Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Народная педагогика как средство воспитания духовно-нравственной культуры школьников

 

Данилова Ольга Андреевна,
студентка 5 курса КузГПА,

факультета русского языка и литературы.

 

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

 

Сейчас очень актуальна проблема обучения и воспитания на основе национальной культуры, на собрании национальных достижений. Среда, в которой растут и обучаются школьники, представляет собой хаотичный набор элементов различных культур и традиций, что таит в себе угрозу равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших учеников должна являться родная культура.

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно ведет к непониманию настоящего.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека – в быту, на телевидении, в музыке и т.п. поэтому, в нынешних условиях кардинальным является вопрос возрождения и актуализации идей народности воспитания. Воспитание на традициях национальной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса.

В проекте ФГОС духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся определены как задачи первостепенной важности. Согласно требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в структуре основной образовательной программы в дополнении к базисному учебному плану, примерным программам по отдельным учебным предметам и другим разделам предусматривается концепция духовно-нравственного воспитания школьников и примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Стандарт устанавливает, что программа воспитания и социализации должна быть направлена на духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным ценностям, ценностям своей этнической, конфессиональной и культурной группы, общечеловеческим ценностям.

Опыт других народов в деле воспитания и обучения является драгоценным наследием для всех, но в точно том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Каждый народ должен иметь свой прочный фундамент нравственно-духовных ценностей. Мудрость народа в области обучения подрастающего поколения постепенно сформировалась в понятие «народная педагогика».

Народная педагогика – это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития, воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве.

Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения. В настоящее время народная педагогика продолжает оставаться самой главной конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни нации. Важность изучения всех памятников народного творчества давно признана. Их роль огромна. Они вносят в жизнь своеобразный элемент, который соединяет их одним общим чувством любви к прекрасному, внушает уважение и беспристрастие к искусству разных народностей, являющемуся результатом вдохновения и труда многих поколений.

Необходимо донести до сознания учеников, что они являются носителями народной культуры. Для этого необходимо обратиться к истокам, и, в первую очередь, к фольклору, ведь, как известно, фольклор – это основное средство народной педагогики. Ссодержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Ученик, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся и в горе и в радости, принимающий и понимающий условный образный язык художественного воплощения действительности, способный перенять опыт предков и передать его другим поколениям.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания  и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает сохранять прошлое. Фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание учениками народной культуры, народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие, раскрывает творческие способности, формирует общую духовную культуру. 

Список литературы:

1.     Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие — М.: Изд. центр «Академия», 1999, 263 с.

2.     Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об образовании в Российской Федерации".

3.     http://ethnopsychology.academic.ru/217/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0#sel=3:1,3:3

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»