Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка

Художественно-эстетическое развитие дошкольника
в процессе интеграции образовательных областей

Мамедова Алида Пирали кызы,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №5
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Цель занятия: Расширение знаний детей о временах года, о сезонных  изменениях в природе . Закрепление знаний о смене времен года, о роли солнца в смене времен года и частей суток. Развитие творческих способ-ностей детей в процессе различных видов детской деятельности.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание:  Формирование представлений о приметах различных времен года, в частности примет весны.  Формирование  представления о взаимосвязи  флоры и фауны от времен года, об изменениях в жизни обитателей леса.  Воспитание бережного  отношение к природе,   наблюдательности и любознательности.  Расширение знаний  детей о правилах безопасности в весеннее время, о средствах защиты в городе и на природе.       Развитие  музыкального слуха,  фантазии,  умения  слушать музыку, развитие ассоциативных  способностей   детей  в процессе  прослушивания музыкальных произведений, формирование умений эмоционально рассказывать об увиденном, развитие коммуникативных способностей. Развитие двигательной активности детей, умения переключаться  с одного вида деятельности на другой.  Знакомство с историей и культурой  своего народа, с  устным народным творчеством, воспитание  уважительного отношения к труду посредством  произведений детских поэтов и писателей.

Обучающие задачи: Закрепление умений работы с мнемотаблицами, умений в составлении небольших рассказов по таблице. Формирование умения отражать на бумаге свои впечатления посредством различных художественных материалов.

Обогащение словаря: капель, первоцветы, лунный календарь, приметы, лежебока, репродукция, пословицы.

Предварительная работа:  Чтение сказки Э.Шима «Камень, ручеек, сосулька и   солнце»,  сказки К.Ушинского «Утренние лучи», чтение стихотворений о весне Н.Некрасова, А.Блока, С.Маршака, С.Есенина, Е.Благининой,  И.Токмаковой, рассматривание  репродукций  известных художников,  рассматривание календаря погоды и времен года.

        Сегодня мы с вами будем беседовать о временах года, об изменениях, которые происходят в природе.  Какие вы знаете времена года (зима, весна, лето, осень). Я прочитаю сейчас вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какому времени года поэт посвятил свое произ-ведение.

       

Теперь уж скоро она настанет,

грачи к нам с юга прилетят.

Растает снег, теплом потянет

и новый примет все наряд.

 

 В лесу на сухоньком местечке                                          подснежник первый зацветет,

И широко разлившись речка

Вновь в берега свои войдет.

 

И возвратясь в свои скворечни,

скворцы повсюду запоют,

затем начнут цвести черешни,

и вишни буйно зацветут.

 

                                                                                                                         (М. Чехов).

 

           А знаете ли вы стихотворения, посвященные весне? Прочитайте их, пожалуйста, с выражением, эмоционально, чувственно, потому что стихи о весне надо читать радостно, громко, весело, в предвкушении теплых шумных весенних дней. (дети читают стихи, называют авторов).

 

            Стихотворение посвящено весне.  Весна - одно из любимых нами времен года. Весной в природе происходят очень интересные изменения. Каждое время года имеет свои отличительные приметы.  У весны тоже очень много примет, и о них мы сейчас поговорим. Нам поможет вот такая таблица.

 

 

 Посмотрите внимательно на картинки и назовите приметы весны.  (День стал длиннее, ночи короче, ярче и теплее стало греть солнце, появилась травка, на деревьях распустились почки, на речке растаял лед, началась капель, река вышла из берегов, люди стали одеваться в более легкую одежду, прилетели перелетные птицы, вывели  птенцов,  звери проснулись, у них родились  детеныши, они выводят их из нор на солнце, учат их добывать себе еду и защищаться, учат  самостоятельности, оживают насекомые, порхают бабочки, трудятся муравьи, появляются первоцветы, зацветает сирень и фруктовые деревья,   игры и развлечения детей в это время года более под-вижные, с использованием различного спортивного интентаря и  с большим пребыванием на свежем воздухе ( игры «Ловишка с мячом, «Ручеек», «Медведь и пчелы и др.)

         У нас на столе разложены картинки, они тоже рассказывают нам о весне. Посмотрите и выберите картинку, которая  соответствует  той примете весны,  о которой  вы рассказываете.

              

 

 

 

Некоторые приметы весны  у нас спрятались в музыкальных записях и звуках природы.  Послушайте внимательно и определите, о какой весенней  примете рассказывает нам этот звук или мелодия. (Звучат   звуки бегущего по камням ручья, звуки птиц  и мелодия «Танец мотыльков»).

          Ребята, давайте вспомним народные приметы, пословицы и поговорки. Эти приметы, пословицы и поговорки появились после длительных наблюдений за погодой нашими  дедушками и бабушками, а потом передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Существовали и существуют и по сей день народные календари, при помощи которых организуется жизнь людей в течение года (церковные календари, сельскохозяйственные календари,  лунные календари и  др.)

 

Народные приметы.

·        Длинные сосульки – к долгой весне.

·        Если весной много паутины – будет жаркое лето.

·        Облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.

·        Кошка крепко спит – к теплу.

·        Если грачи и жаворонки  рано прилетели – быть теплой весне.

·        Ласточки низко летят – к дождю.

·        Журавли летят низко и молча – скоро ненастье.

·        Утки кричат и плещутся – к дождю.  

 

Пословицы и поговорки.

·        Кто спит весной – плачет зимой.

·        Красна весна цветами , а осень снопами.

·        Весна только днем красна.

·        Весенняя пора,  поел  да и со двора.

·        Апрель с водой, май с травой.

·        Теплый апрель, мокрый май – значит будет урожай.

 

-  А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки о весне.

Загадки о весне.

1.Висит за окошком кулек ледяной,

                             Он полон капели и пахнет водой.

 

                     2. Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня,

                               Издалека по песенке узнаете меня.

 

                          3.  На ветках плотные комочки,

                               В них дремлют клейкие листочки.            

       -  Мы с вами читали очень много произведений детских писателей и поэтов о весне. Давайте вспомним сказку Э. Шима «Камень, ручеек, сосулька и солнышко». О чем спорили герои этой сказки? – О том, кто делает весну. Видите, герои так долго спорят, выясняют, кого же надо благодарить, кто делает   весну, и вся  сказка посвящена их спорам, и только в самом конце одним предложением автор говорит нам о том, что весну делает солнце и его тепло. А что такое солнце?  -   Солнце – это самая горячая звезда, оно дает нам жизнь и энергию. Тепло Солнца управляет погодой , благодаря солнцу на планете есть жизнь, вода, зеленые леса и т.д.

       -   А  одно из произведений, с которым вы тоже знакомы, представлено в виде таблицы. Посмотрите внимательно, и скажите, какая детская сказка здесь спряталась  и кто ее автор?

 -  Это сказка «Утренние лучи»  К.Ушинского.

-   А на кого в этой сказке  упал самый последний лучик?  – На лежебоку.  А что в ответ сделал лежебока? – Повернулся на другой бочок и уснул.

-    А нравится ли  вам конец этой сказки? Что бы вы изменили, если были бы детским  писателем, что бы вы добавили, чтобы сделать сказку более интересной, веселой и подвижной ? ( варианты ответов).

– Мы бы направили луч не на лежебоку, а на озорного, подвижного, спортивного мальчика, который сразу  проснулся, поздоровался с солнцем и сказал лучу, что он очень теплый, веселый, шустрый и добрый, попросил погреть  его и сделать с ним вместе  утреннюю гимнастику.

- Надо разбудить лежебоку, чтоб он меньше спал, и не ленился, больше двигался и др. варианты ответов.

 Ребята, давайте и  мы ему в этом поможем, ему будет веселее, и мы подвигаемся вместе с ним.

Физминутка.(Звучит музыка «Солнышко  лучистое», дети делают движения, которые озвучены в песне, один из детей показывает движения).

- Вот мы и подвигались, взбодрились, отдохнули. Спасибо весне, солнышку, лучику!!!

- Скажите, как мы выражаем свою любовь к близким, любимым животным, любимым предметам и вещам. Мы называем их нежно, ласково, придумываем уменьшительно-ласкательные слова.  Давайте  придумаем слова, в которых мы выразим свою любовь к весне, солнышку, и всем весенним изменениям.

 Игровая деятельность детей.  Игра«Украсим слово»  (солнышко- теплое, доброе, красное, золотистое, лучистое, игристое,   лучик - шустрый, теплый,  ласковый,  весна – теплая, озорная, веселая, шумная, радостная  и т.д.)

Игра «Хорошо -  плохо» (предложить детям сказать, что весной хорошо, а что плохо). Хорошо – солнышко светит, греет, все цветет, растет, можно загорать, сухо, нет грязи, красиво на природе, у животных и птиц появляется потомство, домашние  питомцы могут погулять со своими хозяевами, можно собрать много лекарственных растений, выезжать на природу, на экскурсии, делать салаты из полезной крапивы, одуванчиков и  др.Плохо – солнце режет глаза, на него больно смотреть, можно обгореть, испортить зрение, получить ожог сетчатки, получить солнечный удар,  лед очень рыхлый, вставать  на него нельзя, можно утонуть, нельзя ходить под карнизами, стоять под балконами и козырьками, снег и лед могут упасть  на голову, нельзя  ходить в промокаемой обуви и одежде, сыро, грязно, дождливо, у людей-аллергиков начинается аллергия на цветочную пыльцу, на пыль, на реагенты, реки выходят из берегов, начинается наводнение,  затопляет поля, сады, дома, которые стоят на берегу, эвакуация людей, домашних животных, появляются клещи, которых надо остерегаться и прививаться, растет крапива, которая обжигает кожу и другие варианты ответов.

         -  Но какие бы сложности не приносила  нам весна, мы ее очень любим и ждем. Недаром поется в песне : « У природы нет плохой погоды, всякая погода благодать…..».   После таких теплых слов, и с таким хорошим весенним  настроением, вам   наверное очень хочется изобразить весну в своих картинах, посредством разных художественных материалов.

         Практическая часть занятия – художественное  творчество  детей по впечатлениям о рассказанном и увиденном проходит под музыкальное сопро-вождение  «Солнечные зайчики».

Затем рассматриваем  творческие зарисовки детей и каждый ребенок  рассказывает о том, что он нарисовал.

- Молодцы, очень интересно изобразили приход весны, у каждого по разному. А настроение у всех, наверное, хорошее, это видно по вашим улыбающимся смайликам.

 В конце занятия детям дается задание понаблюдать за погодой, ее состоянием и сделать свои выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»