Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ценностные ориентации учащихся, как результат занятий
по военно-патриотическому воспитанию

Даниленко Инна Валерьевна – педагог дополнительного образования детей ГБОУ ДОД «Балтийский берег»

 

Вопросы патриотического воспитания были актуальны всегда, но особенно остро они встают сегодня – в годы перемен, когда рушатся установленные связи и массовое сознание подвергается испытанию новизной. Именно в это время, мы считаем важно не растерять накопленное, не пойти на поводу быстро меняющихся веяний, а чётко осознавая систему способную воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности к системе культурных ценностей, к истории и традициям своей родины, своего государства, деятельной любви к Отечеству. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у обучающихся качеств  гражданина, патриота. Данные качества включают в себя:

  • любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине;
  • чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь;
  • сочуствие, потребность защищать своих близких, других людей, Родину;
  • трудолюбие, решительность;
  • предприимчивость, хозяйственность;
  • уважение к правам и свободам человека, способность и желание выполнять свои обязанности, толерантность.

Все вышеперечисленные качества входят в состав ценностных ориентаций учащихся, которые развиваются в процессе патриотического воспитания, осуществляемого с помощью образовательной программы ГБОУ «Балтийский берег» -  «Формула успеха».

Формирование у детей гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных воспитательных задач и требует для своего решения определённой системы. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта создают различные предпосылки для разработки мероприятий по патриотическому воспитанию.

 

Основные направления программы

 

 

Направление

Цель, задачи

1.Духовно-нравственное

Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2.Гражданско-патриотическое

Воздействует через систему мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

3.Историко-краеведческое

Система занятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

4. Военно-патриотическое

Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания. Идей служения Отечеству, способностей к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

5. Героико-патриотическое

Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

 

         Если целью патриотического воспитания на занятиях по программе «Формула успеха» является формирование личности, обладающей качествами, о которых сказано выше и развитие ценностных ориентаций учащихся ,  то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого-педагогических особенностей школьников.

Для  начальной школы задачи патриотического воспитания включают в себя:

-понятие о большой и малой Родине. Первоначальные знания о её истории, о людях её делающих;

-привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;

-воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе;

-воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.

В среднем звене основными воспитательными задачами ставятся следующие:

- знакомить с историей Родины, её людьми, формировать гордость за Родину, желание заботиться о ней;

-воспитывать интерес к своей родословной, к другим людям;

-формировать понятие о труде на благо Родины;

-воспитывать способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учётом окружающих людей, воспитывать чувство коллективизма.

         Воспитательные задачи старшего возраста включают в себя:

-воспитание стремления к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;

-формирование высокого уровня духовного развития;

-воспитание понимания наивысших ценностей и роли России в судьбах мира;

-воспитание личности гражданина-патриота Родины,  способного встать на защиту государственных интересов страны;

- понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;

-помочь осмыслить свои цели, свою жизненную позицию;

-воспитание способности к взаимодействию с окружающим миром.

Полученные исследования выявили следующие показатели:

  • Степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического  долга;
  • Проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
  • Умение детей сочетать общественные и личные интере
  • Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда, толерантное отношение к своим одноклассникам.

 

         Проводя исследования по ценностным ориентациям учащихся ,как результате занятий по военно-патриотическому воспитанию мы выявили какие ценности они ставят на первое место.

         Во-первых, для них наиболее важной ценностью является хорошее здоровье (на первое место его поставили наибольшее количество учащихся). Но в сознании учеников, здоровье рассматривается как средство достижения "власти и влияния", "материального успеха", "известности", "безопасности и защищённости".

         Второе место разделили -  хорошая работа и счастливая семья. Нам кажется, что причина может быть в следующем: наличие своего дома и родителей, которые поймут и поддержат – это, возможно, именно то, что по-мнению выпускников, обеспечивает молодому человеку чувство безопасности в современных жёстких условиях.

Далее идут хорошее образование, карьера, дружба и счастье близких людей. Выпускники стремятся иметь хороших друзей и быть свободными от жёсткого контроля, они хотят сами определять, что для них наиболее важно в жизни.

         В результате проведённого анализа можно с уверенностью сказать, что наши выпускники мечтают о хорошей работе и счастливой семейной жизни в будущем, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей. Выбор учащихся несёт в себе рациональные пути самоопределения. Успех достигается собственными силами, с помощью полученных знаний, интеллекта и настойчивости.

 

 

АНКЕТА«ВАЖНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

1.  Вы можете сказать про себя, что уже определили свои жизненные цели и планы? (отметьте один ответ)

  1. да, я хорошо их себе представляю
  2. представляю только отчасти
  3. скорее нет, мало думала об этом
  4. нет, живу интересами сегодняшнего дня
  5. затрудняюсь ответить

2 . Попробуйте выбрать из нижеперечисленного то, к чему Вы больше всего стремитесь в жизни? (отметьте не более трех ответов)

  • к личной свободе
  • к жизненному успеху, хорошей карьере
  • к интересной, творческой работе
  • к возможности реализовать свои способности
  • к хорошей семье
  • к счастливой личной жизни
  • к высокому материальному уровню жизни
  • к удовольствиям
  • к славе, известности
  • к самосовершенствованию
  • другое (запишите, что именно!)_______________________________

12     затрудняюсь ответить

3 . Что Вы считаете для себя признаками жизненного успеха?

(отметьте все, что подходит)

  • быть не хуже других
  • выделиться среди всех, иметь что-то, чего нет у других    
  • подняться над своей социальной средой, сделать карьеру
  • достичь материального благополучия, стать богатым
  • стать знаменитым, прославиться
  • реализовать свои таланты, способности
  • другое (запишите, что именно!)_______________________________________________

8                    затрудняюсь ответить

 

4. .Если бы не было необходимости работать для того, чтобы обеспечить себя материально, чем бы  Вы  занялись?

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»