Рубрика "Работа с родителями"
Герои сказок в роли домашнего психолога
Шведюк Елена Геннадьевна
В основе профилактики агрессии младшего школьника лежит ее ранняя диагностика.
Наиболее достоверные результаты диагностики дают игровые методы, которые не позволяют ребенку «спрятаться от вас, замкнуться в себе, а открывают возможности доверительного общения с ним на языке любимых сказок.
Растет ли малыш добрым, нежным, улыбчивым, смешливым или в нем прослеживаются едва уловимые черты резкости, агрессии, черствости? Не обернутся ли впоследствии негативные черты его характера против него самого, не приведут ли они к серьезным правонарушениям или бездушному отношению к окружающим? Можно ли, не ломая психики ребенка, провести мягкую коррекцию его личности? Да, это можно и даже необходимо!
Можно ли полностью исправить характер и поведение ребенка? К сожалению, достичь этого удается не всегда, но чем раньше вы узнаете о проблемах, тем эффективнее будут результаты психологической коррекции.
В чем же кроются причины неожиданных негативных изменений в поведении ребенка? Это могут быть внешние контакты детей, взаимоотношения в классе, семье, дефицит общения родителей с ребенком, наследственные черты характера и многое другое.
В данной статье мы не будем анализировать причины отклонений в сознании детей, так как предлагаемый материал предназначен для тестирования психически здоровых младших школьников.
Однако даже в адекватном мире таятся многочисленные опасности, связанные с так называемыми акцентуациями личности. Под акцентуациями личности современные психология и психиатрия понимают некоторые поведенческие отклонения, укладывающиеся в понятие психологической нормы.
Акцентированную личность ни в коей мере нельзя путать с психически нездоровым человеком. Наоборот, небольшие проявления акцентуации делают нас более оригинальными, творческими, яркими, по-хорошему запоминающимися.
Предлагаем новый эффективный игровой психологический тест, позволяющий в ненавязчивой форме провести оценку психологического состояния ученика. Более того на примере любимых младшими школьниками литературно-сказочных персонажей ученикам предлагается задуматься над своим поведением и постараться изменить его в лучшую сторону.
Тестирование может проводиться учителем, школьным психологами или родителями в форме совместной игры с ребенком, в ходе которой ему даются необходимые дополнительные пояснения.
Ученики, умеющие читать, могут проходить тестирование самостоятельно. Однако и в этом случае желательно, чтобы родители были ознакомлены с результатами тестирования, а затем ненавязчиво побеседовали с ребенком, так как результат предлагаемого теста представляет собой основу для оценки и самооценки поведения ребенка и его последующей коррекции.
Кто ты: Серый Волк или Красная Шапочка?
Почти серьезный тест для мальчиков и девочек
Представь, что ты один (одна) гуляешь по волшебному лесу и собираешь грибы (вообще-то без взрослых ходить в лес, даже в сказочный нельзя, но ведь понарошку!) Так вот после долгой и безуспешной прогулки у тебя в корзинке лежит всего лишь одна сыроежка.
И тут навстречу тебе медленно движется Гномик с огромной корзинкой, доверху наполненной белыми грибами. Вокруг, кроме нас, никого… Как ты поступишь?
А) Отберешь грибы у Гномика; он ведь намного меньше и слабее тебя. К тому же он живет в лесу, хорошо его знает и вполне может набрать себе еще.
Б) Предложишь Гномику поделиться с тобой, тебе ведь не удалось ничего найти, да и зачем ему такому маленькому, столько грибов.
В) Предложишь Гномику помочь нести грибы, но обязательно намекнешь, что за это он должен будет отдать ему часть его грибов. Ведь это справедливо?
Г) Поздороваешься и пройдешь мимо.
Д) Поможешь Гномику донести его корзинку, ведь вдвоем сделать это не так уж и тяжело.
Е) Возьмешь усталого Гномика вместе с его тяжелой корзинкой и отнесешь к нему домой. Нет ничего страшного в том, что ты вернешься домой поздно усталый(ая) и без грибов.
Выбрал(а)?
Теперь послушай, кто ты, судя по твоему ответу: Серый Волк, Красная Шапочка или еще кто-нибудь? Прочитай твою характеристику рядом с буквой, соответствующей выбранному тобой ответу.
А)Если ты действительно так поступишь, то ты безжалостный Серый Волк. Знай, что в следующий раз в лесу ты можешь встретить не беззащитного Гномика, а страшного Людоеда.
Б)Ты похож на Маленькую разбойницу сказки Х.К. Андерсона «Снежная королева», которая ограбила Герду. Потом Маленькая разбойница все же устыдилась своего поступка и ввернула Герде почти все ее вещи.
В)Ты не лентяй(ка) и не разбойник(ца), но ничего не делаешь просто так, от души. Раньше таких людей называли ростовщиками или менялами, они всегда и во всем старались извлечь для себя настоящую выгоду. Но были ли у них настоящие друзья?
Г)Ты считаешь себя воспитанным(ой), словно Пьеро или Болванчик, постоянно кивающий всем головой. Однако по-настоящему воспитанный человек умеет не только здороваться и мыть руки перед едой. Он всегда готов оказать посильную помощь нуждающимся в ней.
Д) Ты жалостлив(а) и отзывчив(а), как Буратино, охотно решаешь чужие проблемы, но кто будет решать твои? Ведь, задержавшись допоздна, ты заставишь волноваться своих родителей. Старайся оказывать помощь так, чтобы не доставлять хлопот и неудобства родным и близким.
Теперь подумай, кем ты хотел(а) быть на самом деле?
В дальнейшем младшему школьнику могут быт предложены другие сказочные ситуации – тесты, для которых он должен самостоятельно выбрать правильное решение и по возможности правильно его обосновать.