Классный час-игра
Белая ворона
Смирнова Елена Борисовн,
воспитатель Кронштадтского морского кадетского корпуса
Цель: улучшение взаимоотношений в классном коллективе, развитие чувства толерантности к непохожему, неодинаковому с нами человеку.
Оборудование: компьютер, книжная выставка, интерактивная доска StarBoard, презентация «Белая ворона», цветная бумага.
Ход мероприятия
сл. 1. эпиграф
Быть терпимым — значит признавать за кем-либо
право поступать, как он считает нужным и правильным.
Это очень трудно, между прочим! Особенно когда знаешь,
как лучше…
Вероника Иванова
Вступление (5 мин.)
Воспитатель: Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Давайте и мы на капельку радостней,
Добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это?
Что для этого нужно?
(ответы кадет)
Основная часть (25 мин.)
Воспитатель: Действительно, для этого нужно быть добрым по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире.
16 ноября отмечается международный день, посвящённый толерантности. На нашей книжной выставке есть толковые словари. Сейчас мы откроем их и найдём определение синоним слову толерантность. В русском языке это слово «терпимость»
сл.2-3 (кадеты находят и зачитывают определения слова, на доске
слайд с портретами В. Даля и Ожегова)
Воспитатель: сл. 4. А вот определение слова «толерантность», на разных языках, звучит так:
(презентация, кадет зачитывает определения слова)
Воспитатель: А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?
сл. 5.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С проблемой толерантных отношений люди столкнулись не вчера и даже не 100 лет назад, но вот именно в наше время 1995 год был провозглашён ЮНЕСКО годом толерантности, и данное понятие было признано международным, а 16 ноября объявили днём толерантности.
Вы поняли, что сегодня мы будем говорить о терпимости в отношениях между людьми.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем
Игра «Белая ворона».
1. Кадеты встают в круг спиной к центру.
2. Каждому на спину крепится листочек бумаги разных цветов и только один белый.
3. Кадеты поворачиваются лицом друг к другу. Находят кадет с бумажками
одного цвета, формируются в группы.
После того, как все группы сформировались, воспитатель берёт за руку
одинокого «белого». Спрашивает его, что он чувствует:
• Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
• Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
• Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
(ответы кадета)
Воспитатель:
-Знакомо ли вам выражение «белая ворона»? Как вы понимаете это выражение?
(ответы кадет)
- Был ли кто-нибудь из вас в подобной ситуации, если да, как вы себя чувствовали?
- Хотел бы кто-нибудь из вас быть «белой вороной» в жизни? Почему?
- Как бы к тебе при этом относились?
- Легко ли принимать людей такими, какие они есть?
(ответы кадет)
Кадет: сл. 6-7. (рассказ о наблюдениях учёных за отношениями ворон в стае)
Воспитатель: Понятно, что из мира животных в мир людей выражение «белая ворона» пришло в значении «непохожий» «отличающийся от других», не плохой и не хороший, а просто другой.
А сейчас послушайте отрывок из книги Василия Ливанова «Мой любимый клоун»
(кадет читает отрывок)
Воспитатель: Ну, а эта притча для тех, кто боится позволить себе быть самим собой.
(рассказ «Белая ворона» читает кадет)
Воспитатель: а сейчас мы посмотрим музыкальный клип «Белая ворона» Посмотрите внимательно после просмотра я задам вам несколько вопросов.
сл. 8 (просмотр видеоролика с песней «Белая ворона»
Воспитатель:
- О чём эта песня?
- Что понятно, а что нет?
- Какое отношение песня имеет к теме нашего разговора?
(ответы кадет)
Заключительный этап: Мы – единомышленники (10 мин.)
Воспитатель: предлагаю всем встать в круг
Все участники встают в круг, подавая руку соседу каждый
Повторяет фразу: Я, (имя) принимаю тебя (имя соседа)
Таким, какой ты есть…, образуя замкнутый круг.
Когда круг замкнулся, участники говорят: «Мы одна команда, мы вместе, мы – единомышленники!»
Воспитатель: Что полезного каждый из вас узнал?
Какие чувства были у вас в начале, какие сейчас?
(ответы кадет)
Воспитатель: напоследок предлагаю вам ещё одну игру, она называется «Спираль»
(кадеты встают в шеренгу и по команде воспитателя начинают закручиваться
в спираль. Когда спираль закручена, звучит команда воспитателя –
начинаем двигаться)
Воспитатель: Молодцы! Вы, прежде чем пойти, спросили в какую сторону. Это хороший
знак.
Воспитатель: А теперь подведём итоги нашей игры
сл. 9. Рефлексия (5 мин.) (кадет выходит к доске и открывает поочерёдно лепестки
цветка толерантности. Кадеты хором произносят слова на лепестках)
Воспитатель: А сейчас мы послушаем стихотворение Б. Заходера «Гимн толерантности»
(кадет читает стихотворение)
Воспитатель: Сегодня мы с вами пришли к простым истинам:
- чтобы не обидеть человека, почаще становись на его место;
- нельзя смеяться над внешним видом человека, ведь ты не знаешь его
внутренний мир;
- дари людям радость, относись к ним так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;
- старайтесь сами не попадать в проблемы;
- не унижайте, не оскорбляйте и не давите на людей из-за
того, что у них есть какие-то недостатки или просто они отличаются от вас.
Воспитатель: Вот и всё на сегодня. Берегите себя и своих близких, по-доброму
относитесь к тем, кто рядом с вами!
Список литературы:
1. Видеоклип с песней «Белая ворона» исполняет В. Леонтьев
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Любое издание.
3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Любое издание.
4. Николаева, Е. И. Воспитание толерантности: Психологическое сопровождение обучения в начальной школе/Е. И. Николаева.- М.: Мой учебник, 2007.
5. Справочник классного руководителя, №1/январь/2007
6. Образование в современной школе, № 6, 2012.
7. Образование в современной школе, № 8, 2012.
8. Воспитание школьников, № 1, 2013.
9. Пословицы и поговорки. Издательство Академия развития , 2008.
10. Василий Ливанов; “Легенда и быль”; Повести. Изд-во “Советский писатель”, Москва, 1985