Нравственно-патриотическое и культурное воспитание старших дошкольников в музыкальной деятельности через знакомство с историей и культурой страны
Попова Светлана Олеговна
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из приоритетных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, имеют потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальные знания истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны.
В нашем саду нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание, в том числе и в музыкальной деятельности, так как невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании.
Через совместную музыкальную деятельность, досуги, праздники, проектную деятельность я стараюсь воспитывать у детей любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, улице, к нашему любимому городу, любовь и уважение к армии, гордость за достижения страны.
Моя задача – рассказать детям средствами музыки и поэзии о величии и красоте родной страны, привить им чувство гордости за свою Родину, научить их уважать окружающих людей, любить свою семью, друзей, научиться чувствовать красоту родной природы, восхищаться ею и бережно к ней относиться.
Большую помощь в деле патриотического воспитания может оказать обращение к фольклору. Знакомство с народным творчеством решает триединую задачу нравственно-патриотического воспитания – воспитание любви к Родине, своему народу и его традициям, к родной природе.
При знакомстве на занятиях с народными песнями, плясками, хороводами, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием исполняют произведения народного творчества, разыгрывают сказочные сюжеты, при этом я стараюсь отмечать красоту русского языка, яркость музыкальных образов. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.
Важным этапом в работе по ознакомлению с народным творчеством стал проект «В гостях сказки» в котором дети знакомились:
- · В «музыкальной гостиной» с авторской и народной музыкой, развивали чувство ритма, сочиняли распевки и ритмические композиции, разучивали народные песни и пляски
- · В «творческой мастерской» изготавливали музыкальные инструменты, костюмы, атрибуты, афиши, программки, подарки гостям
- · В «читальном зале» читали сказки, знакомились с пословицами и поговорками, составляли сами пословицы, поговорки и загадки, устроили выставку книг по произведениям русского народного творчества
- · В «театральной гостиной» разыгрывали игры – этюды, игры – драматизации по русским народным сказкам
- · В «историческом зале» создали альбом «Ремесла на Руси», знакомились с историей возникновения сказок, пословиц, поговорок.
- · В «художественном салоне» знакомились с творчеством художников Рачеева Е.М., Васнецова В.М., Васнецова Ю.А., рассматривали художественных произведения сказочно – былинного жанра живописи, создавали альбом раскрасок «Русские народные сказки», провели конкурс рисунков «В гостях у сказки»
- · Закончился проект самым эмоциональным событием в жизни ребенка –театрализовано – игровым развлечением по мотивам сказки «Царевна лягушка».
Продолжая тему народного творчества не могу не сказать о том, что в жизнь нашего детского сада вошла одна очень добрая народная традиция – это конечно же Масленичные гулянья, которые празднуются широко и весело, с катанием на лошадке и блинами. Главное украшение праздника – безусловно Масленица, которую за день до праздника наряжают и украшают ребятишки.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к улице, на которой он живет, к родному городу. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей малой Родине. В связи с этим особая тема бесед на музыкальных занятиях - о родном районе и городе.
Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.
Однако в своей работе я сталкиваюсь с большими трудностями, когда начинаю цикл тематических музыкальных занятий "Знай и люби свой район", «Прогулка по Санкт - Петербургу» в старшей и подготовительной группах. Обычно когда спрашиваешь детей, как провели выходные дни с родителями, то слышишь названия супермаркетов «Пятёрочка», «Лента». К сожалению, некоторые дети сидят дома и либо смотрят телевизор без контроля со стороны взрослого, либо играют в компьютерные игры и тоже без контроля взрослых.
Дети часто не знают в честь кого назван город, как называется главная река города, главный проспект Петербурга, первая крепость... Если спрашиваю детей, кто из них любит гулять по историческим старым районам Петербурга или проезжал на машине по центральным улицам, то единицы поднимают руки. Наверно в каждой отдельной семье есть на это причины.
Но я, как музыкальный руководитель, как коренная петербурженка, должна нести культуру детям в музыкально-художественном виде деятельности, поэтому моя задача состоит в том, чтобы увлечь дошкольников познавать историю и культуру Санкт-Петербурга. А так же моя задача состоит еще и в том, чтобы заинтересовать и родителей наших дошкольников, которых можно назвать первыми учителями ребёнка, они несут ответственность за воспитание детей, и именно совместная работа детского сада и семьи позволяет вырастить настоящего гражданина своей страны.
На тематических, комплексных занятиях, музыкальных вечерах досуга я задаю детям вопросы, ответы на которые надо спросить у родителей или найти в интернете вместе с ними. Осенью, в сентябре месяце, в нашем детском саду проводятся родительские собрания, на которых я стараюсь провести анкетирование. Одной из тем является - привлечение родителей и детей к изучению истории и культуры нашего великого города. Я стараюсь донести до родителей, что нам повезло жить в таком городе как Санкт-Петербург, мы должны быть благодарными судьбе и ценить это. Наша с ними задача воспитать и детей патриотами своего города, своей страны. А начинать надо с себя. Если мы заинтересуемся историей города, своего района, где живём, то нам легче будет приобщать и детей к исторической культуре.
Результаты работы по знакомству с достопримечательностями района и города вылились в традицию проведения праздников, связанных с родными местами: «День рожденье Кировского района», «День города».
Каждый год, в январе месяце, я провожу тематические занятия со старшими дошкольниками по теме «Петербург в блокаду». Мы исполняем с детьми песни на эту тему: «Мой Петербург боевой» слова и музыка М. Сидоровой, «Санкт – Петербург» слова и музыка И. Пономаревой. Слушаем военные песни прошлых лет: «Священная война» музыка А. Александрова; «Любимый город» музыка Н. Богословского, «Нам нужна одна победа» музыка и слова Б. Окуджавы и другие. Нужно видеть, как дети слушают эти песни, какие чувства и эмоции написаны на их личиках! Дети всё очень хорошо понимают и чувствуют, они искренни в этом возрасте. Вместе с ними еле сдерживаю слёзы, слушая военные песни.
В такие моменты я чувствую, что работа моя имеет какое-то значение в жизни не только моих воспитанников, детского сада, но и в жизни моей страны.
Проведение патриотических праздников в нашем ДОУ – это хорошая, добрая традиция. И главным конечно же является «День Победы». Организуя такие праздники мы одновременно учим и воспитываем наших детей. Здесь они по – настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе с ветеранами, поют военные песни. К большому сожалению всё меньше и меньше становится свидетелей этих трудных лет для нашей страны. Поэтому хочется успеть познакомить ребят с живыми героями Отечественной войны. Напутственные слова старшего поколения дети запоминают на всю жизнь. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.
Продолжая тему государственных праздников, не могу не сказать еще об одном мероприятии, которое успешно прошло в нашем детском саду – это проект «Космическое путешествие». Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. А незнание детьми российского праздника - День космонавтики, даты первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос побудило нас к поиску методов которыми можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос. А что как не метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды деятельности дошкольников, проходила в повседневной жизни и в совместной деятельности педагогов с детьми. Данный проект был направлен не только на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, но и воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.). Закончился проект музыкально – игровым досугом «Большое космическое путешествие», который доставил удовольствие не только детям, но и взрослым.
Осуществляя музыкальное воспитание детей, я стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами.
- · В методическом кабинете имеется методическая литература по нравственно – патриотическому воспитанию, специальная литература по ознакомлению детей с народным творчеством, книги о Петербурге, его достопримечательностях.
- · На занятиях по физической культуре широко используются народные считалки, загадки, подвижные игры.
- · В старших, подготовительной группах имеется уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, город, ознакомиться с символикой родного города, края, страны.
- · В каждой группе есть книжный уголок с русскими народными сказками, иллюстрациями к ним. Там же находятся книги о родном крае.
- · Педагоги организуют тематические выставки к праздникам и знаменательным датам.
- · В группах с книжным уголком соседствует театральный, где представлены различные виды театров (пальчиковый, плоскостной, бумажный), маски. Театральные уголки богато наполнены как по количеству, так и по видам, что не ограничивает свободу выбора ребенка и предоставляет ему возможность обыграть сказку.
- · В уголках изобразительной деятельности имеются образцы народных игрушек, альбомы – раскраски с образцами народных узоров, альбомы по искусству.
- · В каждой группе имеется обширная фонотека из произведений народной, классической и современной музыки для сопровождения совместной деятельности педагога и ребенка.
- · В родительских уголках информация по патриотическому воспитанию представлена в форме периодически сменяемых фотовыставок, консультаций, папок – передвижек. Работы детей представлены в выставочных уголках.
- · Педагогами в помощь к тематическим праздникам и досугам созданы презентации по темам: «Ульянка», «Кировский район», «Детям о войне», «Блокада», «Космическое путешествие», «Окружающая среда» и др.
- · Результатом работы нашего ДОУ является так же победа во всероссийском фестивале детского художественного творчества «Азбука безопасности» с работой «За безопасность дорожного движения в Кировском районе».
Таким образом, слаженная работа педагогов и специалистов нашего дошкольного учреждения, координированная старшим воспитателем, поддержанная родителями, сложившиеся традиции, на мой взгляд дают главный результат, к которому во все времена стремиться каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить свою Родину, быть ее истинным патриотом, ее неотъемлемой частью.
|