Воспитание духовно-нравственных ценностей
как профилактика правонарушений подростков
И.Л. Голубева,
педагог-организатор, социальный педагог
ГБОУ «Гимназия № 248» Кировского района СПб
По данным Минздравсоцразвития за 2013 год, статистика такова, что в нашей стране 65-70 тысяч детей в год становятся социальными сиротами. Общее количество безнадзорных детей, которые лишь ночуют дома, а днем остаются бесконтрольными, около 2-х миллионов. Точная цифра неизвестна. 1 миллион – беспризорники. 654 тыс. детей остались без попечения родителей. При такой ситуации в обществе преступность «молодеет». Депутаты вынуждены обсуждать возможности снижения возраста привлечения к уголовной ответственности подростков меньше 14 лет, потому что растет число тяжких преступлений, совершенными детьми – убийствами, в том числе с особой жестокостью, нанесением тяжких телесных повреждений. Одной из главных причин, на мой взгляд, является падение нравственности в нашем обществе. Нравственное начало в человеке формируется в семье с первых дней жизни человека, а семья в свою очередь является основной жизненной ценностью молодежи. Нравственно здоровый, впитавший в себя семейные ценности ребенок, занимающий активную жизненную позицию, стремящийся к успеху, не будет нарушать законы и правила общества, в котором живет.
Возникает потребность в поиске и разработке таких программ, которые интересны и эффективны в работе с детьми
Программа «Семья – родник жизни», автором которой я являюсь, успешно прошла апробацию в ряде школКировского района в 2009-2011 учебном году. На ее основе разрабатываются и проводятся занятия и мероприятия: «Что такое мужественность?», «Что такое женственность?», «Кто качает колыбель?». В 2012 – 2013 учебном году ГБОУ ЦПМСС Кировского района организовал районную дискуссию «Мужественность. Женственность», в которой приняли участие 7 школ. У подростков имеется устойчивый интерес к теме «Семья», что вселяет надежду на правильный курс в укреплении традиционных семейных ценностей. Цель программы – подготовка подростков к будущей семейной жизни. Программа способствует развитию и воспитанию их в рамках своего пола, усвоению личностью определенных стандартов нравственного поведения, учит делать осознанный выбор и нести за него ответственность.
Ведущее место в формировании личности занимает семья. Она берет с первых дней жизни ребенка на себя заботу о его здоровье и воспитании, защищает от жизненных трудностей. Во многих семьях снижен авторитет отца. Это приводит к смешению и неопределенности ролей в семье, негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка, так как ребенок душой чувствует природу родительского союза.
Поэтому так важно прививать детям культуру семейных отношений, возродить модель семьи с главой – отцом. Для того, чтобы строить гармоничные отношения с другими людьми, важно уметь понять себя, свои цели, стремления, желания, принять себя со всеми сильными и слабыми сторонами. Одна из целей этой программы состоит в том, чтобы научить подростков заглянуть внутрь себя, задуматься о своей жизни, своей семье, взаимоотношениях с окружающими.
Предлагая материал о подготовке к жизни в семье, ведущий выстраивает работу по формированию нравственной основы личности в целом, которая в дальнейшем проявляется во всех сферах общественной жизни.
Задачи программы «Семья – родник жизни»
· Информировать о брачно-семейных отношениях, и их развитии на основе приобщения к истокам народной культуры.
· Ознакомить старшеклассников с семейными ценностями.
· Формировать у детей позитивное адекватное понимание понятий «мужественность», «женственность», их сущности, развить представление об особенностях межличностных отношений между юношами и девушками
· Утвердить в сознании подростков ориентации на устойчивость брака
· Обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций и адекватному выражению своих чувств и переживаний на основе правильной исходной установки – находить прежде всего хорошее.
· Привлечь внимание старшеклассников к проблемам семьи в современном обществе.
Форма работы - групповые занятия
Категория обучающихся – учащиеся 8 – 11 классов
Технологии обучения – строятся с использованием арсенала видеоматериалов, иллюстраций, материалов печатных изданий, использования тестов, включения в ролевые игры, ведения диалога, психологических игр и упражнения, практических творческих заданий, прямого информирования.
Теоретические понятия излагаются так, чтобы они были созвучны русской культуре, соотносились с установками, нормами общечеловеческих ценностей. Важно стараться создать атмосферу непринужденности и заинтересованности с тем, чтобы шел откровенный обмен мнениями. При этом учащиеся могут высказывать несогласие с некоторыми утверждениями и оценками. В преподавании недопустимы формализм, назидательность, категоричность, т.к. мир семейных отношений затрагивает сферу интимных чувств человека. Учитывая наличие учащихся из неполных и неблагополучных семей, учитель должен предельно осмотрительно и тактично вести беседы о роли родителей в семье, акцентировать внимание на том, что помощниками в укреплении семьи могут стать они сами – подросшие дети. Успех бесед во многом зависит от настроения учителя во время урока, педагогического такта, доверительности, искренности, строгого соблюдения этических норм, а также от выбранных активных форм и методов работы.
Психологические игры и упражнения - способствуют включенности учащихся в совместное проживание темы, делают урок более живым и наглядным, помогают проверить полученные знания на практике.
Рефлексия как проговаривание и анализ пережитого опыта, способствует формированию внутренних критериев оценки, что для него хорошо, полезно, учит открыто выражать свое мнение. Когда человек осознает собственные чувства, он в состоянии понять других.
Анкетирование проводится анонимно. Этим достигается более объективное выражение своего отношения к обсуждаемым проблемам. Для совершенствования уроков и отбора информации для последующих тем важно мнение мальчиков и девочек в отдельности, равно как и их позиции, представления, отношение к идеалу, ценностные ориентации по проблемам семьи как представителей противоположного пола. Если кто-то не желает отвечать на вопросы, он имеет право этого не делать.
Диалог. Диалоговый стиль общения стимулирует у обучающихся качества, необходимые будущим супругам, матерям и отцам через самопознание, самоанализ, изучение мотивов поведения личности в коллективе, формирует потребности в самоусовершенствовании, самовоспитании, способствует осмыслению окружающей жизни, умению критически осмысливать существующие ситуации в родительской семье, знания.
Ролевые игры. Методический прием сюжетно-ролевой игры позволяет проводить урок в интересной и доступной для старшеклассников форме. Ситуация не просто мысленно моделируется, а проигрывается.
Использование иллюстраций позволяет внести в урок элемент наглядности.
Результативность проведения программы
Результативность отслеживалась с помощью анкетирования и устных отзывов учащихся. На различных этапах работы участникам предлагалось рассказать о том, что им понравилось или не понравилось на занятиях (рефлексия), какие темы для них оказались более важными, и как они будут использовать данные навыки в своей жизни. Подростки проявили заинтересованность, активно участвовали во всех формах занятий
Первая тема«Семья и семейные взаимоотношения» позволила оценить роль семьи в жизни только что родившегося человека. Какова структура семьи? Какие функции выполняет семья на первом этапе жизни? Всегда ли семья – только кровные узы или это необязательно? Следующая тема «Межличностные отношения между юношами и девушками»рассматривала проблемы подросткового возраста. И в ней важен вывод, что, предъявляя требования к своему избраннику, следует самому соответствовать этим требованиям. Но вот выбор сделан, молодые переходят в фазу семейной жизни. Что такое готовность к браку и нужно ли к нему готовиться? Если - да, то чему в первую очередь? Что отличает понятия «Способность к браку и готовность к браку»?
От чего зависит счастье семьи? Как распределять домашние обязанности? Как формируется бюджет? Что несет в себе рождение и воспитание детей? Каковы последствия ранних браков? На эти и многие другие вопросы отвечает тема курса «Брак. Роль мужчины и женщины в семье»
Четвертая тема«Конфликты в семье и способы их решения» рассматривает понятие «конфликт» как нормальную часть семейной жизни, так как мужчина и женщина – 2 разных мира. Умение не затягивать конфликт, владение элементарными знаниями и техниками конструктивных путей выхода из конфликта поможет в трудных ситуациях
Прорабатывая тему «Конфликты в семье и способы их решения», ребята с интересом участвовали в ролевых играх. Подавляющее большинство ответило на вопрос: «Какая тема была особенно актуальной, интересной?» - «Межличностные отношения между юношами и девушками». Дети выражали желание продолжать занятия, мотивируя, что беседы о семье « помогают им раскрыть себя, разобраться во многих вопросах, которые интересны и актуальны». Но многие в итоговой анкете ответили, что и тема «Свобода и ответственность. Закон о семье» была полезна и интересна, научила делать осознанный выбор и нести за него ответственность, проинформировала о статьях закона, защищающих семью и требованиях, которые Семейный кодекс РФ предъявляет к родителям.
На занятии «Семья в современном обществе» проводилось итоговое анкетирование по всем темам курса, обсуждается, что понравилось, что особенно запомнилось, какая тема и в какой форме требует продолжения. Ребята активно обсуждали плюсы и минусы распространенного в наше время гражданского брака. На эту тему возникали самые острые дискуссии, но, в целом, большинство считает, что гражданский брак – это то, когда женщина думает, что она замужем, а мужчина, что холост
В результате проведения программы подростки стали более информированы о брачно-семейных отношениях, и их развитии
· ознакомились с семейными ценностями.
· занятия способствовали формированию у детей позитивному адекватному восприятию понятий «мужественность», «женственность», их сущности
· осознанию своих возможностей быть позитивными, благодарными, понимающими ответственности за себя и свою будущую жизнь
· развили представление об особенностях межличностных отношений между юношами и девушками
· содействовали утверждению в сознании подростков ориентации на устойчивость брака
· обрели навыки сотрудничества в процессе поиска конструктивных способов выхода из конфликтных ситуаций
· получили возможность анализа собственного поведения
Программа предусматривает проведение тематических родительских собраний, семинаров, классных часов после проведения цикла занятий в школе
Условия проведения: данная программа состоит из 6 занятий, каждое из которых длится 2 часа. Встречи проводятся один раз в неделю. На занятиях используется бумага для рисования, краски и фломастеры.
Перед тем как начать работу с группой, необходимо провести предварительную беседу с будущими участниками, чтобы рассказать об основных целях и задачах, режиме работы в группе, который подчиняется четким правилам. Проводится психодиагностическое обследование: методика «Самооценка» для возможности судить об уровне притязаний учащегося, его адекватности.
Групповые занятия ведут два специалиста, что повышает уровень качества ведения занятий за счет возможности взаимного контроля информации, получения более полной и объективной картины происходящего. Это могут быть социальный педагог, педагог- психолог, классный руководитель, другие педагоги, обученные по программе.
Список литературы
- Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, упражнения, игры. СПб. «Социально-психологический центр», 1996 г.
- Гущина Т.Н. «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков» Москва, «Аркти», 2008 г
- Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. Киев, 1989 г.
- Козлов Н.И. Формула личности. СПб. «Питер», 1999 г. (Серия «Мастера психологии»)
- Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва. «Сфера»,1980 г.
- Кулагина И.Ю. «Личность школьника», - СПб, «Каро»», 2003 г.
- Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Москва, «Академия», 2004 г
- Матвеев Б.Р. «Развитие личности подростка», - СПб, «Речь», 2007 г.
- Петрушин С. «Психологический тренинг в больших группах». – М. «Академия», 2000г.
- Пиз А. «Язык жестов». Воронеж, 1992.
- Психологический тренинг в школе: работа с учащимися. Информационно-методический сборник службы сопровождения образовательных учреждений Фрунзенского района, СПб. 2001 г.
- Рудестам К. «Групповая психотерапия». СПб. ЗАО «Питер», 1999 г. (Серия «Мастера психологии»)