Воспитание гражданственности и патриотизма в современной школе
Отечества достойные сыны…
Тулиева Нелли Григорьевна,
педагог-организатор ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Век двадцатый с его многочисленными техническими и социальными революциями привел к неизбежному падению духовности. Общечеловеческие ценности, накопленные и выстраданные народом, стали забываться. «От духовного и нравственного состояния личности напрямую зависит состояние общества. Не только экономика страдает от бездушия людей. Вся земля, все творения Божьи..,» – говорил святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIIIВсемирного русского народного собора.
Современная школа идет по пути модернизации. В процессе реформирования перед образованием была поставлена задача: войти в мировую образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского национального просвещения. Сегодня школа не может ограничиваться только передачей детям знаний. Важной составляющей образования является воспитание ребенка, развитие личности, свободной, ответственной, способной самостоятельно мыслить и действовать, принимать правильные решения, то есть на первый план выдвигается проблема формирования и становления активного, полезного для общества гражданина, тем более, что в это понятие вкладывается гораздо большее значение, чем просто юридическая связь с государством.
Безусловно, содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина и патриота, особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде всего, конечно, обществознания. Ещё Н.М.Карамзин отмечал, что «простой гражданин должен читать историю …; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Во-первых, это связано с тем, что в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные, неизбежные в период реформ. Разрушены нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения, образовался некий «духовный вакуум», в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического правового государства, эффективной рыночной экономики, поэтому так важно определить национальные приоритеты у молодого поколения, сформировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народов России.
Ребенок должен ощутить себя гражданином своей страны, истинным её патриотом, должен испытывать гордость за все, что создавали и защищали его предки. Забвение исторической памяти, бездуховность могут привести не только к деградации общества, но и со временем – к гибели Отечества.
Очевидно, что нужно уделять внимание патриотическому и гражданскому воспитанию, учитывая возрастные особенности учащихся. В младших классах надо формировать у ребят самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Подростки уже готовы к политическому осмыслению и определению своего отношения к происходящему в мире. Старшеклассники же стремятся к выработке собственных идеалов, жизненных целей, которые помогут им найти свое место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность, индивидуальность. Таким образом, совершенно закономерно и логично, что приоритетными в российском образовании является воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
«Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования».
(Закон РФ «Об образовании ст. 21.)