Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

.

Ирина Константиновна Ноябрёва преподаватель истории СПГАХЛ им Б. В.Иогансона.

 На уроках истории с учащимися СПГАХЛ кроме исторических экскурсов мы  изучаем вопросы эстетического характера связанные с МХК.

 При этом активно используются  авторские презентации по различным темам, разделам и ретроспективным курсам. Они обогащают духовный мир и ментальность будущих художников.

Видеоматериалы дополняют основные программы по истории Отечества, Всемирной истории, краеведения (истории Санкт-Петербурга). Художественно-эстетическому воспитанию способствуют и практические задания: описание исторических интерьеров (а в дальнейшем создание - собственных  проектов), изучение культурно-бытовых аспектов (костюмов, предметов обихода). Например, с учениками 7-х классов в курсе Всемирной истории, мы иллюстрировали  костюмы итальянской  комедии Дель Арте(comedidellArte).Причем работы учащихся были  представлены не, только иллюстрациями, но и масками персонажей, мастерски выполненных из папье-маше. Ребята даже создавали фигурки из различных подручных материалов, эти работы вполне можно отнести к декоративно-прикладному искусству.

 Изучение конкретного предмета, такого как история, невозможно  представить  без влияния художественной литературы. Ни один урок истории  не обходится без эмоциональной окраски, интригующего момента, и здесь - верный и надёжный  помощник художественная литература.

В курсе Всемирной  истории, в восьмом  классе  у нас имеется великолепная тема «Художественные искания и литература XIXвека». На этом уроке мы должны разобраться со многими  вопросами, но самым важным  является вопрос о преемственности поколений. Когда на уроке читаются стихи романтиков, рссматриваютя произведения мировой живопси, звучит великолепная музыка среди подростков не остаётся равнодушных. Ведь подросткам так близок именно романтизм, с его бунтарством, вызовом обществу, поиску своего «Я»! И здесь мы проводим конкурс на лучшую иллюстрацию к стихам полюбившихся авторов. Многих настолько увлекает эта работа, что им хочется окунуться в эту эпоху, услышать или прочесть подлинник стихотворения, а не его перевод. Часто, чтобы противопоставить себя обществу (т.е. классу), дети обращаются не к предложенным хрестоматийным авторам, а начинают искать именно тех, кто близок им. Таким образом нам удалось собрать  подборки стихов Шелли, Китса, были обращения и к прозе этой эпохи, здесь выбор учащихся остановился на таких авторах как  В.Гюго ( конечно же «Собор Парижской Богоматери), Э.Гофмане ( «Песочный человек», «Щелкунчик»), В.Гауфе («Холодное сердце»). Говоря о Гауфе, ребята обязательно упоминают о разновидности романтизма-бидермейре, просвещая, тем самым и себя, и одноклассников, и заодно что-то новое узнаёт и сам преподаватель!

Интересны в постановочном и художественно-эстетическом плане уроки « История в лицах». Ставится условие: соответствие эпохе в костюме, стилистике речи, достоверность исторического восприятия, эстетической образности костюмов и убедительности диалогов учащихся. Дополнительное художественно-эстетическое воспитание на уроках истории подкреплено экскурсиями, выездами на летнюю художественную практику по Санкт-Петербургу и в разные города России. При этом, как классный руководитель, я сопровождаю свой или архитектурный, или живописный класс, курирую маршруты и виды пленэра.

Эстетический уровень художественного образования невозможен без классных фольклорно- исторических постановок, бесед на темы эстетики с будущими художниками. Мы затрагиваем эстетику поведения в музее, театре, храме, в городском пространстве мегаполиса. Интересен эксперимент обсуждения выставки, спектакля, концертов, кинофильмов на уроках истории и обществознания.

Эстетику поведения гражданина и патриота мы разбираем в социологических беседах и обсуждении форм выборности, форм участия в общественной жизни будущего художника. С учениками выпускных классов было интересно побывать на презентации книги  известнейшего советского и российского театрального художника,писателя Э.Кочергина « Крещеные крестами» (Кочергин - бывший выпускник нашего учреждения). Ребята  самостоятельно читали его сборник рассказов  «Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека», ходили на одноименную постановку БДТ. Конечно, ребятам очень близки эти произведения в них описывается история нашего   Васильевского острова, есть слова о нашем  Лицее (он тогда  был СХШ), но больше всего учащимся нравятся именно образы людей, так тонко подмеченные Кочергиным.

После встречи с писателем бал проведён диспут «Художник и его гражданская позиция» с учащимися старших классов. Эстетические концепции русского языка «Классическая русская речь и современный сленг»  мы обсуждали на классном часе (11-й архитектурный класс  2010-11 уч. год), проведенном совместно с преподавателем русского языка и литературы Новожиловой Л.А и преподавателем истории искусств Кекушевой Г.В.

Сама атмосфера ментального и эстетического воздействия уроков истории, которые я веду в нашем лицее, располагает к собеседованию, обсуждению облика и поведенческой, эстетической состоятельности будущего художника.

 Форма плаката, сатиры, юмора бывают, уместны   на  дополнительных занятиях. Эстетический кругозор учеников расширяют обсуждение тенденций  прессы,событий,посещение музеев,галерей,дворцовых комплексов и бесед о современном облике Санкт-Петербурга.

 

                                                            

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»