Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга

Гассиева  Марина Николаевна

В свете  устойчивых проблем эстетического  воспитания  в  школе встает   совсем   новая   проблема:   нравственно-эстетическое    воспитание школьников на архитектурных образцах православных памятников. В  отличие  от других - это совсем  неизученная  проблема.  Раньше  рассматривалась  только историческая  и,  отчасти,  художественная  сторона  русского   Православия.

Теперь с возобновлением христианской веры в  России  нельзя  не  принять  во внимание духовную и нравственно-эстетическую сторону православной культуры.

Религиозное  воспитание,  несомненно,  входит   в   понятие   нравственно-эстетического  воспитания  гармоничной,   всесторонне   развитой   личности, поэтому   религиозное   воспитание    рассматриваться    в    контексте эстетического.

В Санкт-Петербурге существует огромный культурный потенциал. Наряду  с дворцами,  великолепными  городскими  ансамблями   и   другими   памятниками архитектуры в нашем городе есть множество православных  соборов  и  церквей. Хотя город мыслился как веротерпимый и существует  много  церквей  и  храмов других религий, Санкт-Петербург, прежде всего православный город.

Нужно пользоваться тем богатым потенциалом, который дан  всем  нам.  В отличие от малых  городов,  сел  и  деревень,   школы  нашего  города  могут пользоваться   такой   формой   нравственно-эстетического   воспитания   как экскурсия. Беседу о Православии,  Христианстве,  религии  можно  провести  у одного или нескольких замечательных архитектурных  памятников:  соборов  или церквей. Ценность этого метода состоит в том, что ребенок вместе с  духовной сущностью религии постигает и ее художественную сущность, что неоценимо  для эстетического воспитания.

Таким   образом,   нравственно-эстетическое   воспитание    детей    на архитектурных  образцах  православных  памятников  Санкт-Петербурга  -   это достаточно сложная, ввиду ее  мало  изученности,  но  необычайно  интересная проблема,  так  как  представляет  собой  синтез  религиозного,   духовного, нравственного, исторического и эстетического воспитания.

Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. В разные возрастные периоды должны быть различные подходы к такому воспитанию.

Основные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь, влияют на формирование мировоззрения, привычек и убеждений.

Учитывая возрастные особенности, можно успешно в системе развивать ребенка как личность, поднимая уровень нравственно-эстетической воспитанности. Это можно сделать, обращаясь к произведениям искусства, тем более что мы живем в таком прекрасном городе, где нас на каждом шагу окружают великолепные образцы искусства: живописи, скульптуры и архитектуры.

Перед восприятием архитектурного сооружения ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала об архитекторе и сооружении, либо учитель может сам рассказать о них. В начальной школе можно применить оба метода ознакомления. Это позволит ребенку  полнее представить архитектурное сооружение.

Архитектура не только зрима, как картина или скульптура, она осязаема и физически (рука касается перил, подоконника, плечо поддерживает тугую  дверь, скользит под ногами натертый паркет), и мысленно (мы как бы ощущаем теплую, гладкую поверхность дерева, колючую шероховатость каменной стены).

Архитектура слышима: гулкие шаги в храме, поскрипывание половиц в деревянном жилом доме, приглушенное эхо голосов в просторном дворцовом зале.

Большое значение  для восприятия архитектуры имеет «насмотренность» (запас образов), приобретенная в поездках и путешествиях. Такая база помогает не только лучше понять специфику здания, но и точнее различить в нем признаки определенного стиля, выявить художественные достоинства и недостатки.

У младшего школьника еще маленький запас знаний и образов, поэтому, даже прогуливаясь по Петербургу и его окрестностям, нужно обращать внимание ребенка на здания, рассказывать историю их создания, раскрывать их художественную ценность, выявлять особенности стилей. Уже в начальной школе можно научить детей различать стили и эпохи.

Формами работы над восприятием архитектуры  являются прогулка и экскурсия с наблюдением и рассказом взрослого. Перед экскурсией можно проводить специальные подготовительные занятия, а после -  итоговые. При проведении таких занятий нужно иметь в виду несколько моментов. Главное правило при любой работе с младшими школьниками над произведениями искусства заключается в том, что акценты на  их формальные стороны нужно делать лишь в той мере, в какой это будет способствовать пониманию содержания произведения искусства.

Внеклассная работа так же может быть направлена на воспитание нравственно-эстетических потребностей.

В последнее время все чаще стали задумываться о духовном, религиозном воспитании. Однако такая тема как воспитание на архитектурных образцах православных памятников не нашла пока еще отражения в периодической печати педагогического плана.

Роль учителя в ознакомлении детей с произведениями искусства трудно переоценить. «Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни...».

Учитель выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития.

Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка об искусстве, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний. Эта работа должна быть системной, последовательной, поэтому необходимо педагогическое планирование.

Весьма ответственный шаг планирования - это расчет работы во времени и пространстве. Одно дело проводить занятие в привычном классе и совсем другое - на улице или в музее.

В процессе планирования важно не только создать из разрозненных частей (задач) целостную систему, но и ограничить ее размер определенными рамками, рассчитывать работу во времени и пространстве, учесть все возможные факты, взвесить возможности и силы учащихся, свои знания, методические и организационные возможности, степень подготовленности учащихся и многое другое. Так же нельзя забывать о системе учета и контроля, что необходимо при систематизации и усвоении знаний.

При планировании необходимо учитывать индивидуальные и возрастные возможности школьников, их потенциал. Младшие школьники легче усваивают материал, если идти от практики к теории. Однако нельзя полностью игнорировать теоретическую основу. В ходе познавательных бесед и дискуссий дети должны узнавать историю вопроса, получить начальные знания о тех видах искусства, которые изучаются ими. Практика и теория должны быть взаимосвязаны, чтобы знания и непосредственное впечатление подкрепляли друг друга.

Таким образом, учитель должен реализовать три группы задач при ознакомлении детей с любым видом искусства: образовательную, развивающую и  воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с искусством не даст должных результатов, и ребенок может  вовсе потерять интерес к искусству. Поэтому роль учитель здесь – неоценима.

Изучение православной архитектуры вполне может рассматриваться в системе эстетического воспитания как одно из важных средств формирования гармонически развитой личности. Раскрывая содержание эстетического – прекрасным может быть только то, что имеет истинную человеческую ценность, - мы тем самым превращаем в личное достояние то, что заложено в произведении искусства. У младшего школьника необходимо пробуждать понимание того, что красота, не только внешняя, но и внутренняя, нужна человеку так же, как хлеб и воздух.

От того, как осуществляется процесс духовного развития личности, во многом зависит успешное решение проблемы формирования нового человека.

Изучение православных памятников Санкт-Петербурга должно ставить своими задачами:

- формирование качеств эстетически развитой творческой личности;

- способствовать наследованию и приумножению духовных и материальных богатств русской культуры через развитие исторической памяти, творческих и познавательных способностей и задатков ребенка;

- формирование умения эстетически воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве и действительности;

- воспитание бережного отношения к традициям и наследию, как русского православного зодчества, так и всей русской культуры;

- побуждение стремления к самостоятельному изучению православных памятников нашего города.

Дети младшего школьного возраста, на основе сложившихся у них представлений о православной архитектуре и в результате накопленных знаний, имеют лишь частичное понятие о Православии и православном зодчестве Санкт-Петербурга.

Наибольшей схематичностью и разрозненностью отличаются знания и представления детей о Православии, архитектуре, о времени начала строительства церквей и храмов в нашем городе, о православном зодчестве других русских городов.

В ходе систематической и целенаправленной работы по истории города и по ознакомлению  с православным зодчеством нашего города у обучающихся формируется хорошая теоретическая и практическая база по данной теме.

Таким образом, с младшими школьниками необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по приобщению их к ценностям православного зодчества нашего города, по развитию их нравственных качеств, эстетического восприятия архитектуры и по культурному развитию в целом.

 

Список использованной литературы

1. Азбука  нравственного  воспитания/ Под  ред.  И.  А.  Каирова,  О.  С.  Богдановой. – М.: Просвещение, 1996;

2. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание// Педагогика, 1999, №4.;

3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

4. Бабанский Ю.К. Педагогика. -  М., 1992г.

5. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;

6. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1989.

7. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998;

8. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

9. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.

10.  Марьенко И.С. Нравственное становление личности. -  М., 1985г.

11.  Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;

12. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.

13. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

14. Рубинштейн С.Л. Психолого – педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;

15. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.

16. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002.  № 1.

17. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;

18. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. – М.: Просвещение, 1983.

19. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»