Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга
Гассиева Марина Николаевна
В свете устойчивых проблем эстетического воспитания в школе встает совсем новая проблема: нравственно-эстетическое воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В отличие от других - это совсем неизученная проблема. Раньше рассматривалась только историческая и, отчасти, художественная сторона русского Православия.
Теперь с возобновлением христианской веры в России нельзя не принять во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.
Религиозное воспитание, несомненно, входит в понятие нравственно-эстетического воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности, поэтому религиозное воспитание рассматриваться в контексте эстетического.
В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду с дворцами, великолепными городскими ансамблями и другими памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных соборов и церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует много церквей и храмов других религий, Санкт-Петербург, прежде всего православный город.
Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан всем нам. В отличие от малых городов, сел и деревень, школы нашего города могут пользоваться такой формой нравственно-эстетического воспитания как экскурсия. Беседу о Православии, Христианстве, религии можно провести у одного или нескольких замечательных архитектурных памятников: соборов или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо для эстетического воспитания.
Таким образом, нравственно-эстетическое воспитание детей на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - это достаточно сложная, ввиду ее мало изученности, но необычайно интересная проблема, так как представляет собой синтез религиозного, духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.
Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.
Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.
Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.
Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель может сам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба метода ознакомления. Это позволит ребенку полнее представить архитектурное сооружение.
Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую дверь, скользит под ногами натертый паркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены).
Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале.
Большое значение для восприятия архитектуры имеет «насмотренность» (запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.
У младшего школьника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по Петербургу и его окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи.
Формами работы над восприятием архитектуры являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после - итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства.
Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей.
В последнее время все чаще стали задумываться о духовном, религиозном воспитании. Однако такая тема как воспитание на архитектурных образцах православных памятников не нашла пока еще отражения в периодической печати педагогического плана.
Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...».
Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.
Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.
Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое - на улице или в музее.
В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничить ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.
При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.
Таким образом, учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь – неоценима.
Изучение православной архитектуры вполне может рассматриваться в системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования гармонически развитой личности. Раскрывая содержание эстетического – прекрасным может быть только то, что имеет истинную человеческую ценность, - мы тем самым превращаем в личное достояние то, что заложено в произведении искусства. У младшего школьника необходимо пробуждать понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна человеку так же, как хлеб и воздух.
От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во многом зависит успешное решение проблемы формирования нового человека.
Изучение православных памятников Санкт-Петербурга должно ставить своими задачами:
- формирование качеств эстетически развитой творческой личности;
- способствовать наследованию и приумножению духовных и материальных богатств русской культуры через развитие исторической памяти, творческих и познавательных способностей и задатков ребенка;
- формирование умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве и действительности;
- воспитание бережного отношения к традициям и наследию, как русского православного зодчества, так и всей русской культуры;
- побуждение стремления к самостоятельному изучению православных памятников нашего города.
Дети младшего школьного возраста, на основе сложившихся у них представлений о православной архитектуре и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.
Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличаются знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве других русских городов.
В ходе систематической и целенаправленной работы по истории города и по ознакомлению с православным зодчеством нашего города у обучающихся формируется хорошая теоретическая и практическая база по данной теме.
Таким образом, с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к ценностям православного зодчества нашего города, по развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия архитектуры и по культурному развитию в целом.
Список использованной литературы
1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;
2. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992г.
5. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;
6. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
7. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998;
8. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
9. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.
10. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
11. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;
12. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
13. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
14. Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
15. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.
16. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.
17. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;
18. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.
19. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4