Активизация познавательного интереса учащихся
через музейно – воспитательную работу
«В каждом обществе присутствуют представления об идеальном типе человека» М.Вебер, отражающие набор ценных нормативных характеристик, которые даются человеку в определенную историческую эпоху. Эти характеристики идеального типа личности обеспечивают формирование личности как идеального представителя гражданского общества.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающие из основных положений культурно-исторической концепции психического развития ребенка. В контексте культурно-исторического системно-деятельного подхода определены основные задачи и направления развития ребенка. В контексте культурно-исторического системно-деятельного подхода определены основные задачи и направления развития системы образования и воспитания.
1) Приобщение нового поколения к ведущим ценностям мировой и отечественной культуры.
2) Понимание и уважение ценностей иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
3) Формирование гражданина России; осознание себя как гражданина Российского общества, уважающего историю России и несущего ответственность за ее судьбу в современном мире.
4) Активное содействие развитию миролюбия, толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху.
5) Готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к ним, коллективизм.
6) Ответственность за принятые поступки и совершенные действия.
7) Уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения.
В современной педагогике большое значение придается термину «универсальные учебные действия» (УУД), как совокупности способов действий учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, формирование учебных умений, включая организацию учебного процесса.
Одним из способов активизации познавательного интереса учащихся является тесное сотрудничество музея и школы. Многие современные музеи располагают современными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, понимаю и уважению этих ценностей, формированию гражданина России, развитию толе5рантности, социальной адаптации. Музеи помогают развитию и коррекции всех высших психических функций детей, активной интеграции их в обществе.
В своей работе музеи уделяют большое место эстетическому, духовному, нравственному воспитанию ребенка, особенно с проблемами в развитии. Образовательное пространство Санкт-Петербурга, в которое включаются граждане города с юных лет, невозможно представить без музеев. Более того – музей – одна из главных его составляющих. Наши музеи обладают большим потенциалом для духовного формирования и интеллектуального развития ребенка. Музейная педагогика, пришедшая в школу, - большой помощник учителя. Учитель обладает новыми эффективными методами образования и воспитания на основе включения материала, увиденного и познанного на экскурсии в учебно-воспитательный процесс.
Современному учителю необходимо строить свою работу так, чтобы музей ему «был помощником» в образовательном процессе. Но при этом необходимо помнить, что мало привести детей в музей и ждать от них полноценного восприятия информации и помощи музея в формировании гармоничной личности. Необходима кропотливая работа, как перед посещением музея, так и после него.
Опыт показывает, что приобщать детей к музеям необходимо уже на первом году обучения. Для этого необходимо провести определенную подготовительную работу. Выяснить, знают ли дети, что такое музей, кто уже был в музее и в каком, что можно увидеть в музее, как и какие вещи туда попадают; кто работает в музее. После этого можно с детьми пойти в музей. Наиболее адаптированы для первого посещения ДИМ и его филиалы, Улица времени, Нарвская застава, Зоологический музей, музей Инструментов. Эти музеи хороши тем, что экскурсии в них проводятся с включением игровых моментов, т.е. в более доступной и интересной форме.
После посещения музея учителю необходимо провести беседу, чтобы выяснить, что же узнали для себя дети, что им понравилось. Можно провести игру, где дети будут воспроизводить по памяти увиденное; предложить придумать рассказ или сказку об увиденном предмете. Все это способствует развитию памяти, внимания, развивает образное мышление, пополняет словарный запас ребенка.
Также очень полезна может быть игра, в которой ставится задача отгадать, найти аналогичное по знакомым атрибутам, сюжетам. Ответить на вопросы: «На что похоже?», «Где мы это уже видели?». Это способствует развитию аналитического мышления и обогащает ассоциативные представления.
Очень важным моментом после экскурсии является рисование. Оно представляет для детей форму самостоятельной деятельности, которая дает выход двигательной и осязательной функции руки, активизирует восприятие, воображение, творческие возможности. Изобразительная деятельность является важным способом освоения и осознания материала занятий, закрепления зрительных образов, развития зрительной памяти, внимания, наблюдательности. Сам процесс рисования оказывает на детей успокаивающее воздействие. Рисование доставляет детям удовольствие, поэтому надо дать детям возможность полностью выразить в рисунке свои чувства и эмоции.
При посещении музеев реализуются многие образовательные и воспитательные задачи:
- воспитание активного, гармоничного ребенка, развитие его эстетического вкуса, эмоциональной сферы, воображения.
- формирование исторической памяти, ведь многие растут «Иванами, не помнящими родства»;
- помощь в самопознании, выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с другими;
- воспитание музейной культуры, как части общей культуры человека;
- формирование музейными средствами нравственных ориентиров, воспитание толерантного человека;
- музейная педагогика помогает адаптации в окружающем мире;
- помогает более прочному усвоению учебного материала;
- способствует профилактике детского травматизма, ПДД, ППД.
Учителю при включении экскурсий в план воспитательной работы необходимо учитывать:
- готовность музея работать с детьми
- профиль музея, на какой возраст ориентирован
- значение музея в музейной сети города
- предметную направленность
В нашей школе уже традиционно в конце четверти проводятся экскурсии. Все экскурсии условно можно разделить на следующие направления:
1. Культурное наследие Санкт-Петербурга.
2. Была война, была блокада.
3. Профессия, выбираем вместе.
4. Воспитание патриотизма, гражданской ответственности, включающее формирование у учащихся толерантности и активной жизненной позиции.
5. Охрана природы, окружающей среды. Твое здоровье.
6. Учебные экскурсии.
Это деление весьма условно. Ведь любая экскурсия не может быть узконаправленна и соответствовать лишь одному направлению.
Опыт музейно-экскурсионной работы показывает, что приобщать детей к музейным ценностям необходимо уже на первом году обучения. Для этого необходимо провести определённую подготовительную работу – выяснить. Знают ли дети. Что такое музей, кто уже был в музее и каком, что можно увидеть в музее, как и какие вещи туда попадают, кто работает в музее. После этого можно пойти в музей. Наиболее адаптированы для первого посещения такие музеи как ДИМ и его филиалы, Улица Времени в Петропавловской крепости, Нарвская застава, Зоологический музей, музей Инструмента. Эти музеи хороши тем, что при проведении экскурсий включают игровые и интерактивные фрагменты, что делает эти экскурсии более доступными и занимательными.
Следует помнить, что современному учителю необходимо строить свою работу так. Чтобы музей ему «был помощником» в образовательном процессе. Но при этом необходимо помнить, что мало привести детей в музей и ждать от него полноценного восприятия информации и помощи музея в формировании гармонической личности.. Но при этом необходимо помнить, что мало привести детей в музей и ждать от него полноценного восприятия информации и помощи музея в формировании гармонической личности .Современному учителю при подготовке и проведении экскурсий необходимо учитывать готовность музея работать с детьми, профиль музея. На какой возраст он ориентирован. Значение музея в музейной сети города. Предметную направленность.
Ещё раз подчеркну, что музейно-экскурсионная работа значительно расширяет возможности учителя решении задач. Связанных с историческим. Культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты. Ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Всё это делает жизнь ребёнка насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент для познания мира.
Хочу закончить своё выступление словами Д. С. Лихачёва:
«Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»,
Музеи, рекомендованные для посещения
0Культурное наследие Санкт-Петербурга.
Государственный Эрмитаж и его филиалы, Государственный русский музей, Государственный музей городской скульптуры, Музей четырёх соборов (Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Смольный собор, Сампсониевский собор), Елагиноостровский дворец-музей, Юсуповский дворец, Музей истории Аничкова дворца, Музей театрального и музыкального искусства, Музей декоративно-прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественной академии.
Была война, была блокада.
Музей обороны и блокады Ленинграда, музей истории города (Румянцевский особняк), мемориал «Подвигу твоему, Ленинград» (на площади Победы), Пискарёвское мемориальное кладбище, Музей истории войск ордена Ленина Ленинградского военного округа, Музей Ольги Берггольц (школа №340), Народный музей «А музы не молчали» (школа «235), Музей-библиотека «Книги блокадного города», Московский парк Победы.
Профессия, выбираем вместе.
Санкт-Петербургский музей истории профессионального образования, .Музей метро, Центральный музей Октябрьской железной дороги, Малая Октябрьская железная дорога, Музей хлеба, Музей «Мир воды», Музей инструмента, Музей истории ФГУП «Адмиралтейские верфи», Музей истории кирпичного завода «Керамика», Музей истории Обуховского завода, Музей истории Пролетарского завода, постоянная пожарно-техническая выставка им. Б.И. Кончаева. Экскурсии на предприятия ООО «Равиолли», ООО «Чупа-Чупс-Рус», концерн «Кока-Кола», ОАО «Хлебный дом».
Воспитание патриотизма, гражданской ответственности, включающее формирование у учащихся толерантности и активной жизненной позиции.
Детский исторический музей и его филиал на Болотной, «Улица Времени», Музей «Нарвская застава», Государственный музей этнографии народов России, Государственный музей этнографии народов мира (Кунсткамера), Музей милиции, Государственный музей истории религии
Охрана природы, окружающей среды. Твое здоровье.
Ленинградский зоопарк, Планетарий, Центральный музей почвоведения им. В.В.Докучаева, Городской центр медицины (Музей здравоохранения), Петербургский дельфинарий, Детский экологический центр Водоканала, Музей ГАИ, Музей сердца.
Учебные экскурсии.
Всероссийский музей-квартира А.С. Пушкина и его филиалы (музей Н.А. Некрасова, музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени), Музей-квартира П.К. Козлова, Мемориальный музей-квартира академика И.П. Павлова, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Музей «Крейсер Аврора», Музей-ледокол «Красин».
Список литературы.
Е. Первушина. «Музеи Петербурга. Большие и маленькие» М.-СПб, Центрполиграф, 2010
М.С. Зимина, М.Г. Преслицкая, А.К. Тучапский, Т.П. Чепиго. «Санкт-Петербург. Музеи». СПб, КОРОНА принт, 2005, Комитет по образованию Санкт-Петербурга «Музей – школе. Информационно-методический сборник для учителя», СПб, 2004В.Ф. Шубин «Музей и город», АО «Арсис», СПб, 1993,
Т.Н. Панкратова, Т.В. Чумалова, «Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников. Первые шаги в мир культуры», М., ВЛАДОС, 2005, Государственный музей истории религии, издательство музея, 2011, Н.М. Голь «Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Петропавловская крепость», СПб, «Образование-Культура», 1998, Ю. Б. Демиденко, Т.А. Чумак «Труды Государственного музея истории санкт-Петербурга», СПб, Государственный музей истории СПб.