Развитие детского самоуправления
Киржаева Елена Вячеславовна,
учитель математики ГБОУ Школа №429 им. М.Ю.Малофеева
Воспитание активной гражданской позиции у ребенка — одна из основных целей деятельности классного руководителя в условиях введения новых образовательных стандартов. Для ее достижения существуют различные способы, одним из которых является правильно выбранная модель самоуправления в школе.
Самоуправление — метод, который предусматривает вовлечение всех детей вы организации и руководство делами, создание работоспособных органов, наделяющих равными правами и обязанностями каждого члена школьного коллектива. С его помощью формируются гражданские и нравственные качества, личная ответственность каждого за общее дело, инициативность и принципиальность.
Смысл современного детского самоуправления состоит не только в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды отношений руководства — исполнения, а в том, чтобы они приобрели личный опыт демократического общения. Для этого необходимо наполнить школьную жизнь различного рода событиями, в процессе подготовки которых и могут возникать различные самоуправленческие отношения, построенные на принципах: свободы мнения, стремления к согласию, личной ответственности и равенства возможностей при поддержке взрослых, которые могут передать собственный опыт.
Развитие детского самоуправления требует особой педагогической позиции. Бессмысленно выдавать за демократический лозунг «ДЕТИ САМИ». В этом случае ребята воспроизводят либо то, что им было навязано прежде, либо у них возникают разнообразные формы протеста, часто имеющие асоциальный характер, поэтому необходимо доращивать естественную активность ребенка до гражданской с помощью воспитания и образования, доращивать в СО-БЫТИИ (совместном бытии педагога и воспитанника), идея которого в следующем: Витя, Маша... всмотрись в себя, кто ты, какой ты, чего ты хочешь? Ты хочешь тепла, признания, уважения, любви окружающих? Прекрасно! Знай, любят таких-то, уважают за то-то, счастливы те-то. Все это ты можешь, все это тебе по силам! За дело! Это лейтмотив ненасильственного воспитания, на вершине которого оказывается потребность в самореализации, а задача педагога в этом случае — помочь воспитаннику в решении ег8о жизненных проблем, стать другом, советчиком и источником веры и силы духа, которой у ребенка может иногда не хватать.
Раньше аксиомой было то, что ребенка воспитывает сила извне, что ученик — мягкая глина в твердых руках воспитателя. При этом воспитание личной ответственности становилось невозможным в принципе: ведь если меня воспитывает кто-то, то в том, что я плохой, виноваты все, но только не я. Следовательно, новая воспитательная система должна быть построена на других основаниях. Теперь ребенок — саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, ребенок учит, развивает, воспитывает себя сам. И, стало быть, он ответственен за собственную жизнь, за собственную судьбу. Чем раньше человек поймет эту истину, тем более успешен он будет в жизни.
Структуры и органы ученического самоуправления могут быть самыми разными: парламенты, советы, клубы, учкомы. Важно с их помощью воспитать хозяев страны, свободных в организации своего бытия, научить ребят организации своего досуга, удовлетворению интересов и потребностей.
Итак, получив классное руководство, своей главное задачей я считала: создание условий для саморазвития, самоактуализации внутренних сил, способностей и талантов ребенка, обучение их способам делать правильный выбор, приемам самоуправления и самовоспитания, как важнейшим условиям благополучной самореализации человека в грядущей взрослой жизни.
Прошло пять лет, и я хотела бы проанализировать свою работу за это время.
В пятом классе я познакомила ребят с задачами и целями, стоящими перед ними в старшей школе, самостоятельно составила план нашей работы. Действуя авторитарно, все распоряжения и указания и отдавала сама, большое внимание уделяя контролю и формированию ответственного отношения к порученному делу, привычку неуклонно доводить до конца начатое дело. Наиболее инициативных, трудолюбивых, ответственных вовлекла в классный актив.
В течение следующих двух лет более сильным регулятором нравственного поведения учащихся становится общественное мнение коллектива. В это время в классе не только выполняются разовые поручения, но работают и постоянно действующие сектора актива. В конце учебного 2000 года на школьном фестивале творческих достижений учащихся «Звездный дождь» в номинации «Класс года» мы были первыми.
В восьмом классе я постоянно работала с классом через актив по-прежнему большое внимание уделяя индивидуальной работе с отдельными учащимися.
В этом году, в девятом классе, действует актив, который поддерживается всеми учащимися, ребята включаются в преобразование коллектива, вносят самостоятельные предложения поведению той или иной деятельности, умеют вести дискуссию. Оценивают общественные явления и отстаивают свою убеждения.
«Как жаль, что закончилось лето», «Расскажи нам о себе» - вот наши первые встречи после летних каникул. Эти вечера помогают в непринужденной обстановке обсудить наши ближайшие цели и планы.
На собрании в сентябре мы выбираем актив класса в соответствии с желаниями и увлечениями каждого: старосту, учком, сектор профориентации, редколлегию, спортивный сектор, культмассовый сектор, ответственного за сохранность мебели и ответственного за ведение классного альбома.
Культмассовый сектор и художники выдвигают идею устроить выставку «Мир моих увлечений». Здесь были и мягкие игрушки, и плетение из бисера, и вышивка, и фотографии, и прекрасные картины, и работы из кожи и дерева. Лучшие работы были потом представлены на выставке «Юбилею школы посвящается...» .
Затем родилось предложение выпустить газету «Я и наш класс». Затем появилась идея создать классный альбом с воспоминаниями о самых ярких событиях классной жизни за четыре последних года. Это рассказы не только об экскурсиях, не только о наших праздниках, но и самых интересных уроках, самых любимых учителях, размышления о жизни, счастье, любви.
В классе есть ребята, которым учеба даётся легко, они могут придти на помощь тем, кто пропустил занятия из-за болезни. Но желание это появилось не сразу. У нас прошло собрание «Каким должен быть настоящий друг». Инициативные группы готовили обзор статей из газеты «Пять углов», которую выписывали всем классом, анализировали изречения великих людей о дружбе, которые подбирали сами ребята. Умей чувствовать себя человеком — вот идея, которая звучала на этом собрании. И сейчас, например, «скорая помощь» один раз в неделю работает после уроков.
Для успешного усвоения знаний большое значение имеет создание в классе атмосферы любознательности, жажды познания. Один раз в четверть у нас выпускается газета «Интересное вокруг нас», за сбор материала отвечают учком и редколлегия. Попытались ребята возродить даже выпуск «Колючки», где в дружеских шаржах изобразили прогульщиков. В классе прошла беседа «Учись учится», после которых развернулся серьёзный разговор, о том, что мешает учиться каждому. Назывались разные причины: неумение организовать свой труд, несерьёзное отношение к учёбе, болезни. По-разному ребята решали вопрос о том, когда следует садиться за уроки, как поступить с неподдающейся задачей, писали эссе «Почему я не отличник?», а после этого рейдовая бригада посетила вечером трёх учеников вместе со мной и родительским комитетом класса. На следующем классном собрании сами ребята выработали правила выполнения уроков. Это — идея учкома, а в реализации ее принимал участие весь класс.
Приходить на помощь друг другу, помогать больным, навещать их, писать письма, если они попали в больницу — это традиция нашего класса. На классном часе ребята обсуждали книгу «Корни дуба», спорили о праве школьного галстука, дающему в Англии право получить помощь от своего даже бывшего одноклассника в любую трудную минуту жизни. Потом смотрели фильм «Общество мертвых поэтов», о взаимоотношениях в классе одной из дорогих американских школ. Все это помогает воспитывать коллективизм и формировать волевые черты у ребят моего класса.
В своей работе я столкнулась с трудностями в убеждении ребят, что надо защищать Родину. Словесные рассуждения, не подкрепленные собственными переживаниями детей, оказываются малоэффективными.
Нужна была система сменяющих друг друга общественно-важных дел, в поиске которых приняли участие и сами ребята. Подготовка к открытию музея героя России Малофеева, классный час «Гимн и флаг Росси», поиск материалов для открывающегося музея школы, всё это способствовало пробуждению у ребят любви к родному городу, сострадания землякам, участвовавших в Великой Отечественной войне. После встречи с ветераном Великой Отечественной войны Иваном Дмитриевичем Петровым, из рассказа которого ребята узнали о страшных днях блокады, о жизни в осаждённом городе, они решили навещать его, поздравлять с праздниками. Встреча с учителем немецкого языка, работавшей сразу после войны в нашей школе, А.А.Дедовой , заставила их еще и еще раз задуматься о подвиге, который совершали на войне их сверстники, а после этого родилась идея привести в порядок мемориальное кладбище «Малая Пискарёвка», историю которого разыскала инициативная группа в библиотеке и краеведческом музее.
Ребята ответственно относятся к разовым поручениям, им интересно узнавать новое, пробовать свои силы, видеть, что их труд нужен другим. Проявляется это и в дежурстве по классу, по школе, в уборке территории около школы, в озеленение класса и школы.
Большую работу ведёт староста нашего класса. Всегда под контролем посещаемость ребят, вовремя составлен график дежурства по школе, староста всегда в курсе проблем каждого, хороший помощник классного руководителя.
Очень много интересных идей осуществлено благодаря способностям нашей редколлегии.
В этом году выпущены интересные газеты к праздникам, всегда отражаются события, происходящие в классе: итоги поездок, приглашение на праздники, «Как мы живём», «Счастливые мгновения 9-б», «Что ты знаешь о профессиях», «Мои права и обязанности».
Группа ребят подготовила выступления на классном часе о Конвенции прав ребенка, писали сочинение «Что такое счастливое детство», «Если бы я был директором школы».
В этом году большая работа проводится сектором профориентации. По предложению ребят оформили газету «Что ты знаешь о профессиях», «Предприятия города Ломоносова», посетили хлебозавод, прошли тестирование по профориентации, слушали беседу психолога «Как избежать ошибок в выборе профессии» и впереди у нас классный час «Профессия моих родителей».
Но, пожалуй, самая интересная работа была у культмассового сектора. Отдых, состоящий из экскурсий, посещений музеев, выставок, мы всегда планируем вместе. Я стараюсь подсказать ребятам тему. Так, в юбилейный пушкинский год мы ездили в Лицей, в Выру, на Мойку, слушали экскурсию пушкинский Петербург, смотрели пушкинские спектакли в театрах, проводили свой литературный вечер, на котором поставили небольшой спектакль по «Повестям Белкина». Следующий блок мы посвятили пригородам Санкт-Петербурга. Это и экскурсии в Гатчину, Павловск, Петергоф и, конечно, родной Ломоносов. С разных сторон мы узнавали историю родного города: держали в руках книгу Вячеслава Шанаева об улицах нашего города, читали книгу бывшего учителя нашей школы Алексея Алексеевича Плаксина, провели необыкновенно интересный классный час «Тайны Большого дворца».
Я старалась направить энергию детей на организацию интересных праздников, которые могли бы дать не только веселье, но и ощущение радости от узнавания друг друга, от возможности еще и еще раз проявить свои таланты. Очень интересно прошли у нас вечера «День именинника», новогодний карнавал «Личности 20 века», конкурсы «Мисс 9-б», «Супербой 9-б».
Работал в нашем классе и спортивный сектор. На счету ребят из нашего класса победы на школьных турслетах, в составе сборных команд на городском турслете, победы в баскетбольных матчах. Интересно прошел у нас классный час «Зачем я живу», который был посвящен пропаганде здорового образа жизни, обсуждали статью И.Кона «Коварные брызги шампанского».
Анализируя работу классного актива, я могу отметить, что все ребята умеют высказывать свои мнения, могут отстаивать их до конца, соблюдая правила вежливости, они выработали привычку ответственно относиться к данному поручению, искать или придумывать дело для класса и для себя, все это результат их осознанного стремления приносить пользу другим и стараться быть в гуще событий. Не случайно мы создали и записали законы нашей классной жизни:
- Вместе учимся, вместе трудимся, вместе отдыхаем.
- В дружбе видим силу. Кто ошибается, того поправим, кто станет грустным — развеселим, кто не умеет — научим.
- Стараемся не подводить тех, кто в нас верит.
- Не отделяем себя от школы и класса. Несём сюда свои способности и умения, а уносим новые знания, замыслы, желание быть счастливым.
Конечно, деятельность класса тесно связана с активной жизнью школы. У нас действуют органы ученического самоуправления, работу которых можно проследить с помощью этой схемы. От каждого класса в Совет школы входят представители пятых-одиннадцатых классов. Четверо ребят 9-б участвуют в его работе. Связь между Советом и классным коллективом даёт возможность участвовать во всех школьных мероприятиях.
Совет школы выбрал пять представителей в молодёжный парламент города Ломоносова. Среди них три человека из нашего класса: Васильев Виктор — председатель парламента, Уколова Екатерина и Шандрук Екатерина, отвечающие за связи с общественностью.
Трудно сейчас представить, какую профессию выберут мои ребята, но, я думаю, их опыт в управлении делами коллектива, выработанная активная жизненная позиция, инициативность, помогут им в благополучной самореализации в будущей взрослой жизни.