Социально-культурная среда театра
как средство развития творческих способностей учащихся
(учебно-методическая разработка)
Снегова Яна Борисовна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по ВР,
руководитель студии «Скворечник»,
ГБОУ средняя школа №16, Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и значимость программы.
Сегодня предъявляются более высокие требования к предприимчивости человека, к его инициативе, социальной активности, нетрадиционности к решению возникающих вопросов и проблем. Все это обуславливает возрастание активности проблемы самореализации личности.
Духовно-нравственное развитие детства переживает сегодня кризис: заметно снижен уровень культуры и образованности детей, их интерес к культуре и искусству. Главная задача сегодня – помочь ребенку приобрести уверенность в себе, понять, в чем смысл уникальности жизни каждого, какому делу посвятить себя. Поэтому должна быть создана воспитывающая и развивающая среда, в которой подросток будет осваивать систему ценностей, формировать новое мышление, сознание.
Учреждение дополнительного образования создают условия для расширения самовыражения и самореализации детей и подростков. Эффективно решить эту задачу возможно лишь, опираясь на вечные общечеловеческие ценности, к которым относится мир искусства.
Мир искусства во все времена притягивал внимание людей. Для одних он был источником удовольствия, для других – средством выражения собственного «Я». У современных школьников необходимо формировать культуру инициативного поведения, развивать и взаимообогащать содержание творческой деятельности, воспитывать толерантность в восприятии всех проявлений искусства.
Театральное творчество интегрирует в себе массовое социально-культурное явление и служит фактором: художественного непрерывного образования, творческой активности и самореализации индивидуально-личностного потенциала.
Цели и задачи программы.
ЦЕЛЬ - создание максимально благоприятных условий для развития художественного и эстетического вкуса и самореализации личности детей и подростков средствами театрального творчества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
1 .Дать знания о возникновении театра:
- античный театр;
- средневековый театр;
- театр эпохи Возрождения.
2.Расширить знания о театральном мире города Санкт-Петербург.
3.Познакомить с творчеством известных театральных деятелей Санкт-Петербурга.
4.Познакомить с театральными профессиями:
- актер;
- режиссер;
- декоратор;
- художник по костюмам;
- звукорежиссер.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«Любите ли вы театр?
Любите ли вы театр, Как люблю его я?..»
М.Горький '
«В действительности моя любовь к театру бесконечна. И все, что связано с театром: пыльные кулисы, декорации, липкий грим, музыка, тишина зала и взрывающие тишину аплодисменты зрителя - всё это вызывает в моем сердце восторг и одновременно сожаление о том, что я не являюсь частью этого, хотя нет, являюсь, но на мгновения». Может быть, мои нереализованные детские мечты и привели меня много лет назад к идее создать в школе театральную студию? Смешно вспомнить наши первые капустники. Нередко в студию приходят ребята, которые не обладают актерскими данными. Они скованные, нерешительные. У многих проблемы с дикцией, со слухом. Но это не беда. Первый театральный опыт, и их не узнать! Учителя удивляются: «На уроках слово не вытащить, а здесь, на сцене, любо-дорого посмотреть». И каждый год в номинации «Актер года» новые неожиданности, новые «Звезды». Почему так? Ведь я не выставляю оценок, не вызываю родителей, не требую, а просто читаю сценарий, распределяю (с помощью ребят) роли, и с каждым индивидуально работаю над сценической речью, движением, мимикой, полетом глаз - образом. Текст учим в процессе работы, играючи. Но это не просто игра, это труд, только труд в удовольствие. А оценкой для ребят будут горящие глаза зрителя и аплодисменты.
Разумеется, с каждой группой ребят всё происходит по-разному. И капустники, концерты, литературно-музыкальные композиции, спектакли - все они разные, несмотря на то, что темы остаются теми же. Мы пытаемся не создавать дежурных, штампованных выступлений, мы изобретаем, ищем, и каждое новое детище - это наша общая победа. Мы учимся искусству театра, учимся вместе. Как?
Слово "театр" - греческого происхождения. Оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человека.
И всё же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Когда мальчики играют "в войнушку" или "в космонавтов" - разве это не спектакль, не представление? Если девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не маленький ли это домашний театр, где у каждого - своя роль?
Один из главных элементов театрального искусства - игра. С неё всё и начинается.
Младенчеством театра стали игры в обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые "действующие лица" - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда еще не понимали. В играх рождались диалоги.
Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию.
Греки подарили миру и новый вид литературы - драматургию, литературу для сцены. Навсегда остались знаменитые пьесы, написанные в Vи IVвеках до н.э. драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом и Аристотелем.
Интересно, что уже в те далекие времена - 25 столетий назад - театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновнего долга, товарищества, преданности. Тогда же зазвучали в театре и ненависть к войне, горячее стремление к миру».
Пожалуй, так выглядит мой первый монолог во время вводной беседы первого сентября. В аудитории (актовом зале) присутствуют ребята, которые пришли из любопытства, которые в последний раз посещали театр «в далеком детстве с мамой».
Следующий этап - это выход в театр. Все вместе мы идем учиться, может быть, где-то подражать, если получится, а самое главное - любить театр с первых ступеней, с первых аккордов завораживающей музыки.
«Старый доктор рассказал мне однажды, как он ходит в театр. Еще с утра, на работе, он с радостью думает о том, что вечером предстоит праздник. Настроение всё больше поднимается. А в конце дня, надев лучший костюм, доктор идет в театр загодя и приходит одним из первых. Снимает пальто, пока еще в гардеробе нет очереди и толчеи, неторопливо поднимается в фойе, рассматривает макеты спектаклей, афиши, фотографии.
Прогулка по театру в ожидании первого звонка помогает ему настроиться на восприятие спектакля, войти в его атмосферу, окончательно отбросить повседневные дела и заботы, приготовиться к встрече с искусством».
Кто-то может сказать: «Всё это смешно и старомодно. У человека обычно нет времени на такую "раскачку", он бежит, чтобы не опоздать, нетерпеливо хлопает, чтобы скорее начинали. Размеренное поведение старого доктора бывает только у стариков».
Это не совсем верно. И вовсе не возраст определяет позицию зрителя. "Раскачка" создавала доктору праздничное настроение! Ему казалось преступлением против самого себя воспринимать театр «в рабочем порядке», как «мероприятие», лишить себя праздника. И тут многое, действительно, зависит от нас самих.
Вместе с тем, настроение и подготовленность зрителя важны не только ему самому. Они важны и театру. Потому что зритель - не пассивный наблюдатель «с совещательным голосом», а главный партнер сценического искусства, актера.
Это важное открытие сделал еще в начале позапрошлого века А.С. Пушкин. Он первым понял и впервые высказал эту мысль: непременным участником спектакля становится зритель! В статье «Мои замечания о русском театре» Пушкин писал: «Публика образует драматические таланты...».
Взяв пример со старого доктора, мы приехали в театр рано. «Театр Сатиры» на Васильевском острове после ремонта просто блистал. Вдоль стен тянулись фотографии актеров и сцен из спектаклей. Атмосфера торжественная и многообещающая. На сцене - «Король Лир». Спектакль понравился почти всем ребятам. Устали, но и отдохнули одновременно.
Следующий выход не заставил себя долго ждать. Театр «Остров» и спектакль «Записки нетрезвого человека» (по Володину). Кое-что из этого спектакля мы позаимствовали и использовали в нашем спектакле, посвященном 60-летия Победы. В том же театре мы посмотрели «Два сердца». Спектакль о судьбе знаменитой актрисы прошлых лет Фаины Раневской. «Без вины виноватые» (по Островскому), «Осенний марафон» (по Володину). Скоро нас пригрел театр «Балтийский дом», где мы с удовольствием посмотрели «12 стульев», «Мастер и Маргарита», «Село Степанчиково и его обитатели».
После каждого спектакля за сладким чаем мы обсуждали увиденное, продумывали, что можно «украсть».
Ребята не только стремятся любить и чувствовать театр, они постигают основы актерского мастерства, учатся чувствовать сцену, партнера, декламировать, нести залу свой голос, свои эмоции, свой образ. Страдать и смеяться искренне. Наш зритель - это дети, учителя, ветераны ВОВ, жители блокадного Ленинграда, родители - благодарные и великодушные. Поэтому мы не можем халтурить, фальшивить.
«Актер» моей студии Калайчев Юрий (ныне актёр театрального ВУЗа) замечательно сыграл злого дракона Оболдуя в сказке «Новогодний водевиль». Маликова Анна и Смирнов Кирилл стали лауреатами районного конкурса театральных коллективов в 2010 году (спектакль «За двумя зайцами»), дипломантами первой степени в 2011 году («Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца», Л. Филатов). В 2012 году Дозоров Максим, Маликова Анна, Гуров Павел и Брыкин Николай стали лауреатами районного театрального конкурса, спектакль «Квартет для Джульетты» (Я.Снегова). В 2013 году студийцы: Маликова Анна, Дозоров Максим, Гуров Павел, Бозкырлы Тимур, Васильева Виктория, Большиянова Ольга, Никулина Александра и др., заняли первое место в городском конкурсе «Я люблю тебя, Россия» («Юность, опаленная блокадой», Я. Снегова).
Ребята учатся перевоплощению. А главное - они «болеют» моими идеями, сопереживают героям, с удовольствием поют военные песни и даже записывают себе на мобильные телефоны «Темная ночь», «Дорога на Берлин», «Переведи меня через Майдан» и пр.
Ребята - участники действия, сорежиссеры, подающие замечательные идеи. Это ли не урок мужества?
Порой мне кажется, что выучить исторические даты, знать хронологическую последовательность военных действий важно, но бессмысленно, если в сердце нет генетической боли за пережитое страной. Патриотизм - это то, что так безбожно уничтожали последние годы. И большинство сегодняшней молодежи судит о ВОВ по американским фильмам. Мне хочется верить в то, что искра патриотизма, зарождающаяся еще в семье, не ограничится сухими датами, цифрами, процентами. К этому стремится школьный театр.
К сожалению, не все педагоги это понимают. На последнем педагогическом совете шла речь о неоценимом вкладе театральной студии в воспитание учащихся. Но есть педагоги, которые с сарказмом относятся к «лишнему», по их мнению, занятию, отнимающему у ребят время. Студийцев приглашают участвовать в районных и городских конкурсах. Ребята занимают первые места, несут школе престижные награды, а педагоги ставят пропуски уроков.
Зачастую на наших глазах педагоги превращаются в «урокодателей», а затем - в чиновников. Ребенок перестает быть главным, ради кого учитель приходит в школьные стены, ради кого работает. Скупые «журнальные точки» порой могут лишить подростка веры в справедливость, в добро.
К счастью, таких педагогов мало. Поэтому мы не унываем и продолжаем трудиться.
К 29 января 2013 года (Дню снятия блокады Ленинграда) мы подготовили литературно-музыкальную композицию «Юность, опаленная блокадой».
Помню этот холодный январский день. Ребята нервничали, и я всячески пыталась изображать спокойствие. Вскоре зал начал заполняться седыми, уставшими людьми, которые оглядывали пустыми глазами наш актовый зал. Ветераны-блокадники неуверенно снимали свои пальто, присаживались поближе, перешептывались. Атмосфера недоверия, бессмысленности царила и просто разрывала сердце.
Я неловко улыбалась, как будто была в чем-то виновата перед ними. В этот момент мне было стыдно за их нищенскую старость, убогие пенсии, за то, что государство вспоминает о них, зачастую, в январе и в мае.
Скоро на сцене появился юноша в черном костюме и в кепке. Под знакомую и любимую старшим поколением песню «Лодочка» из кинофильма «Верные друзья», он прошел через сцену и присел на стул. Следом за ним на сцену вышли девушки в беретах и ситцевых платьях.
На сцене 1941 год, а следом страшная блокадная судьба подростка и победная весна, которую он не увидел.
Выступление завершилось песнями военных лет, они растопили лед в пожилых глазах, открыли сердца. Скоро слезы сменили улыбки. Вдруг, неожиданно для всех, мальчишки и девчонки, незнакомые, живущие в другом измерении, (мобильных телефонов, планшетников и компьютеров), стали другими. Искренне сопереживающие, и вовсе не из другого мира, а близкие и родные, такие же, только моложе.
Сегодня мы с волнением готовимся к новой встрече с ветеранами. После нашей триумфальной победы в городском конкурсе «Я люблю тебя, Россия», мы вплотную занялись подготовкой к музыкальному спектаклю «Ветеран».
Это история одинокого человека - ветерана ВОВ, который оказался наедине с собой, наедине со своими проблемами и воспоминаниями, «лишним» в современном мире иных ценностей, иной морали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочу еще раз обратиться к формулировке темы: «Социально-культурная среда театра как средство развития творческих способностей школьников». Думаю, что мне удалось доказать, что социально-культурная среда театра действительно развивает и творческие способности школьников, и повышает их культурный и образовательный уровень, и развивает мировоззрение, и пополняет лексикон, и, что главное, учит размышлять, любить искусство, сопереживать ближнему, а значит, расти настоящим человеком!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Ю.Алянский «Азбука театра», изд. Ленинград «Детская литература», 1990 г.
2. Н.Акимов «О театре», изд. «Искусство», Ленинград, Москва, 1962 г.
3. Е.Тиме «Дороги искусства», Всероссийское театральное общество, Москва, Ленинград, 1962 г.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений», РАН, 1996 г.