Кравцов Алексей Олегович
Общество сегодня нуждается «в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, свободно ориентирующихся в сложной социально-экономической и политической ситуации, способных принимать решение и достигать результата в соответствии с поставленной целью, брать на себя ответственность за свои поступки, не ущемляя прав и свобод других».
И это приводит к необходимости формирования социальной активности личности.
Показателем сформированности социальной активности на том или ином этапе ее развития является изменение мотивации, направленность этой мотивации на удовлетворение потребности в социально значимой деятельности и социально ценном общении.
В этой логике проблема формирования гражданской идентичности, выступает в качестве ключевой в рамках реализации Федеральных государственных стандартов второго поколения, ориентированных на достижение национального воспитательного идеала – становления высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.
Важной составляющей этого идеала и выступает гражданская идентичность, которая определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Формирование гражданской идентичностипредполагает формирование следующих структурных компонентов:
Ø когнитивный(познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
Ø эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
Ø ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
Ø поведенческий– участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Вместе с тем практика деятельности, направленной на формирование гражданской идентичность, ключевое внимание сосредотачивает на когнитивном аспекте формирования гражданской идентичности, рассматривая остальные аспекты, как производные от указанного выше. Иными словами, процесс формирования гражданской идентичности основывается на предположении, что наличие необходимых знаний, составляющих когнитивный компонент приведет к позитивному отношению к гражданской принадлежности, ее приятию и проявлению гражданской активности.
Указанный подход приводит к возникновению целого ряда противоречий, таких как:
1. Между уровнем образованности и сформированной нравственной позицией выпускников, с одной стороны, и сложившимися в современном обществе этическими стереотипами, препятствующими адаптации выпускников к социуму, - с другой.
2. Между декларируемыми ценностными ориентациями и ценностным основанием реальной деятельности учащихся и
3. Между использованием, главным образом, традиционных педагогических технологий в процессе воспитания и социализации и необходимостью построения системы личностно-ориентированного, развивающего обучения.
4. В согласовании целей между учащимися и педагогами, учителями и родителями, требованиями современной жизни и уровнем образованности выпускников.
На разрешение указанных противоречий и инновационный проект «Реализация потенциала школьного спортивного клуба в системе формирования гражданской идентичности учащихся».
Школьный спортивный клуб – общественная организация учителей и учащихся, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
Создание школьного спортивного клуба было обусловлено необходимостью вовлечения учащихся в систематический процесс физического самосовершенствования, организации различных форм активного спортивно-оздоровительного отдыха обучающихся, проведения широкой пропаганды здорового образа жизни.
Одним из направлений деятельности клуба является туристско-краеведческая деятельность. Это многоуровневая система разнообразных видов деятельности учащихся и взрослых. Отличительными признаками туристско-краеведческой деятельности являются – передвижение в пространстве, активное взаимодействие с окружающим миром, высокая степень самодеятельности и познавательной активности участников, сочетание умственного и физического труда.
Туристско-краеведческая деятельность учащихся относится к видам деятельности, интенсивно развивающим такие качества как ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
Туристско-краеведческая деятельность способствует развитию у обучающихся лидерских качеств: способность влиять на личность или группу, побуждая их к эффективно работать для достижения поставленных целей.
Включение обучающегося в разных ролях во множество микроколлективов - палатка, дежурная группа, походная группа, команда на соревнованиях, судейская бригада, обучение новичков - дает возможность ему возможность раскрыть свою индивидуальность и творческий потенциал, развивают способность к самореализации в проявлении компетенции и лидерских качеств.
В процессе освоения курса учащимся предстоит значительно расширить и углубить знания и представления об окружающем мире путем участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоление препятствий и обеспечения безопасности.
Основными направлениями деятельности являются:
Ø туристско-краеведческая подготовка
Ø организаторская подготовка
Ø предпоходную подготовку
Ø медицинскую подготовку
Ø туристский бивуак
Ø топография и ориентирование
Ø общественно-полезная, краеведческая и природоохранная деятельность туристов
Ø техника движения и преодоление естественных препятствий
Ø изучение района путешествия
Ø подведение итогов похода.
Специализированная подготовка начинается с 6 класса. К этому возрасту обучающиеся по своим потребностям – стремление к общению и деятельности в кругу ровесников, преодолению трудностей, испытанию себя, самоутверждению - готовы для организации самостоятельной туристско-краеведческой работы в коллективе сверстников.
Социализирующая функция спортивной деятельности содержит в себе:
Ø воспитательный аспект
Ø ценностно-нормативный аспект
Ø связана с формированием индивидуальности личности
Включаясь в огромную сеть социальных контактов, обучающийся готовит себя к успешному выполнению своих социальных обязанностей.
Ценностный аспект спортивной деятельности проявляется также через ее коммуникативные функции, которые способствуют обогащению личности в процессе общения, как на уровне присутствия, так и на уровне действия.
Коммуникативная функция включает в себя аспекты престижа, связанного со стремлением к самоутверждению. Это помогает воспитанию педагогически запущенных детей и подростков, является одним из естественных средств изоляции подростков от вредного влияния улицы. Опыт показывает, что спортивная деятельность является одной из наиболее эффективных средств их перевоспитания, предоставляя широкие возможности для реализации энергии, инициативы, творчества и физических способностей, для проявления лидерства на здоровой основе.
Творческий характер спортивной деятельности связан во многом с тем, что представляет игровую модель соревновательных ситуаций реальной жизни.
Игра связана не только с установившимися правилами, но и с изобретательностью и эстетическими переживаниями. Одной из самых популярных спортивных игр является волейбол. Его отличает богатое и разнообразное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силою, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Секцию волейбола в школьном спортивном клубе могут посещать все желающие при согласии родителей и наличия разрешения от врача. Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе.
Специфика игры в волейбол обусловливает основные направления методики обучения волейболу:
Ø развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча
Ø техническая подготовка, направленная на овладение приемами игры
Для учащихся начальной школы в школьном спортивном клубе работает секция «Подвижные игры». Основные цели секции – воспитание интереса к русским народным играм, воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.
К.Д.Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают как фактор физического развития и воспитания, так и средство духовного формирования личности.
Оздоравливающее, гигиеническое значение игры состоит в интересе и чувстве удовольствия, радости, сопровождающие игру. «В игре дети живут, все житейское отстоит от них в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей силе; в игре вырастает весь облик играющих и их вкусами, наклонностями, умственным складом и дарованиями» Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей школьного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Игра-это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Народные игры актуальны и интересны и сейчас. Народные игры с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, так и в свободное время в кругу семьи.
На занятиях в школьном спортивном клубе ребята с удовольствие играют в такие игры, как: «Удар по веревочке», «Большой мяч», «Шаром в лунку», « Зайки», « Прыганье со связанными ногами», «Без соли соль», «Укротитель диких зверей», «Елы», « В ногу» и др.
Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность побуждает иногда до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры.
Народные игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь народная поэзия, сказки, поговорки, загадки.
Художественная гимнастика – одно из основных средств физического воспитания девочек. Занятия художественной гимнастикой развивают специфические качества такие, как музыкальность, танцевальной, выразительность и творческую активность. В процессе занятий по художественной гимнастике изучаются комбинации упражнений с обручем лентой и скакалкой, мячом. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, совершенствуя себя в физическом и эстетическом отношении. Яркий эмоциональный окрас движений художественной гимнастики в сочетании с музыкальным сопровождением благотворно влияет на психическое состояние занимающихся. Различные ассоциативные представления, лежащие в основе большинства гимнастических движений, позволяют развивать творческое мышление.
На занятиях по художественной гимнастике в основном используется игровой метод. Обширный набор простейших движений, развивающих в первую очередь координационные, музыкально-пластические способности, гибкость.
Основными средствами являются элементы хореографии (у опоры), элементы историко-бытовых танцев (полька, галоп, вальс), простейшие акробатические движения, наиболее естественные формы действия с предметами (лента, скакалка, мяч, обруч). Физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств.
Занятия художественной гимнастикой способствуют воспитанию творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности.
Гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность обучающихся в условиях современного общества.
В школьном спортивном клубе работает секция«Военно-спортивная подготовка» Программа секции включает: основы военных знаний, физическую подготовку, туристскую подготовку.
Занятия в секции способствуют формированию социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к защите и выполнению конституционных обязанностей. Сегодня приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.
На занятиях большое внимание уделяется физическому воспитанию обучающихся, привитию любви к труду и умения трудиться, приобретению обучающимися необходимых военно-прикладных навыков. Стрельба, являясь военно-прикладным видом спорта, способствует развитию личностных качеств, играющих положительную роль в воспитании гармонически развитого гражданина: трудолюбие, настойчивость, выдержка, самообладание, творческая увлечённость, коллективизм.
Обучающиеся имеют возможность освоить все премудрости туристского многоборья - это дает им путевку в большой туризм, на всю жизнь прививает им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию. В рамках занятия внимание акцентируется на технических приемах и средствах передвижения и страховки туристов, преодолевающих указанные препятствия. Организация страховки туристов на горных склонах и переправах через водные препятствия требует от туристов определенных умений и навыков работы с основной и вспомогательной веревкой. В частности туристы должны знать и уметь вязать специальные узлы, позволяющие закрепить веревку на различных опорах, связать веревки, закрепить себя на перильной веревке и в пункте страховки и т.д. Поэтому информация о собственно технике преодоления естественных препятствий предваряется информацией о технике вязки специальных узлов
Программа предусматривает обучение азбуке туризма — сообщение обучающимся начальных сведений по технике преодоления естественных препятствий, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. В воспитании грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы занятий и соревнований. Практически важно после каждого учебно-тренировочного занятия уделяется время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор занятия или соревнований учит учащихся думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время мероприятия. Для руководителя обсуждение — еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характеры, образ мыслей, наклонности.
К эффективным условиям, содействующим воспитанию личности обучающегося, можно отнести условия школьного спортивного клуба, где они могут субъективно свободно общаться друг с другом.
В школьном спортивном клубе:
Ø Четко определены цели
Ø Учитываются психологические особенности возраста
Ø Сконструирована структура - возможность роста каждому обучающемуся; отведено место сопровождающему взрослому
Ø Используются символы, означающие принадлежность обучающегося к клубу (название клуба, эмблема, флаг, форма)
Ø Используются обязательные принципы, способы и формы деятельности
Социализация обучающихся происходит в основных сферах: практическая деятельность, общение, самосознание. Все сферы формируют социально полезные навыки, определяют развитие самосознания не только собственного «Я», но и группового «Мы».
Школьный спортивный клуб благоприятно влияет на здоровье обучающихся, также позволяет им участвовать в соревнованиях, помогает добиваться успеха и поверить в собственные силы.
Концептуальная идея обновления образовательной программы заключается в разработке и реализации инновационной модели спортивного клуба, способного решать наряду с традиционными задачами:
Ø активизация физкультурно-спортивной работы и участие учащихся в спортивной жизни школы;
Ø укрепление здоровья и физическое совершенствование учащихся на основе систематически организованных обязательных внеклассных спортивно-оздоровительных занятий учащихся школы;
Ø закрепление и совершенствование умений и навыков учащихся, полученных на уроках физической культуры, формирование у учащихся жизненно необходимых физических качеств, воспитание общественной активности и трудолюбия, творчества и организаторских способностей;
Ø привлечение к спортивно-массовой работе в клубе известных спортсменов, ветеранов спорта, родителей учащихся школы;
Ø профилактика асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, выработка потребности в здоровом образе жизни
Ø комплекс задач в области социализации учащихся и формировании их гражданской идентичности
Указанная модель базируется на полицентрическом подходе, в логике которого спортивный клуб рассматривается как:
- центр формирования активности и лидерских качеств
- центр системы здоровьесбережения
- центр приобщения к традициям национальной культуры
- центр подготовки к выполнению гражданских обязанностей
- центр расширения образовательного пространства школы
1. Центр формирования социальной активностии лидерских качеств. Участие в акциях ШСК, которые планируется проводить как в школе, так и в городе; участие членов клуба в подготовке соревнований, акций, в привлечении в клуб новых членов, такие качества (принять решение, распределить обязанности в команде) вырабатываются и развиваются и во время таких мероприятий.
2. Центр подготовки к выполнению гражданских обязанностей и военной подготовки. Участие в соревнованиях и мероприятиях военно-патриотической направленности:
Ø соревнования по стрельбе (школьные, районные);
Ø районный и городской этапы соревнований допризывной молодёжи;
Ø соревнования «Юный патриот»;
Ø организация и проведение школьного тура и участие в районном туре военно-спортивной игры «Зарница»;
Ø организация и проведение школьного тура и участие в районном туре соревнований «Школа безопасности».
Ø участие в оборонно-спортивном месячнике, посвящённом «Дню защитника Отечества».
Ø участие в мероприятиях, посвящённых Дням воинской славы.
3. Ядро системы здоровьесбережения.Новый для Кронштадта и интересный для подростков вид спорта – туристское многоборье.
4. Центр расширения образовательного пространства школы. Получение знаний в новых областях, получение дополнительных знаний по истории (русские народные игры, военно-спортивный кружок), географии и истории (туризм, походы, ориентирование), ОБЖ (ориентирование, военно-спортивный кружок). Сотрудничество МЧС, военным комиссариатом, ветеранскими организациями.