Кто двигается вперёд в науках,
но отстаёт в нравственности,
тот более идёт назад, чем вперёд.
Аристотель
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”. Умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.
Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень много нужно сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности.
Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.
Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);
- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миромребенка. Задача учителя начальных классов - воспитание души. Таинственная,бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленькогочеловека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.
Один из русских философов И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребёнок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребёнка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.[3,с.38].
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1,с.67].
В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[2,с.65].
Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и нравственного воспитания - формирования моральноактивной личности, способной творчески мыслить, руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях. Необходимо использовать методы активного бучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать правильные собственные решения. [4,с.90].
Как писал,Теодор Рузвельт,«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества».
Библиография
- Щукина, Г.И. Педагогика школы [Текст]/ Под ред.Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
- Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
- Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст]/ Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71.
- Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей[Текст]/ Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.