Милицкая Алла Юрьевна
КАК УМЕЕМ - ТАК И ЖИВЕМ
Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит
Из любой, самой экстремальной ситуации. Я знаю -
Любой человек способен сделать во сто крат больше,
Чем может предполагать. Надо лишь знать,
Что делать.
А.Ильин , путешественник, специалист по
выживанию в экстремальных условиях
Что может быть дороже жизни – бесценного дара, порою такого хрупкого. Иногда человек попадает в ситуации, когда появляется серьезная угроза его жизни и здоровью. Неумолимая статистика показывает, что до 90% тяжело пострадавших могли бы остаться в живых, если бы помощь им была оказана в течение первых 9 минут. Имея достаточно большой опыт оказания первой помощи могу засвидетельствовать, что практически не встречала случая, когда окружающие пострадавшего, действовали бы четко и правильно оказывали необходимую помощь. Суета, испуг, проведение мероприятий, ухудшающих состояние пострадавшего. И что больше всего огорчает, иногда на просьбу о помощи ответ «Тебе надо – ты и спасай». Причину последнего анализировать не стану – называю это «синдромом очерствевших сердец», а неумение оказывать первую помощь вполне объяснимо.
Готовность любого государства к чрезвычайным ситуациям во многом основывается на общей готовности населения. Опыт развитых зарубежных стран, где показатели смертности при несчастных случаях гораздо ниже наших (около 3% у них и 30% у нас) дает возможность сделать выводы, что население России практически не обучено навыкам оказания первой помощи. Результаты проводимых опросов граждан Санкт-Петербурга на тему знаний и умений оказания первой помощи говорят сами за себя: более 70 % респондентов ответили, что имеют какие-то представления о том, как проводить неотложные мероприятия, но практических навыков не имеют. Только 5% респондентов сказали, что смогут правильно действовать при неотложной ситуации. Оказание медицинской помощи пострадавшим на догоспитальном этапе проводится службой скорой медицинской помощи, время прибытия бригады к месту происшествия, как минимум 15-20 минут. В этот промежуток времени и решается судьба, а вернее, вопрос жизни или смерти большинства пострадавших. Только за счет обучения населения приемам и правилам оказания первой помощи, можно снизить смертность от несчастных случаев наполовину.
Как же организовано обучение населения Российской Федерации оказанию первой помощи при травмах и неотложных ситуациях и почему мы имеем столь плачевные результаты. В настоящее время в нашей стране практически отсутствует система подготовки по первой помощи (отсутствие стандартных программ обучения, методологий, соответствующих современным мировым стандартам, отсутствие центров подготовки инструкторов-преподавателей первой помощи др.). С 1991 года в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах. Тематическое содержание курса включает в себя раздел «основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Итак, практически с младшей школы начинается освоение навыков оказания первой помощи. Вопрос в том, как проводится обучение. Анализ программы, содержания учебников по ОБЖ, качества подготовки преподавателей в отношении первой помощи дает пессимистический результат. Количества часов для качественного освоения медицинских знаний недостаточно; содержательное наполнение учебников по оказанию первой помощи устарело и не соответствует современным мировым стандартам; преподаватели не имеют возможности обучаться по новым мировым стандартам оказания первой помощи, так как нет специализированных центров по обучению. Вот и учат по старинке – школьные уроки ОБЖ, сводящие Первую Помощь к заучиванию, зачастую, устаревших правил, способов. А практические навыки ограничиваются освоением транспортировки и перевязками. Вот с такой базой знаний и умений граждане нашей великой страны идут по жизни.
Изменить сложившуюся ситуацию можно и нужно – в первую очередь это прерогатива государства. Необходимо создать нормативно-правовую базу, учебно-методические центры, обеспечить единую методическую систему обучения, скорректировать образовательные программы и т.д.
Необходимо менять представление россиян о том, что « Первая Помощь» - набор хоть и полезных, но в принципе неважных знаний. Обучение должно проводиться качественно, интересно и доступно во всех отношениях. От этого выиграем мы все – и государство и граждане.