Поурочное тематическое планирование и методические
рекомендации к учебному пособию В.Н. Tростникова
«Лекции по курсу «Основы православной культуры». Части 1 – 3.» Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати», 2009 г. – 432 с.
Федоренко Сергей Александрович,
преподаватель АНО ДПО «Академия инновационных технологий»,
учитель истории ЧОУ «Школа им. Каргеля и Бедекера»
Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка.
Данному учебнику по ОПК дали положительную рецензию игумен Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, действительный член РАЕН и Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор СПБАППО. Приветствовал выход этого учебника известный режиссёр Никита Михалков, президент Российского фонда культуры. Автор этого учебника по ОПК – известный российский философ и писатель Виктор Тростников, до этого издавший фундаментальный труд «Православная цивилизация». Учебник В. Тростникова вышел позже первого издания учебника Бородиной и раньше учебника отца Андрея Кураева. Он принципиально отличается по своей концепции и содержанию от них. Культура рассматривается автором как составная часть цивилизации. Лекции удачно дополняют как предмет истории, так и предмет культурологии.
Данный курс не подходит для преподавания ОПК в 4 – 5 классах общеобразовательных государственных школ. Однако он может быть использован в качестве элективного курса для учащихся 9 – 11 классов школ с гуманитарным профилем обучения. Он приемлем для частных православных гимназий. В одном из подобных учебных заведений – в НОУ «Православная общеобразовательная гимназия святого благоверного великого князя Александра Невского» в 2009/2010 учебном году он был апробирован автором данной разработки в 10 классе.
№ П/П |
Тема раздела |
Тема урока |
Основное содержание изучаемого материала |
Формы контроля |
Тип урока |
|
Тема№1. Исторические корни православной культуры. |
|
|
|
|
1 |
|
Вводное занятие |
1. Что понимается под понятием "культура"? Понятие культуры в широком и узком смысле. 2. Особенности русского фольклора. 3. Понятие о "культурно - историческом типе" Н.Я. Данилевского и "цивилизации" Арнольда Тойнби. 4. Структура цивилизации: ядро (тип верования), питательная мякоть (культура) и защитная скорлупа (государство). 5. Корни и шкала ценностей православной культуры.
|
УО |
беседа |
2 |
|
Путь от шаманизма к эллинизму |
1. Шаманизм - начальная школа человеческого миропознания. 2. Трансформация шаманизма в язычество. 3. Реликтовые формы национальных религий, в основе которых лежит шаманизм - даосизм и синтоизм. 4. Установление единобожия в результате Откровения. Ранний иудаизм Ветхого Завета. 5. Закат древнеизраильской цивилизации. 6. Появление Эллинской цивилизации в Европе.
|
УО, ПР |
Комбинированный урок |
3 |
|
Путь эллинской цивилизации |
1. Ядро эллинской цивилизации – многобожие (для толпы) и метафизика (для аристократии). 2. Гомер. "Илиада" - основа многобожия. 3. Перикл - основатель афинской демократии. 4. Элеаты и Платон - "золотой век" эллинской философии. 5. Александр Македонский (356 - 323гг. до Р.Х.) и распространение Эллинской цивилизации на Восток. 6. Упадок греческого полиса и конец великой философии.
|
УО, СУ |
беседа |
4 |
|
PAXROMANA– идея вселенской миссии |
1. Механическое копирование римлянами многобожия с греческого образца. 2. Конец Римской республики. Замена культа священного и всесильного города Рима культом обожествляемого и всесильного императора, более понятным народу. 3. Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Начало превращения христианства в государственную идеологию.
|
УО, ПР |
Комбинированный урок |
5 |
|
Рождение православной цивилизации.
|
1. Замена христианской цивилизацией языческой цивилизации Римской Империи. Синтез израильского единобожия, греческой метафизики и римской вселенскости. 2. Преображенное единобожие. 3. Преображенное учение элеатов. 4. Преображённое римское мессианство.
|
УО |
беседа |
6 |
|
Основной догмат православия и его духовные плоды. |
1. Символ веры. Основной догмат (главное упование православного верующего) - ядро православной цивилизации. 2. Бог есть любовь. Любовь - коренное и всё остальное определяющее отношение внутри Троицы. 3. Сын - наш Спаситель. Заповеди блаженств из Нагорной проповеди (Мф.5,3 - 11). 4. Царство Небесное и царство земное.
|
УО, СУ, ПР |
Комбинированный урок |
7 |
|
Адаптация Римской Империи к Христианству. |
1. Материализм агонизирующего римского язычества. 2. Нравственная апологетика. Антропный принцип. 3. Появление интереса к Библии.
|
УО, СР, ПР |
Комбинированный урок |
8 |
|
Первые плоды христианизации Римской Империи.
|
1. Наполнение Церкви народной массой. 2. Христиане, укоренённые в вере ещё до Миланского эдикта. 3. Высшая власть.
|
УО |
лекция |
9 |
|
Православие между двух огней.
|
1. "Великое переселение народов". Этнический состав населения, политическое устройство и тип верования. 2. Появление Католической цивилизации. 3. Появление Исламской цивилизации.
|
УО |
лекция |
10 |
|
Христианизация Руси до князя Владимира.
|
1. Духовное пробуждение Руси. 2. Аскольд и Дир: первая попытка крещения Руси. 3. Княгиня Ольга: вторая попытка.
|
УО |
лекция |
11 |
Тема №2. Отличительные особенности Православной культуры.
|
Русские становятся православными. |
1. Последняя четверть века без Церкви. 2. Обращение Владимира и Крещение Руси. 3. Борис и Глеб - первые русские святые.
|
УО, СР |
Комбинированный урок |
12 |
|
Общие законы формирования культуры в рамках конкретной цивилизации. |
1. Триада: дух, душа и тело. Человек - вершина пирамиды творения, синтез её всех этажей. Сопоставление "Шестоднева" с последними данными науки. 2. Первая стадия формирования культуры. Использование готовых культурных форм. 3. Вторая стадия. Расцвет культа и отпочкование от него светской культуры. 4. Третий этап. Светская культура обретает самостоятельность.
|
УО |
лекция |
13 |
|
Зарождение русской православной культуры.
|
1. Крещение Руси. Киевская Митрополия - рядовая епархия Константинопольской Церкви. 2. Репетиция автокефалии. Митрополит Иларион. "Слово о Законе и Благодати". 3. Православный взгляд на верховную власть. 4. Современная классификация форм верховной власти.
|
УО, ПР |
Комбинированный урок |
14 |
|
Дальнейшее формирование русской православной культуры.
|
1. Разгром татаро - монголами ещё недоразвившейся цивилизации средневековой Руси. 2. Продолжение развития русской православной культуры в условиях потери Русью государственного суверенитета. 3. Принцип "симфонии" между Церковью и государством.
|
УО |
лекция |
15 |
|
Место монашества в православной цивилизации.
|
1. Евангельская заповедь любви. 2. Монах изменяет самого себя. Святоотеческая схема восхождения. "Лествица"преподобного Иоанна Лествичника. 3. Как происходит это восхождение: "умная" молитва и восприятие Божественной энергии. 4. Влияние монашества на общество.
|
УО, ПР |
Комбинированный урок |
16 |
|
Православный идеал человека. |
1. Православное учение о человеке. Учение о кенозисе Господа Иисуса Христа. 2. Почему наши предки называли свою землю Святой Русью? 3. Свойства, присущие всем православным святым. 4. Другие качества православной святости, служившие предметом подражания в России.
|
УО, СР |
Комбинированный урок |
17 |
|
Православная эстетика видимых форм. |
1. Воздействие нового типа верования на общество, приводящее к изменению последнего. Формирование "новой твари" - нового типа человека. 2. Архитектура. 3. Обустройство жилого помещения. 4. Изобразительное искусство.
|
УО |
лекция |
18 |
|
Православное отношение к слову. |
1. Творение мира Словом. 2 . Русский язык. 3. "Книжные люди" Руси. 4. Излюбленные сюжеты.
|
УО, ПР |
Комбинированный урок |
19 |
|
Светская русская культура. |
1. Секуляризация русской культуры в начале XVIIIвека. 2. Литература "золотого" века. 3. Литература "серебряного" века. 4. Изобразительное искусство.
|
УО, СР |
Комбинированный урок |
20 |
|
Русская культура XXвека. |
1. Пролетарская культура (Пролеткульт). 2. Советская культура. 3. Постсоветская культура.
|
УО |
лекция |
21 |
Тема №3. Православная культура в лицах и событиях |
Император Константин Великий: получил кесарево и отдал его Богу. |
1. Рим: переход от Республики к Империи. 2. Потеря Римом сакрального статуса города-властелина. Дарование Каракаллой римского гражданства провинциям. 3.Миланский эдикт 313 года: рождение нового духовного ядра.
|
УО, СР, ПР |
Комбинированный урок |
22 |
|
Бог творит историю через людей.
|
1. Земные силы, работающие на Божий Промысел. 2. Церковь, власть и народ: взаимоотношения в истории. Личность святого Иоанна Златоуста. 3. Церковь, власть и народ в современной России.
|
УО, СР, ПР |
Комбинированный урок |
23 |
|
Олегов щит |
1. Понятие "русский". 2. Войны с Византией. 3. Последствия войн: кратковременная и долговременная перспективы. 4. Первичность религии по отношению к культуре в процессе формирования цивилизации.
|
УО, ПР, СУ |
Комбинированный урок |
24 |
|
Вселенские учители, удостоенные титула "Богослов". |
1.У истоков христианского богословия. Иоанн Богослов. Взаимоотношения Отца и Сына. 2. Григорий Богослов - защитник православного Символа веры от арианской ереси. 3. Огромный вклад Симеона Нового Богослова в богопознание.
|
УО |
беседа |
25 |
|
Святитель Иларион. Князь Андрей Боголюбский. |
1. Личность митрополита Илариона: ключевая роль в формировании русской государственности. 2. Репетиция автокефалии. 3. "Слово о Законе и Благодати": истинное христианское чувство чуждо политкорректности. 4. Закон "не с первого раза" при совершении больших сдвигов в общественной или государственной жизни стран и народов. 5. Княжение Андрея Боголюбского (1111-1174): неудачная попытка установить царство.
|
УО |
лекция |
26 |
|
Сердце православной Руси. |
1. Разные пути выхода из феодализма на западе и востоке Европы. 2. Функция Западной Церкви по противостоянию дробления Европы на своей канонической территории. 3. Церковно - государственные отношения на Руси. Иван Калита и Митрополит Пётр.
|
УО |
лекция |
27 |
|
Феномен православного юродства. Василий Блаженный.
|
Основные вопросы содержания учебного материала: 1. Первые сведения о юродстве на христианском Востоке. 2. Первое упоминание о юродстве на Руси. Прокопий Устюжский. 3. Святые юродивые XIV века: Феодор Новгородский, Николай Кочанов, Николай Салос, Максим Московский. 4. Великий московский юродивый Василий Блаженный (XV-XVIвв.).
|
УО |
беседа |
28 |
|
Подвиг Ивана Сусанина.
|
1. Желание Земского Собора 1613 года избрать царём боярина Михаила Романова. Попытка польского отряда захватить или даже убить Михаила и его мать в их деревне Домнино Костромского уезда. 2. Подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего врагов в болото и в ярости убитого ими. 3. Посвящение подвигу Сусанина первой русской оперы мирового уровня. Большевистская корректура оперы. 4. Историческое и историко - философское значение подвига Ивана Сусанина. 5. Монархические черты в русском менталитете.
|
УО |
беседа |
29 |
|
Патриарх Никон.
|
1. Проникновение западных технических новшеств и новых идей в Россию в царствование Алексея Михайловича. 2. Деятельность кружка боголюбцев. Выдвижение Никона. Сближение молодого царя с архимандритом Никоном. 3. Патриаршество Никона. Его влияние на царя в деле присоединения Украины. 4. Активное церковное и монастырское строительство Патриарха Никона. 5. Церковная реформа и последующая судьба Никона.
|
УО |
лекция |
30 |
|
Пётр Великий |
1.Неразгадонность личности Петра в классической русской литературе золотого века. 2.Неопределённость оценки Петра Великого философами и писателями серебряного века. 3.Пётр как создатель Империи. |
УО |
лекция |
31 |
|
Александр Iи Наполеон I: два императора на весах истории |
1.Неизвестный Наполеон – глубоко религиозный католик и полководец-триумфатор. 2.Иной путь императора Александра. 3.Их встреча на полях сражений. 4.Старец Феодор Кузьмич: последний экзамен императора. |
УО |
лекция |
32 |
|
Император Николай Павлович: тот, кто отодвинул масонскую революцию на 90 лет |
1.Император и поэт. 2.Мифы и действительность. 3.Западники и славянофилы. |
УО |
беседа |
33 |
|
Николай Яковлевич Данилевский – недооцененный сын России |
1.Личность мыслителя. 2.Новый взгляд на всю историю человечества. 3. Преодоление славянофильского мечтательства. 4.Человечество. Дикая природа. |
УО |
лекция |
34 |
|
Русский философ Константин Леонтьев: тот, кто понял, куда ведёт «прогресс» |
1.Жизнь и смерть Константина Леонтьева. 2.Познание гибельности «прогресса» на основе эстетического критерия истинности. 3.Составляющие «прогресса». |
УО |
лекция |
35 |
|
Владимир Соловьёв: без него Россия была бы беднее |
1.Самый почвенный западник. 2.Логичное обоснование троичности Бога. 3. «Смысл любви» и «Оправдание добра». 4.Его «София». |
УО |
лекция |
36 |
|
Государь Николай II: путь на Голгофу |
1.Учение ряда православных богословов об «удерживающем». 2.От чего старался уберечь Россию Николай II. |
УО |
беседа |
37 |
|
Метафизика российской революции |
1.Коллективная память о русской революции. 2.С чего в России начался революционный процесс? 3.Вызов эпохи и ответ на него. 4.Создание псевдорелигии. |
УО |
лекция |
38 |
|
Цена Победы |
1.Очередная годовщина как юбилей. 2.Резервы народа. 3.Вклад «духовных военачальников» в Победу. |
УО |
беседа |
39 |
|
Русская святость и российская государственность |
1.Святость Киевской Руси. 2.Святость в Московском Царстве. 3.Святое монашество Российской Империи. |
УО, ПР, РУ |
беседа |
Примечание:
УО – устный опрос ПР – практическая работа СР – самостоятельная работа СУ – сообщение, подготовленное учащимися РУ – защита рефератов, подготовленных учащимися