Особенности духовно-нравственного воспитания кадет старших и младших классов
Смирнова Елена Борисовна,
воспитатель Кронштадтского морского кадетского корпуса
Одной из основных целей воспитательной работы в школе является воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. На достижение данной цели направлен целый комплекс образовательно-воспитательных мероприятий по внеклассной работе. В этом отношении представляется показательным рассмотрение и сопоставление особенностей реализации данного комплекса среди учащихся средней и старшей школ.
Начало воспитательской деятельности автора настоящей статьи связано с учащимися 71‑го (10а) класса Кронштадтского Морского Кадетского корпуса. В большинстве своем это были воспитанники, много лет проведшие в стенах Корпуса и готовившиеся к выпуску на следующий год. Неудивительно, что многие из кадет на тот момент уже обнаруживали свойственные зрелым людям черты характера и особенности поведения: ответственность, исполнительность, самостоятельность, патриотизм, умение отстаивать собственную точку зрения. Тем не менее, дальнейшая работа с воспитанниками достаточно быстро выявила ряд нежелательных моментов, препятствующих развитию большинства воспитанников в целостных, гармоничных личностей. Среди прочего, основной трудностью виделась известного рода «однонаправленность», имевшая место в духовной жизни кадет. Любое учебное заведение, по определению М. Фуко, представляет собой «дисциплинарное пространство» [1], а кадетский корпус, будучи учреждением, непосредственно связанным с воинской службой, является дисциплинарным вдвойне. Помимо этого, кадеты состояли в классе с физико-математическим уклоном и, обладая достойными познаниями (что впоследствии докажут результаты ЕГЭ) в точных науках, обнаруживали серьезные пробелы по части гуманитарного знания. Собственно, одной из ключевых задач воспитательного процесса представлялась организация его таким образом, чтобы эти пробелы в достаточной степени были восполнены путем уравновешивания военно-патриотического воспитания знакомством с той частью мирового культурного наследия, которая не охватывается базовой школьной программой.
Обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного развития обучающихся, активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям закреплено в Уставе КМКК, и в связи с этим был проведен ряд мероприятий. Одним из них стало участие в ежегодном Международном фестивале «Царскосельская осень». Кадеты впервые приняли участие в постановке сценки из пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль» и смогли занять первое место, благодаря чему получили право присутствовать на праздничном балу, приуроченному к 200-летию со дня основания Лицея. И если с самого начала большого энтузиазма со стороны кадет не наблюдалось, то, воодушевлённые успехом прошлого года, на следующий год, воспитанники сами изъявили желание принять участие в фестивале, который был посвящён 200-летию Отечественной войны 1812 г. Здесь ребята полностью взяли инициативу в свои руки: готовили лист-презентацию команды, номер для выступления, искали материал по героям войны, изучали и готовились к конкурсу по военной истории.
Не менее интересно прошёл устный журнал «Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру». Данное мероприятие было посвящено памяти знаменитого поэта и писателя, который за 70 лет до этого умер в заточении в блокадном Ленинграде. Готовясь к устному журналу, кадеты познакомились с необычным творчеством Д. Хармса, произведения которого не входят в школьную программу по литературе, и, тем самым, расширили свои представления о горизонтах возможного в художественном творчестве.
Финальным мероприятием, непосредственно предшествующим выпуску из КМКК, стал посвященный 200-летию со дня рождения Карла Маркса, круглый стол «Карл Маркс: философ, социолог, экономист». Примечательно, что к этому времени кадеты уже проявляли самостоятельный интерес и личную заинтересованность в участии в круглом столе, что нашло отражение в отзыве приглашенного в качестве докладчика аспиранта философского факультета СПбГУ В. А. Лапатина: «В целом, круглый стол “Карл Маркс: философ, социолог, экономист” оставил самое приятное впечатление, а также оптимистические надежды в отношении целесообразности проведения подобных мероприятий в будущем».
Освоение материала гуманитарного профиля, в отношении которого, ввиду его мнимой непрактичности, в опыте повседневного взаимодействия нередко сохраняется скепсис, между тем, совершенно необходимо и тем, кто не намеревается в дальнейшем связывать свою профессиональную жизнь с гуманитарными дисциплинами. Это становится еще более очевидным на примере кадет 5 класса, пришедших в качестве воспитанников на смену выпускникам. Собственно, корни проблем, описанных выше, со всей отчетливостью прослеживаются уже в этом возрасте. Так, поступившие в этом году в КМКК кадеты 5 класса зачастую не имеют многих базовых навыков устной и письменной речи, наподобие умения составлять простые предложения. В результате преподаватели вынуждены прививать учащимся те знания, которыми последние должны были овладеть еще в начальной школе. Ситуацию усугубляет также ориентация современной российской системы школьного образования на тестовую систему контроля знаний. Хорошо адаптированные для дисциплин математического и естественнонаучного спектров, тесты попросту не предполагают, например, вдумчивой работы с книгой, развития навыков конспектирования и отбора материала, а также не побуждают учащихся к самостоятельному размышлению и грамотному оформлению собственных мыслей в текстовой форме. Отсюда, нет ничего удивительного в рассказах преподавателей высшей школы о том, что способные и неглупые студенты, без труда овладевая программой высшего учебного заведения и с успехом сдающие экзамены в конце каждого семестра, всё чаще оказываются неспособны выполнить качественную письменную работу.
Впрочем, данная проблема стоит главным образом перед преподавательским составом, в то время как одной из главных задач воспитательной деятельности среди новоиспеченных кадет является построение коллектива. Если в старших классах среди воспитанников КМКК внутригрупповое взаимодействие уже налажено, то кадеты первого года обучения представляют собой собрание разрозненных индивидов, которым только предстоит научиться взаимовыручке, ответственности друг перед другом и сплоченности. В связи с этим перед воспитателями 71‑го (5а) класса с начала учебного года встала задача создать коллектив единомышленников, и первый классный час-знакомство назывался «Мы – единомышленники». Было рассказано о кадетском братстве, о дружбе и взаимовыручке, о терпимом отношении к людям, особенно тем, кто не похож на других. Первоначально налаживание контакта с воспитанниками было сопряжено с большими трудностями, однако к концу второй четверти наметились изменения в лучшую сторону. Наладилась дисциплина, у детей исчезла привычка называть друг друга обидными прозвищами, им стало небезразлично, на каком месте класс находится по результатам учебы в роте и корпусе.
Для закрепления результатов был проведен классный час-игра «Белая ворона». Кадеты обсуждали следующий круг вопросов: как не быть «белой вороной» и при этом не потерять свою индивидуальность; как следует обращаться с людьми, чтобы никого не обидеть; как мы должны вести себя в коллективе. В результате оживленного обсуждения учащиеся самостоятельно пришли к простым истинам, о которых, тем не менее, так часто забывают взрослые: чтобы не обидеть человека, почаще становись на его место; нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его внутренний мир; дари людям радость, относись к ним так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе. В конце мероприятия кадеты встали в круг и, подавая руку своему товарищу, стоящему рядом, говорили: «Я принимаю тебя таким, каков ты есть» – до тех пор, пока круг не замкнулся.
Одной из главных задач воспитателя КМКК в деле духовно-нравственного воспитания видится дополнение военно-патриотического вектора, являющегося магистральным, подобным гуманистическим, общекультурным содержанием. Поскольку, будучи преданным своему Отечеству, воспитанник Корпуса должен уметь отличать должное от излишнего, благое – от неблагого, прекрасное – от безобразного, нравственное – от безнравственного. В этом смысле, когда во время литературно-музыкальной гостиной «О той Войне», посвященной песням и стихам, написанным в годы Великой Отечественной войны, дети, затаив дыхание, слушают знаменитые строки «Жди меня…» К. Симонова, этот живой отклик можно считать большой профессиональной удачей.
Еще большей удачей являются те моменты, когда воспитанники проявляют самостоятельность и неподдельный интерес к тому или иному предмету. Так было в случае с «Ушаковскими чтениями», состоявшимися в феврале этого года в Кронштадте и посвященными 270‑летию со дня рождения адмирала Ф.Ф. Ушакова. Долгий подготовительный этап включал в себя знакомство с личностью выдающегося флотоводца, работу с литературой, просмотр художественных и документальных фильмов, обсуждение методологических вопросов. В итоге кадеты прониклись живым интересом к стоящим перед ними задачам, а после успешного выступления – выразили желание и в следующем году участвовать в этом проекте.
И, возможно, именно это и является самым главным аспектом духовно-нравственного воспитания: ведь если преподаватель должен заполнить сосуд (т. е. дать необходимый набор знаний и умений по профильным дисциплинам), то воспитатель должен породить в этом сосуде огонь неподдельного интереса.
[1] Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 213–216.