Народная педагогика как средство воспитания духовно-нравственной культуры школьников
Данилова Ольга Андреевна,
студентка 5 курса КузГПА,
факультета русского языка и литературы.
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Сейчас очень актуальна проблема обучения и воспитания на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений. Среда, в которой растут и обучаются школьники, представляет собой хаотичный набор элементов различных культур и традиций, что таит в себе угрозу равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших учеников должна являться родная культура.
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно ведет к непониманию настоящего.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. поэтому, в нынешних условиях кардинальным является вопрос возрождения и актуализации идей народности воспитания. Воспитание на традициях национальной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.
В проекте ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в структуре основной образовательной программы в дополнении к базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям.
Опыт других народов в деле воспитания и обучения является драгоценным наследием для всех, но в точно том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Каждый народ должен иметь свой прочный фундамент нравственно-духовных ценностей. Мудрость народа в области обучения подрастающего поколения постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика».
Народная педагогика – это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве.
Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации. Важность изучения всех памятников народного творчества давно признана. Их роль огромна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, который соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений.
Необходимо донести до сознания учеников, что они являются носителями народной культуры. Для этого необходимо обратиться к истокам, и, в первую очередь, к фольклору, ведь, как известно, фольклор – это основное средство народной педагогики. Ссодержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Ученик, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся и в горе и в радости, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.
Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает сохранять прошлое. Фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание учениками народной культуры, народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие, раскрывает творческие способности, формирует общую духовную культуру.
Список литературы:
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие — М.: Изд. центр «Академия», 1999, 263 с.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
3. http://ethnopsychology.academic.ru/217/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0#sel=3:1,3:3