Ценностные ориентации учащихся, как результат занятий
по военно-патриотическому воспитанию
Даниленко Инна Валерьевна – педагог дополнительного образования детей ГБОУ ДОД «Балтийский берег»
Вопросы патриотического воспитания были актуальны всегда, но особенно остро они встают сегодня – в годы перемен, когда рушатся установленные связи и массовое сознание подвергается испытанию новизной. Именно в это время, мы считаем важно не растерять накопленное, не пойти на поводу быстро меняющихся веяний, а чётко осознавая систему способную воспитывать в подрастающем поколении чувство сопричастности к системе культурных ценностей, к истории и традициям своей родины, своего государства, деятельной любви к Отечеству. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у обучающихся качеств гражданина, патриота. Данные качества включают в себя:
- любовь к своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь – к Родине;
- чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь;
- сочуствие, потребность защищать своих близких, других людей, Родину;
- трудолюбие, решительность;
- предприимчивость, хозяйственность;
- уважение к правам и свободам человека, способность и желание выполнять свои обязанности, толерантность.
Все вышеперечисленные качества входят в состав ценностных ориентаций учащихся, которые развиваются в процессе патриотического воспитания, осуществляемого с помощью образовательной программы ГБОУ «Балтийский берег» - «Формула успеха».
Формирование у детей гражданско-патриотических качеств является одной из приоритетных воспитательных задач и требует для своего решения определённой системы. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта создают различные предпосылки для разработки мероприятий по патриотическому воспитанию.
Основные направления программы
Направление |
Цель, задачи |
1.Духовно-нравственное |
Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. |
2.Гражданско-патриотическое |
Воздействует через систему мероприятий по формированию правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. |
3.Историко-краеведческое |
Система занятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе. |
4. Военно-патриотическое |
Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания. Идей служения Отечеству, способностей к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. |
5. Героико-патриотическое |
Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. |
Если целью патриотического воспитания на занятиях по программе «Формула успеха» является формирование личности, обладающей качествами, о которых сказано выше и развитие ценностных ориентаций учащихся , то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого-педагогических особенностей школьников.
Для начальной школы задачи патриотического воспитания включают в себя:
-понятие о большой и малой Родине. Первоначальные знания о её истории, о людях её делающих;
-привитие трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к труду другого человека;
-воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе;
-воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.
В среднем звене основными воспитательными задачами ставятся следующие:
- знакомить с историей Родины, её людьми, формировать гордость за Родину, желание заботиться о ней;
-воспитывать интерес к своей родословной, к другим людям;
-формировать понятие о труде на благо Родины;
-воспитывать способность ориентироваться на другого, соотносить свои действия с учётом окружающих людей, воспитывать чувство коллективизма.
Воспитательные задачи старшего возраста включают в себя:
-воспитание стремления к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;
-формирование высокого уровня духовного развития;
-воспитание понимания наивысших ценностей и роли России в судьбах мира;
-воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;
-помочь осмыслить свои цели, свою жизненную позицию;
-воспитание способности к взаимодействию с окружающим миром.
Полученные исследования выявили следующие показатели:
- Степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга;
- Проявление гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
- Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
- Умение детей сочетать общественные и личные интере
- Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда, толерантное отношение к своим одноклассникам.
Проводя исследования по ценностным ориентациям учащихся ,как результате занятий по военно-патриотическому воспитанию мы выявили какие ценности они ставят на первое место.
Во-первых, для них наиболее важной ценностью является хорошее здоровье (на первое место его поставили наибольшее количество учащихся). Но в сознании учеников, здоровье рассматривается как средство достижения "власти и влияния", "материального успеха", "известности", "безопасности и защищённости".
Второе место разделили - хорошая работа и счастливая семья. Нам кажется, что причина может быть в следующем: наличие своего дома и родителей, которые поймут и поддержат – это, возможно, именно то, что по-мнению выпускников, обеспечивает молодому человеку чувство безопасности в современных жёстких условиях.
Далее идут хорошее образование, карьера, дружба и счастье близких людей. Выпускники стремятся иметь хороших друзей и быть свободными от жёсткого контроля, они хотят сами определять, что для них наиболее важно в жизни.
В результате проведённого анализа можно с уверенностью сказать, что наши выпускники мечтают о хорошей работе и счастливой семейной жизни в будущем, а хорошее здоровье и образование нужны им как средства для достижения этих целей. Выбор учащихся несёт в себе рациональные пути самоопределения. Успех достигается собственными силами, с помощью полученных знаний, интеллекта и настойчивости.
АНКЕТА«ВАЖНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ»
1. Вы можете сказать про себя, что уже определили свои жизненные цели и планы? (отметьте один ответ)
- да, я хорошо их себе представляю
- представляю только отчасти
- скорее нет, мало думала об этом
- нет, живу интересами сегодняшнего дня
- затрудняюсь ответить
2 . Попробуйте выбрать из нижеперечисленного то, к чему Вы больше всего стремитесь в жизни? (отметьте не более трех ответов)
- к личной свободе
- к жизненному успеху, хорошей карьере
- к интересной, творческой работе
- к возможности реализовать свои способности
- к хорошей семье
- к счастливой личной жизни
- к высокому материальному уровню жизни
- к удовольствиям
- к славе, известности
- к самосовершенствованию
- другое (запишите, что именно!)_______________________________
12 затрудняюсь ответить
3 . Что Вы считаете для себя признаками жизненного успеха?
(отметьте все, что подходит)
- быть не хуже других
- выделиться среди всех, иметь что-то, чего нет у других
- подняться над своей социальной средой, сделать карьеру
- достичь материального благополучия, стать богатым
- стать знаменитым, прославиться
- реализовать свои таланты, способности
- другое (запишите, что именно!)_______________________________________________
8 затрудняюсь ответить
4. .Если бы не было необходимости работать для того, чтобы обеспечить себя материально, чем бы Вы занялись?