Со-творчество семьи и школы
как основа нравственного воспитания школьника
В современных условиях на первое место выходит нравственное воспитание человека. Мы много говорим о духовности, нравственности, но ничего не меняется, воз и ныне там. Нам, жителям мегаполисов, вероятно, не так заметна эта проблема, как жителям небольших поселений. Не так давно я оказалась в поселке Коммунары, в 100 км от Санкт-Петербурга. По стечению обстоятельств мне пришлось там прожить в течение недели. Так вот после восьми часов вечера на улице появиться было страшно. Компании пьяных или одурманенных подростков шныряли по поселку, не давая спокойно пройти. Что это? Почему так? Почему никто не занимается этими детьми? Вопросов много. Поразмышляем об этом.
В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании". Целью современного образования, одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование такой личности, с одной стороны, задача простая (она может быть решена в отдельной семье), с другой стороны, предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить. Но сама модернизация нужна для повышения качества жизни в стране, т.е. создания максимально благоприятных (по мировым стандартам) условий для развития личности. Таким образом, воспитание гражданина и модернизация России есть две стороны одного процесса, который приближенно можно назвать прогрессом общества. Соответственно, национальный воспитательный идеал и цель современного образования не могут быть осуществлены одной только системой образования. Их реализация требует, применительно к образованию, консолидации сил, согласования полномочий и ответственности важнейших субъектов национальной жизни — личности, общества и государства.
Писатель и педагог С. Л. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания».
Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов осуществляется по пяти направлениям:
урочная деятельность;
внеурочная деятельность (культурные практики);
внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);
семейное воспитание;
изучение культурологических основ традиционных российских религий.
Только разумное сочетание этих компонентов даст необходимый результат. Особенно важно, на мой взгляд, взаимодействие семьи и школы.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения. В. А. Сухомлинский писал, что отец и мать – величайшие авторитеты для ребёнка. Существует глубокая связь поколений, ребёнок – одно из звеньев тянущейся в века цепочки, и обрыв её – тягчайшая трагедия, которая неизбежно приводит к распаду нравственных начал. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.
Особое внимание хочется обратить на подростковый возраст. Целые клубки проблем приходится распутывать педагогам и психологам в этот период. У подростков часто не ладятся отношения не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец. Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. «Настоящим человеком становится только тот, - писал В. А. Сухомлинский, - у кого в душе возникают, утверждаются благородные желания, которые стимулируют поведение, порождают страсти и поступки… Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлениями личности к моральному идеалу, - вот одно из золотых правил воспитания подростков».
Как мы видим, все основные моральные идеалы человечества сохраняют свою актуальность и в современных условиях, а значит, выстраивая систему нравственного воспитания, педагогам необходимо использовать богатейший опыт отечественной педагогической науки в этом вопросе.