Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
Так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В.А. Сухомлинский)

Формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма посредством
художественно-эстетического развития

 

Вид педсовета: тематический.

Форма проведения: интерактивное общение, игра – викторина «История, традиции и культура народов России».

Цель: Повышение профессионального уровня  педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию посредством художественно-эстетического развития.

Задачи:

1. Создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по формированию патриотических чувств посредством художественно - эстетического развития.

2.      Выявить особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.

3.      Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Повестка дня:

I. Теоретическая часть

1.1. Вступительное слово «Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества»

1.2. Видеоролик «Устами детей о патриотизме»

II. Практическая часть

2.1.  Игра-викторина  «История, традиции и культура народов России»:

- Разминка.

- Соревнование команд.

- Подведение итогов.

2.2. Принятие решения педагогического совета.

Ход педагогического совета

I  Теоретическая часть

1.1. Сообщение темы педагогического совета  и вступительное слово «Патриотическое воспитание дошкольников на современном этапе развития общества».

- «Формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственностии патриотизма посредством художественно - эстетического развития». Это одна из годовых задач деятельности МБДО «Колокольчик».

- Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее. Что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. И одним из приоритетных направлений воспитательной системы современных образовательных организаций является патриотическое воспитание детей. А посредством художественно-эстетического развития, конечно же, является наиболее оптимальным.

- Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в ряде законодательных актов:

Одним из таких документов является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2015 г. Целью программы является «нравственно – патриотическое воспитание граждан РФ, направленное на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании».Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором средиосновополагающих принципов дошкольного воспитания обозначено  «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Вопрос:- Какая образовательная область решает задачи  формирования представлений  о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках? (Познавательное развитие)

Вопрос: - Какая образовательная область решает задачи  формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых? (Социально-коммуникативное развитие)

Вопрос: - Что заложено в понятие «патриотическое воспитание»? (ответы педагогов)

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано чёткое определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Вопрос: - Почему работа по патриотическому воспитанию важна в дошкольном возрасте? (ответы педагогов)

Дошкольное детство – важнейший период в жизни человека. Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мир, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, неполноценности или отчаяния и др.); в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.); к коллективу (чувство коллективизма, солидарности); к искусству (эстетические чувства). 

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность           и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.

Детский возраст – возраст пытливого ума и ярких впечатлений и мы имеет потенциальные возможности формирования социальных чувств, нравственных, патриотических. Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека.

Вопрос: - Какие условия Вы создаете в своей группе по формированию и развитию социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма у детей?

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляет, и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Вопрос: - Какие задачи  вы реализуете в работе по патриотическому воспитанию?

 

-  формирование положительного отношения к себе;

- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях,  возможностях, проявлениях и др.);

- формирование первичных гендерных представлений;

- формирование первичных представлений о семье;

- формирование первичных представлении об обществе;

- формирование первичных представлений о государстве и принадлежности к нему;

- формирование первичных представлений о мире;

-  развитие сенсорной культуры;

-  развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

-  формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог выстраивает свою работу.

Вопрос: - Как вы осуществляете работу по патриотическому воспитанию? Какие используете средства методы и формы работы?

Именно художественно-эстетическая деятельность в дошкольном возрасте формирует способность чувствовать, понимать, оценивать. Литература, музыка, народное творчество, живопись, мир природы обогащают эмоциональную сферу ребенка особыми переживаниями и ложатся в основу его эстетического мировосприятия, способствуют формированию нравственных ориентиров.Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам хорошо знать историю своего города. Он должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине, и появилось желание узнать о ней больше.

Например, знакомство с городом, с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом. Для этого хорошо использовать целевые прогулки, беседы о родном городе. Ведь в каждом городе есть свои традиции, достопримечательности, памятники, которыми он славен.

С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к ветеранам войны и труда, старшим людям.

Знания о различных профессиях, возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление, служить людям и Отечеству.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки и прибаутки сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.

Русские народные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности, учат различать, что такое хорошее и плохое, добро и злое.

В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению   культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.

1.4. Просмотр видеоролика, что говорят воспитанника МБДОУ «Колокольчик» о патриотизме  «Устами детей о патриотизме»)

II  Практическая часть

Игра-викторина

«История, традиции и культура народов России»

- Выборы жюри;

- Каждая команда представляет свое название и эмблему

Задание № 1:Разминка (участники поочерёдно отвечают на вопросы, в случае затруднения право ответа переходит следующей команде):

1.        Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?(государство)

2.        Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?(флаг)

3.        Официальная эмблема государства? (герб)

4.         Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?  (семья)

5.        Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (страна)

6.        Кто основал Москву? (князь Юрий Долгорукий, сын великого князя Киевского В.В.Мономаха)

7.        Герб и флаг ЯНАО. Что изображено? (белые медведи, олень)

8.        Какие коренные национальности проживают в округе? (ханты, коми, селькупы, ненцы)

9.         Крупное вечнозеленое дерево, доживает до 300 лет, источник ценного пищевого продукта? (кедр).

Задание № 2:«Назови правильно»

Командам демонстрируют картины на которых изображены достопримечательности разных городов и мест России. Участникам команддолжны назвать, что изображено.

Задание № 3:«Пословицы о Родине»

За 3 минуты назвать как можно больше пословиц о Родине.

- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

Задание № 4: Кроссворд  «Народно-прикладное  искусство в работе с детьми»

Команды по очереди отвечают на вопросы, открывая горизонтальные строки кроссворда. В случае затруднения ответ переходит к следующей команде.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (Синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.   (Жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (Игрушка)

7. Назовите профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (Гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (Прялка)

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»