.
Ирина Константиновна Ноябрёва преподаватель истории СПГАХЛ им Б. В.Иогансона.
На уроках истории с учащимися СПГАХЛ кроме исторических экскурсов мы изучаем вопросы эстетического характера связанные с МХК.
При этом активно используются авторские презентации по различным темам, разделам и ретроспективным курсам. Они обогащают духовный мир и ментальность будущих художников.
Видеоматериалы дополняют основные программы по истории Отечества, Всемирной истории, краеведения (истории Санкт-Петербурга). Художественно-эстетическому воспитанию способствуют и практические задания: описание исторических интерьеров (а в дальнейшем создание - собственных проектов), изучение культурно-бытовых аспектов (костюмов, предметов обихода). Например, с учениками 7-х классов в курсе Всемирной истории, мы иллюстрировали костюмы итальянской комедии Дель Арте(comedidellArte).Причем работы учащихся были представлены не, только иллюстрациями, но и масками персонажей, мастерски выполненных из папье-маше. Ребята даже создавали фигурки из различных подручных материалов, эти работы вполне можно отнести к декоративно-прикладному искусству.
Изучение конкретного предмета, такого как история, невозможно представить без влияния художественной литературы. Ни один урок истории не обходится без эмоциональной окраски, интригующего момента, и здесь - верный и надёжный помощник художественная литература.
В курсе Всемирной истории, в восьмом классе у нас имеется великолепная тема «Художественные искания и литература XIXвека». На этом уроке мы должны разобраться со многими вопросами, но самым важным является вопрос о преемственности поколений. Когда на уроке читаются стихи романтиков, рссматриваютя произведения мировой живопси, звучит великолепная музыка среди подростков не остаётся равнодушных. Ведь подросткам так близок именно романтизм, с его бунтарством, вызовом обществу, поиску своего «Я»! И здесь мы проводим конкурс на лучшую иллюстрацию к стихам полюбившихся авторов. Многих настолько увлекает эта работа, что им хочется окунуться в эту эпоху, услышать или прочесть подлинник стихотворения, а не его перевод. Часто, чтобы противопоставить себя обществу (т.е. классу), дети обращаются не к предложенным хрестоматийным авторам, а начинают искать именно тех, кто близок им. Таким образом нам удалось собрать подборки стихов Шелли, Китса, были обращения и к прозе этой эпохи, здесь выбор учащихся остановился на таких авторах как В.Гюго ( конечно же «Собор Парижской Богоматери), Э.Гофмане ( «Песочный человек», «Щелкунчик»), В.Гауфе («Холодное сердце»). Говоря о Гауфе, ребята обязательно упоминают о разновидности романтизма-бидермейре, просвещая, тем самым и себя, и одноклассников, и заодно что-то новое узнаёт и сам преподаватель!
Интересны в постановочном и художественно-эстетическом плане уроки « История в лицах». Ставится условие: соответствие эпохе в костюме, стилистике речи, достоверность исторического восприятия, эстетической образности костюмов и убедительности диалогов учащихся. Дополнительное художественно-эстетическое воспитание на уроках истории подкреплено экскурсиями, выездами на летнюю художественную практику по Санкт-Петербургу и в разные города России. При этом, как классный руководитель, я сопровождаю свой или архитектурный, или живописный класс, курирую маршруты и виды пленэра.
Эстетический уровень художественного образования невозможен без классных фольклорно- исторических постановок, бесед на темы эстетики с будущими художниками. Мы затрагиваем эстетику поведения в музее, театре, храме, в городском пространстве мегаполиса. Интересен эксперимент обсуждения выставки, спектакля, концертов, кинофильмов на уроках истории и обществознания.
Эстетику поведения гражданина и патриота мы разбираем в социологических беседах и обсуждении форм выборности, форм участия в общественной жизни будущего художника. С учениками выпускных классов было интересно побывать на презентации книги известнейшего советского и российского театрального художника,писателя Э.Кочергина « Крещеные крестами» (Кочергин - бывший выпускник нашего учреждения). Ребята самостоятельно читали его сборник рассказов «Ангелова кукла. Рассказы рисовального человека», ходили на одноименную постановку БДТ. Конечно, ребятам очень близки эти произведения в них описывается история нашего Васильевского острова, есть слова о нашем Лицее (он тогда был СХШ), но больше всего учащимся нравятся именно образы людей, так тонко подмеченные Кочергиным.
После встречи с писателем бал проведён диспут «Художник и его гражданская позиция» с учащимися старших классов. Эстетические концепции русского языка «Классическая русская речь и современный сленг» мы обсуждали на классном часе (11-й архитектурный класс 2010-11 уч. год), проведенном совместно с преподавателем русского языка и литературы Новожиловой Л.А и преподавателем истории искусств Кекушевой Г.В.
Сама атмосфера ментального и эстетического воздействия уроков истории, которые я веду в нашем лицее, располагает к собеседованию, обсуждению облика и поведенческой, эстетической состоятельности будущего художника.
Форма плаката, сатиры, юмора бывают, уместны на дополнительных занятиях. Эстетический кругозор учеников расширяют обсуждение тенденций прессы,событий,посещение музеев,галерей,дворцовых комплексов и бесед о современном облике Санкт-Петербурга.