Воспитание нравственности, духовности, патриотизма
на уроках курса "Основы православной культуры"
Макаренко Наталья Алексеевна,
учитель ОРКСЭ, гимназии №177
Санкт-Петербурга
Введение курса ОРКСЭ – основ религиозных культур и светской этики в четвёртых классах начальной школы нашей страны, кроме образовательных задач, конечно, должно решать насущные и актуальные, но как-то ушедшие на обочину образования, воспитательные задачи.
А чтобы должным образом воспитывать, необходимо дать знания, которые толком не известны и большинству наших взрослых современников. Нужно вернуться к истокам, к идеалам на которых взращивалась широкая русская душа. На вопрос Владимира Маяковского: «Что такое хорошо и что такое плохо?» русскому человеку отвечало Православие: Евангелие, Библия, святые отцы.
Если учителю удастся пробудить или поддержать в учениках уважительное, серьёзное отношение к названным источникам, мы решим много проблем и добьёмся успехов в воспитании достойных членов нашего общества.
Серьёзному отношению к источникам мудрости будут способствовать высказывания выдающихся христиан мира и православных христиан нашей Родины: полководцев, гениальных поэтов, гениев от науки. Назову только несколько имён из огромного списка, а интернет мигом откроет вам цитаты сих выдающихся представителей человечества: Суворов, Ушаков, Кутузов, Пушкин, Достоевский, Дикенз, Ломоносов, Солженицын…
При такой поддержке не уважать названные источники просто невозможно и первое, что они дают нам – это десять ветхозаветных заповедей.
Можно назвать конкретные, трудно решаемые стороны нашей жизни, на которые учащиеся курса ОПК услышат рекомендации и ответы.
Экология. Отношение к животным.
Отношение к родителям.
Суицид. Убийство, воровство.
Отношение к будущей семье.
Отношение к Отечеству и его истории.
Конкретика в виде коротких реплик по каждому из перечисленных пунктов.
Экология. Отношение к животным.
Земля и всё, что на ней, (животные в том числе) дана человеку во владение, как доброму хозяину. Сам человек же создан по Образу и подобию Божьему. Земля прекрасна. Творец видит и знает всё о нас. Наши плохие поступки могут отозваться в нашей жизни или в жизни наших потомков. Хорошие же дела – соответственно отзовутся добром.
Отношение к родителям.
«Чти отца и мать свою и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле».
Убийство, воровство. «Не убий, не укради».
Суицид. Трудная для психологов задача должна начинать решаться с того, что ребёнок узнаёт, что Церковь считает самоубийство более тяжким грехом, чем убийство. До революции самоубийц не хоронили на общем кладбище, а где-то в стороне, отдельно.
Жизнь даётся человеку как Дар. Креста не по силам Господь не даёт. То, что кажется ужасным сегодня, уже дня через два, станет иным.
Есть в православии женский образ, напоминающий мне Джульетту. Только святая Ксения Петербургская пошла не путём самоубийства, а христианским путём отдачи себя людям.
Отношение к будущей семье.
Должно быть серьёзное. Как сказал великий Александр Сергеевич:
«…Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнёшь, да за пояс не заткнёшь».
Семья императора Николая II, была образцом семейных взаимоотношений, образцом отношения к труду, к Родине.
Отношение к Отечеству и его истории.
Нужно рассматривать на примере жизни известных полководцев-христиан: Александра Невского, Дмитрия Донского, Суворова и Ушакова.
Есть сведения, что такие выдающиеся люди, как Георгий Жуков, Юрий Гагарин, Сергей Королёв – были тоже верующими людьми. Думается, говорить об этом с нашими детьми полезно и необходимо не только в четвёртом классе, но и в средней школе.
2 февраля я написала эту статью, а 3февраля, сегодня, в Москве случилось то, чего ещё, по-моему, не случалось в России. Убийство учителя географии десятиклассником. И как убийственно говорит об этом отличнике его бывшая одноклассница: «Мы никак к нему не относились. Меня он не интересовал». Это, по-моему, тоже страшно – полное равнодушие.
Надо будить души наших детей. И психология будет помощницей в этих делах, если обопрётся на вечные ценности, о которых шла речь в этой статье.