Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Традиции отечественной литературы и педагогики  в нравственном воспитании молодежи

Семенова Елена Сергеевна,
кандидат педагогических наук,
учитель истории и мировой художественной культуры,
педагог дополнительного образования
ГБОУ средней общеобразовательной школы № 38 Санкт-Петербурга

 

Моя статья представляет попытку переосмысления того богатого наследства отечественной педагогической мысли, оставленной нам в наследство и сохраненной    потомками. Материал носит обзорный характер и не претендует на глубину раскрытия проблемы. Скорее, это материал для дискуссии в педагогическом клубе, собравшем не равнодушных людей  к судьбам современной молодежи, да и нравственной судьбы  нашего народа.

Для начала обратимся к современным нравственным проблемам. Навязанное менталитету нашего народа общество потребления разрушает нравственные принципы поведения человека в обществе, его человеческой ответственности перед более слабым. Все не могут быть успешными. Победитель – один. «Поле чудес» в стране Дураков» - вот так горькая ирония, которая сама сформировалсь в средствах массовой информации. Потеря нравственных ориентиров, границ поведения человека в человеческом общежитии неизбежно ведет к самоуничтожению человеческой популяции.

«Разве не видно, в каком ужасающем состоянии находится наше юношество, - с болью говорит митрополит Владимир в своём интервью газете «АиФ». — Каждый 7-й подросток — наркоман, то есть смертник. Треть уголовных преступлений совершается при участии несовершеннолетних. Наша страна стала «мировым лидером» в детской проституции и порнографии. Вместо воинствующего безбожия в государстве и обществе воцарилась воинствующая пошлость. Юные души не получают противоядие от нравственного растления. И всё это будет продолжаться, пока воспитание в России подменяется антивоспитанием...»

 Мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния — нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так: «Человек — есть предмет воспитания, а миссия педагогики — есть искусство делать человека нравственным».

 Нравственность — это, прежде всего, воспитанные чувства, а так же знания о нормах бытия, которые складываются между достойно живущими людьми.

 И человеческое достоинство формируется из представлений о своём жизненном предназначении, о том, «что такое хорошо и что такое плохо».

Давайте вместе вспомним лучшие традиции российской педагогики, еще раз вспомним те золотые правила, которые наполняли жизнь человека не жаждой наживы и успеха любым путем, а человеческим смыслом достойного самоопределения себя как личности, которой жизнь дается один раз как высший дар.

 

Обращаясь к традициям отечественного образования необходимо напомнить высокую миссию литературы в образовании и нравственном просвещении  народа.

Как известно, с принятием на Руси христианства в 988 начинается широкое распространение письменности и образования. Центром духовной жизни народа становятся церкви и монастыри.

Чтению и письму учились у священнослужителей, они обучали грамоте по текстам высокого нравственного содержания.

Богатые нравственные традиции славян, отразившиеся в устном творчестве, принятие христианства и распространение письменности привели к созданию на Руси литературы, ставшей неотъемлемой частью ее духовного наследия.

Основными жанрами литературы Древней Руси были летописи, жития святых и «слово» - нравственные богословские сочинения.

Житийная литература, создаваемая в монастырях,  давала образцы поведения людей, выбравших путь служения отечеству, подвигу  во имя Родины. неотъемлемой частью ее духовного наследия

 В житийной литературе  ставились вопросы христианской морали. «Сказание о Борисе и Глебе» учило верности слову, любви к ближнему, принятию своего мученического венца.

Одно из самых известных литературных древнерусских сочинений ярко выраженной педагогической направленности «Поучение» Владимира Мономаха своим сыновьям.

Сам Владимир Мономах(1053- 1125)  –выдающийся политический деятель Древней Руси  имел нравственное право   учить младшее поколение. В  «Поучении» князь стремился передать своим детям богатый жизненный опыт,  представления о личных добродетелях государя, князя.  Это забота мудрого правителя  не только о своих детях, но и о судьбе своего народа, ответственности государя за его судьбу.  Мудрость и трудолюбие, забота о бедных и убогих, радение о единстве родной земли – вот те личные  качества, которые выделяют Владимира Мономаха как правителя  и исторического деятеля. Основным пороком Владимир Мономах считал  лень. Много внимания Мономах уделяет нравственным качествам князя. Самым важным из них он почитал трудолюбие. Труд для князя – это воинский подвиг, забота о защите и благополучии родной земли. Полны светлого оптимизма его слова:  « И  малыми делами можно заслужить милость Божью. Птица радуется весне, а младенец - матери. Не забывайте того доброго, что умеете, а чего не умеете, тому учитесь». ( Как это похоже по сути на современную педагогическую концепция непрерывного образования).

Золотым веком русской литературы, поиском нравственных смыслов жизни стал для России 19 век. Его литература и выраженные в ней педагогические идеи стали духовно-нравственной основой многих поколений.

Напомним основные прогрессивные  педагогические идеи того времени.

Педагогический опыт Константина Дмитриевича Ушинского

( 1824-1871 ) строился на пробуждении  любви ребенка  к родному слову.Его основной  педагогический труд - «Родное слово» - обучение нравственности через усвоение родного языка, впитавшем  духовную силу народа. По мнению великого педагога, язык является не только летописью всей многовековой жизни народа, «но и величайшим народным наставником». Усваивая родной язык, каждое новое поколение «усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших поколений». «Дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Следует напомнить, что традиционное обучение того времени предполагало жесткие статусные отношения учителя гимназии и ученика, зубрежку. Время учения для многих детей становилось тяжелым бременем. Именно благодаря Ушинскому школа изменилась – в ней появилось гуманное отношение к ученикам, уважение к личности ребёнка.

Вопросы нравственного просвещения через родное слово, литературу  ставил  Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Условиями нравственного воспитания он считал уважение к личности ребенка, развитие способности самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать, развитие потребности в творчестве.

 Дело учителя — следовать и развивать природу ребенка. Эта идея получила отражение в педагогических статьях Л.Н. Толстого и его учебных книгах для начальной школы.

Задача педагогики , по его мнению, должна состоять в изучении условий совпадения деятельности учителя и ученика на пути к единой цели. (Интересно, что в 70- е годы 20 века  будет актуальной концепция педагогики сотрудничества).

 Вся великая литература 19 века ставила проблемы нравственного развития человека, пробуждения в человеке нравственной религиозности, сознательное  понимание человеческих запретов  и табу, наказание за их нарушение. Это и романы Льва Николаевича Толстого «Воскресенье», «Война и мир», «Анна Каренина». Федора Михайловича  Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы».

Учитель, учительство -  воспринималось  как особая нравственная миссия, призвание к нравственному просвещению своего народа.

В годы советской власти в связи с массовой ликвидацией безграмотности профессия учителя, а точнее учительницы стала массовой. В период культурной революции 70% населения получили доступ к грамоте, а значит и к профессиям, востребованным индустриальным обществом. Политграмота четко формулирована идеологическую установку того  времени «Рабы - не мы ! Мы – не рабы».

Массовая учительская профессии предполагала обучение педагогическим технологиям, которые давали высокий результат  обученности.  Это метод проектной деятельности, групповая работа, самообразование через заочную форму обучения. Вопросы нравственного воспитания молодежи шли при активной работе партии большевиков, комсомольских и пионерских ячеек. Социалистическое государство воспитывало активных строителей коммунизма, глубоко любящих Советскую Родину и ее вождя.

«Педагогическая поэма» А.С. Макаренко (1888-1839) определила новую педагогическую концепцию воспитания советской молодежи в 30-е годы.

 

 

 

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря ему тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова: «Я исповедую бесконечную … уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы… Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу».

 

Видеть хорошее в человеке, — отмечает Макаренко— всегда трудно… Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать».

Каждый растущий человек уникален и неповторим. Суметь найти ключ к его тайне — не только долг, но и поистине святое предназначение каждого педагога. Работа с детьми — нравственно ответственное дело, которое требует овладения методами педагогического проектирования. Проектирование — это деятельность по осмыслению того, что есть, и того, что должно быть. Правильное решение вопроса об отношении воспитательных средств к воспитательным целям целиком и полностью зависит от проектирования. Только исходя из конкретных целей, можно браться за организацию детской жизни. Опыт А.С. Макаренко в этом отношении бесценен. Именно он заложил основы проектной деятельности в воспитании и показал позитивные образцы на практике. «Я сторонник активного воспитания, — говорил Макаренко, — т.е. хочу воспитать человека определённых качеств и всё делаю, весь интеллект, все усилия свои направляю на то, чтобы достигнуть этой цели. Я должен найти средства, чтобы этого достигнуть, и всегда должен видеть перед собой цель, должен видеть тот образец, идеал, к которому стремлюсь».

 

Сегодня огромная ценность теории и практики A.C. Макаренко в том, что он сформулировал ряд важных идей в области педагогики отношений:

- связь воспитания с жизнью;

- многостороннее воздействие на отношения с помощью деятельности;

- многообразие внутриколлективных и межколлективных отношений.

 

 

Свидетельством международного признания А. С. Макаренко стало решение ЮНЕСКО (1988), касающееся всего четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. Это — Джон ДьюиГеорг КершенштейнерМария Монтессори и Антон Макаренко.

 

 

 

Педагогический опыт советской литературы продолжил тему нравственного воспитания человека через литературу.

Литература социалистического реализма формировала активную жизненную позицию молодежи. Это произведения Н.Островского «Как закалялась сталь», А. Т. Твардовского «Василий Теркин», М. Алигер «Зоя», Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» .  Активная жизненная позиция советской  молодежи того  поколения, преданность делу построения коммунизма, понятия верности, чести, долга убедительно представлены в победе нашего народа над фашисткой Германией в годы Великой Отечественной войны. В этой победе есть и реализация нравственного подвига нашего народа, воспитанного в духовно-нравственных  ценностях той эпохи.

Поколение советской молодежи воспитывалось на моральных принципах самого Николая Островского: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы».

Советская литература послевоенного периода, периода оттепели искала нравственные смыслы жизни человека, связанные со своим поколением. Это новые герои послевоенных буден. И они разные. Это и  выдающийся ученый  или одинокая обездоленная судьбой  и людьми  старушка  - колхозница . Молодежь сопереживала героям книг  Даниила Гранина    «Иду на грозу», «Зубр»,  А. И. Солженицына «Матренин двор».

Великая русская литература утверждала «Не стоит село без праведника». Пока есть люди, исполняющие свой нравственный долг, стоят семьи и государства, народы и цивилизации.

Обязательно надо сказать, что учительство как особая  миссия, гражданское  призвание   показано  в педагогических трудах В.А. Сухомлинского.

Суть его педагогических идей выражена лаконично «Сердце отдаю детям». Пробуждение через потребность в нравственном творчестве,   сострадании,  любовь в матери, Родине, природе,  созидательное отношение к миру природы.

 

Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери».Какое высокое нравственное побуждение заключено в этой простой и мудрой мусли. Можно сказать также, что любить человечество легче, чем два десятка детей, которые сидят за партами.

 

Сухомлинский любил детей и «работал сердцем». Любовь и самопожертвование были его религией. И он, необыкновенно скромный человек, имел право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль...»

В. Сухомлинский педагог и гуманист. Его мысли – слова великого наставничества следующим поколениям воспитателей:

 

 Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

 Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.

 Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро

Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.

Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

Следует отметить, что поколение молодежи 70-90 годов – это было читающее поколение, горячо интересовавшееся литературными новинками, готовое к переосмыслению идеологических ценностей российской истории советского периода, искавшей новые нравственные ориентиры в литературе.

Педагогику этого периода буквально взорвали новые идеи выраженные в концепции «педагогического сотрудничества».Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны.

Основателями педгогики сотрудничества считаются педагоги-новаторы: Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов.

Педагоги — новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребенка. Педагоги должны помочь сохранить ребенку свою индивидуальность, выявить потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества: обучение ребенка в зоне ближайшего развития, идея свободы выбора, идея опережения, идея совместной деятельности учителей и учеников. Чтение лучшей мировой художественной литературы, театрализация прочитанного, изучение искусства – призваны развивать фантазию ребенка, побуждать к творческой самореализации личности.

Выдающиеся педагоги показывали учительскую работу как особую нравственную миссию взрослого по отношению к ребенку, опыт передачи коллективного сотворчества для обретения нравственного смысла жизни.

 

 

 

В заключении следует сказать, что компьютеризация процесса обучения не должна снимать и нивелировать потребность детского сердца в творении добра, стремлении подражать людям высокого нравственного призвания, видеть в обществе образцы нравственного поведения.

Особо следует говорить о тенденции бюрократизации педагогической профессии как массовой беде.  Завал рядового учителя отчетами и в бумажном и в электронном виде, бесчисленное оформлением педагогической документации съедает рабочее время. Современные реформаторы образования превращают труд учителя в работу статиста. В реальной педагогической практике учителю приходится выбирать между походом на экскурсию с детьми и очередным срочным отчетом. Образовательная деятельность подменяется канцелярскими действиями по ведению отчетной документациию

Перевод  учительства в товарно-денежные отношения, ориентация на создание продукта для продажи на рынке образовательных услуг для российского учительства – это путь обезличивания профессии, самоуничтожения тех великих традиций, которые заложены в педагогической   профессии.

Обучить ребенка только через  компьютерные  технологии – это игнорирование его личности во всем богатстве ее проявления и развития, обязательных ошибках  детского и юношеского возраста, трудной нравственной работе над формированием своей личности, преодоление своей лени, ограниченности, поиск высоких ориентиров и жизненных смыслов. Детство – пора мечтаний, фантазий, познания в школе социальных и нравственных смыслов жизни  в обществе на примере жизни великих людей.

 Передовые компьютерные образовательные технологии всего лишь средство современного массового обучения. Личность ребенка формируется рядом с личностью талантливого учителя.  Еще раз следует напомнить мудрое изречение А. Солженицына

 « Не стоит село без Праведника».  Современному образованию не хватает Праведников в образовании такого масштаба как

 К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А. С. Макаренко,  В.А.  Сухомлинский.

 Не рынок определял появление их педагогического таланта, а внутренняя потребность в реализации своего нравственного долга в обществе.

Уважаемые господа рыночники в образовании и инициаторы бумаготворчества вспомните такую простую и мудрую   совсем не детскую песенку Булата  Шалвовича Окуджавы:

 

Стать богатеем иной норовит,

Золото копит, ночами не спит,

Не все то золото, не все то золото,

Хоть и сверкает и даже звенит…

 

Чистое сердце в дорогу готовь,

Древняя мудрость сгодиться и вновь.

Не покупаются, не покупаются-

Доброе имя, талант и любовь!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»