыслами.
Что такое толерантность?
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся!»
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Не надо
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей..
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Во многих научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение, признание равенства, отказ от доминирования, насилия, многообразие человеческой культуры, норм, верований. Толерантность это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Вместе с тем в современной жизни понимание толерантности разными народами оказывается различным, что обусловлено их культурно-историческим опытом.
2003 год вошел в нашу жизнь как год толерантности. Это было вызвано событиями, происходящими в мире, которые носили характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.
В 21 веке понятие «толерантность» стало международным, важнейшим ключевым словом в проблематике мира.
Ежегодно 16 ноября в стране отмечается Международный День Толерантности.
Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года она понимается как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира».
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке.
На страницах периодической печати постоянно ведутся дискуссии об определении сензитивного периода формирования этого качества.
Многие ученые указывают на старший дошкольный возраст, т.к. именно в этом периоде происходит становления самосознания, которое осуществляется в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
У детей старшего дошкольного возраста формируются навыки уважительного и доброжелательного поведения во время взаимодействия с представителями разных культур, они учатся воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.
Поэтому проблема толерантности – один из аспектов воспитательной работы ДОУ.
Практика последних лет показывает, что детский сад всё чаще посещают дети разных этнических групп.
Детская группа становится социальным институтом воспитания толерантности.
Поскольку игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, то и при формировании толерантности необходимо опираться на игровые методы.
Использование игры должно носить комплексный характер, предполагающий большой спектр мероприятий и разных видов деятельности, свойственных ребенку дошкольного возраста.
Это проведение русских народных праздников (и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа, а также и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников.
Это и сюжетно-ролевые игры (основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия).
Русские народные подвижные игры
Это и элементы игротерапии (предполагающие решение проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях).
Это слушание, сочинение сказок, историй самими детьми.
Это и психогимнастика.
И арт-терапия – (форма работы, основанная на изобразительном искусстве; основная задача которой - развитие самовыражения и самопознания ребенка).
И, конечно же, слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
Все эти мероприятия активизируют интерес дошкольника вначале к самому себе, а потом к своему окружению - семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей.
В некоторых ДОУ проводятся игровые занятия по иностранному языку. У нас есть первоначальный опыт проведения таких занятий. Мы считаем, что это тоже один из путей формирования толерантности дошкольников. На таких занятиях дети приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт проигрывания различных ролей в игровых ситуациях. Это дает понимание важности изучаемого языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других социумов.
В заключении хочется сказать, что ДОУ имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском сообществе у ребёнка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Для того чтобы воспитать ребенка толерантным необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров взрослых. Поэтому для начала нужно самим относиться к ребенку толерантно.
Главным фактором в воспитании толерантности дошкольников является взрослый, т.е. мы с вами. Гармония заложена в каждом из нас и, открыть её мы можем только сами.
Ищите в себе гармонию, открывайте её и живите с гармонией всегда!
Спасибо за внимание!