Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

    Кто двигается вперёд в науках,
но отстаёт в нравственности,
тот более идёт назад, чем вперёд.

 Аристотель

   Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”. Умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.

     Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

   Очень много нужно сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. 

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием, понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

- нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

     Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миромребенка. Задача учителя начальных классов - воспитание души. Таинственная,бездонная, искренняя, непродажная – вот «портрет» души маленькогочеловека. Человека, который смотрит на учителя широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.

   Один из русских философов И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». В семье ребёнок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребёнка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

     Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.[3,с.38].

     Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: 
     Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

    Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

    В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1,с.67].

  В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[2,с.65].

   Таким образом, можно сделать следующие выводы: для того чтобы достичь главной цели обучения и нравственного воспитания - формирования моральноактивной личности, способной творчески мыслить,  руководствоваться знаниями в процессе выбора своего поведения в различных жизненных ситуациях. Необходимо использовать методы активного бучения, которые позволяют ребенку под руководством взрослых достигать новых результатов в своем развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий  нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет  выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретают навыки принимать правильные собственные решения. [4,с.90].

     Как писал,Теодор Рузвельт,«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, —  значит вырастить угрозу для общества».

Библиография

  1. Щукина, Г.И. Педагогика  школы [Текст]/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
  2. Артюхова, И.С. Ценности  и  воспитание [Текст]/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
  3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников [Текст]/ Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71.
  4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей[Текст]/ Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.- 254с.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»