Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение национальных культурных традиций в нравственном воспитании школьников

Петрашов Сергей Васильевич,
учитель истории  школы № 75
Петроградского района Санкт-Петербурга

 

В последнее время мои ученики все чаще обращаются ко мне с просьбой рассказать им о том, кто такие были наши предки, чем они жили, правда ли все то, что написано о них в учебниках.  Интерес к истории своего народа просыпается в детях все сильнее, им не хватает тех скудных сведений, которые предусмотрены школьной программой, им хочется знать больше, у них появляются вопросы, они хотят изучать историю своего народа. Сейчас, когда появился неограниченный доступ к самой разнообразной информации, наряду с возможностью расширить свои знания в интересующей области, есть и большая опасность столкнуться с неверными, искаженными, ложными концепциями. Важно давать детям данные, подтвержденные фактами и серьезными исследованиями, пусть и выходящими зачастую за рамки и логику школьной программы. Чтобы не возникло путаницы в головах у детей, мы вместе обсуждаем все интересующие их моменты, находим убедительные доказательства той или иной теории, изучаем новые находки исследователей. Работа со школьниками в данном направлении представляется одной из основных задач учителя истории в настоящее время.

Пристальное изучение истории своего народа, наряду с возможностью восполнить пробелы, остающиеся после освоения школьной программы, имеет еще одно важное значение, именно о нем и поговорим.

Невозможно не признать очевидного факта: без обращения к разнообразию и богатству национальных культурных традиций, к нравственному и духовному опыту многих поколений, к традиционным ценностям, нравственное воспитание подрастающих поколений на сегодняшний день представляется весьма затруднительным.

Культура выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Не возникает сомнений в том, что культура любого народа действительно содержит в себе огромный моральный потенциал и выступает гарантом сохранения нравственных основ человека.

Особенно это проявляется в условиях пугающего процесса депатриотизации, происходящей в среде молодежи, утверждения ситуативной морали и потребительского отношения к жизни. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется с одной стороны - размытыми моральными нормами, отсутствием в обществе здоровых национальных идей, единых нравственных ориентиров, идеалов и ценностей, а с другой — агрессивным навязыванием чуждой для российской ментальности образцов западной культуры вообще и псевдокультуры в частности, появлением в обществе антиценностей. В результате унификации культурных образцов, а также нарушения преемственности поколений, возникших в силу определенных исторических событий, происходивших в России за последнее столетие, наметился процесс отчуждения человека от своего культурно-исторического наследия. Значительно затрудняется связь между поколениями и связанная с ней этническая идентификация подрастающего поколения, с трудом формируется нравственная позиция личности, что приводит к возникновению угрозы потери своего национального лица и национальной самобытности. Являясь по своей сути проблемой междисциплинарной, вопрос межпоколенческих отношений находит освещение в работах философов, историков, социологов, демографов, этнографов и других специалистов. По их мнению, важным оказывается сохранение и разумное использование всего богатства этнической культуры.

Многие исследователи (Афанасьев В.Ф., Григорьев В.М., Измайлова А.Б., Вертякова Э.Ф., Кукушин B.C., Стефаненко Т.Г., Лебедева Н.М. и др.) в своих работах подчеркивают связь этнокультуры с нравственным развитием личности.

Особую роль прогрессивные этнокультурные традиции играют в процессе нравственного воспитания, утверждая свое непреходящее значение для будущих поколений. По мнению ученых-педагогов (Батуриной Г.И., Буториной Т.С., Волкова Г.Н., Закировой В.Г., Лисовой К.Л., Матвеевой H.A., Орловой А.П., Пархоменко H.A., Суворовой Г.Ф., Тарасовой С.И., Черкасовой В.Н., и др.) проблемы воспитания школьников на этнокультурных традициях актуальны во все времена, поскольку они закладывают основы нравственного воспитания.

Нравственные аспекты интересующей нас проблемы нашли отражение в работах педагогов Богдановой О.С., Васильевой З.И., Волкова Г.Н., Бондаревской Е.В., Гребенникова И.В., Гуровой Р.Г., Гордина Л.Ю., Ивахценко A.B., Коротова В.М., Лихачева Б.Т., Монахова Н.И., Никитина А.Ф. и др. щ Проведенный анализ научной литературы по этнографии, этнологии и этнопедагогике показал многообразие этнокультурных традиций русского народа (Баркова A.M., Блинова Г.П., Бондаренко Э.О., Будина Е.В., Громыко М.М. и др.). В основном в педагогических исследованиях рассматривались проблемы любви к Родине, проблемы реализации традиций в патриотическом (Конжиев Н.М., Мшценко Л.И., Савинова Л.Ю. и др.), трудовом (Ахаян Т.К.), эстетическом (Афанасьева А.Б., Матвеева H.A.) и семейном (Измайлова А.Б., Козлова А.Г.) воспитании. Исследовались проблемы нравственного воспитания на гуманистических традициях русского народа в основном у младших школьников, (Александрова ft

Е.Н., Бугаева АЛ, Великанова Е.В., Перчун Н.В., Петракова Т.И., Савинова Л.Ю.и др.).

Несмотря на возрастающий интерес к данной проблеме (исследования и др.), тесная взаимосвязь этнокультурных традиций и нравственного становления личности еще недостаточно оценена и изучена в современной педагогической науке. Не до конца выявлен и определен, содержащийся в них нравственный потенциал, а также не исследована роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных подростков.

В педагогической практике сложилось противоречие между знанием подростками отдельных элементов этнической культуры и необходимостью нравственного воспитания на основе гуманистических ценностей русского народа.

Современное российское образование вступило в новый этап своего развития, который характеризуется изменением ценностных ориентаций у подрастающих поколений, переменой образа мыслей, поиском новых приоритетов и национальных идей, а также обращению к традиционным ценностям, имеющих непреходящее значение.

Поскольку любая национальная культура представляет собой уникальную систему ценностей и имеет огромный педагогический потенциал, прежде всего необходим анализ знаний народной культуры в современных условиях, оценки ее состояния и возможного развития.

Формирование ценностных ориентаций — это длительный и сложный процесс, на который оказывают влияние разные факторы. Прежде всего необходимо обратить внимание на единство образования и воспитания, именно это является важным условием приобщения к национальной культуре. Беседы с детьми о национальных корнях направлены в первую очередь на формирование общей культуры человека, что в свою очередь способствует развитию индивида, помогает ему приобретать социальный опыт, сформировать комплекс необходимых знаний и способностей. Нравственное воспитание предполагает знание норм, правил поведения и общения, а также умение пользоваться ими в необходимых ситуациях, давать оценочные суждения происходящему. Формирование базы нравственного сознания происходит за счет просвещения, подражания, приобщения и приучения следованию нравственным образцам. Возрождение этнокультурных традиций, участие в деятельности, направленной на их освоение, постепенно формируют нравственные убеждения и становятся внутренней позицией человека. Необходимыми условиями в данном случае выступают: единство учебной и внеучебной деятельности и взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

Итак, изучение истории родной страны это прежде всего процесс нравственного воспитания школьников. И он будет успешным, если:

• возрождение национальных культурных традиций как основы нравственного воспитания будет осуществляться в единстве образовательного учреждения и семьи;

• основные усилия педагогов будут направлены на воспитание любви к Родине как главной культурной ценности, способствующей противодействовать тенденции распространения ситуативной морали в нравственном поведении современных подростков.

Интерес детей к традициям и обычаям, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен, но его надо развивать и закреплять.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»