Патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа формирования социально-значимых ценностей
гражданина России
Адамова Маргарита Владимировна, методист
ГБОУ лицей №623 им. И. П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Кузьмина Светлана Анатольевна,
заместитель директора по НМР ГБОУ лицей №623
им. И. П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга
Патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание учащихсяпризваны способствовать систематизации усилий педагогического коллектива образовательного учреждения и его общественных органов в направлении формирования у учащихся социально-значимых ценностей, патриотического сознания, качеств гражданина, готовности к служению Отечеству. Систематическая и направленная работа в данном направлении будет способствовать минимизации отрицательных последствий негативных внешних воздействий, являющихся следствием кризиса в экономики, социальной дифференциации духовных ценностей, общественного сознания (распространения равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству и социальным институтам, падение престижа военной службы).
Для решения столь сложных и многоплановых проблем в рамках воспитательной системы лицея необходимо следующее:
1) координация деятельности воспитательных мероприятий в лицее по линии администрации, родительского комитета, органов ученического самоуправления, Совета по патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, георгиевской дружины;
2) освоение новых активных форм коллективного воспитательного воздействия, например адресного влияния на формирование патриотического сознания учащихся и их родителей, учителей;
3) более активная реализация воспитательного потенциала ряда учебных предметов, связанных с изучением отечественной истории, культуры и обществоведческих проблем окружающего мира. С этой целью дать представление учащимся в соответствии с их возрастом, о политическом устройстве РФ, его важнейших законах:
· о символах государства: флаге, гербе, гимне России, Санкт-Петербурга, Выборгского района;
· о правах и обязанностях семьянина и гражданина;
· об уважительном отношении к русскому языку, языку межгосударственному, межнационального общения;
· ценностном отношении к своему национальному языку и культуре;
· знакомство с важнейшими событиями истории России, ее народов и национальных героев;
· формирование интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни лицея, районе, Санкт-Петербурга;
4) расширение связи с ветеранами, творческими организациями и союзами, например, музеями лицея, школ района, города, Георгиевским союзом, Советом ветеранов муниципального округа, выборгского района:
· развитие стремления активного участия в делах класса, лицея, семьи, своего района, города;
· уважение защитников Родины, умение отвечать за свои поступки, негативно относиться к нарушениям порядка в классе, лицее, дома.
В основе Программы патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех ступенях общего образования и организуемого в соответствии с ним уклада лицейской жизни лежат следующие принципы:
· ориентации на идеал;
· следования нравственному примеру педагога и других людей, значимых в обществе;
· системно-деятельностной организации воспитания;
· интеграции программ духовно-нравственного развития и воспитания;
· социально-педагогического партнерства;
· индивидуально-личностного развития;
· социальной востребованности воспитания, соединения его с жизнью, реалиями, социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Целью Программы является активизация и развитие системы патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лицея, повышение эффективности реализуемых в его рамках мероприятий.
Задачами Программы являются: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, в сохранении и развитии чувства гордости за свою страну; сознание комплекса принципиально новых подходов, средств, форм, методов патриотического, духовно-нравственного развития, воспитания с учетом современных общественно-политических реалий, потенциала и традиций коллектива лицея; формирование комплексного, нормативного, организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания, повышении компетенции педагогов в вопросах воспитательной работы.
Для достижения поставленных целей и задач необходимы следующие условия: увеличение отдачи учебного процесса в плане формирования государственно-патриотического сознания;создание в лицее собственных методических, информационных, кадровых ресурсов, позволяющих качественно решить задачи патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся; формирование базы для работы по патриотическому оборонно-спортивному и духовно-нравственному развитию и воспитанию (музейные экспозиции, уголки, библиотечные фонды, стенды, инвентарь, оборудование и др.)
Конечными результатами должны стать: достижение понимания педагогическими работниками важности целенаправленного патриотического, духовно нравственного развития и воспитания, в роль того или иного учебного предмета, воспитательных мероприятий в целом: достижение готовности выпускников лицея служению в армии, защите интересов Отечества, принятие ими и следование ценностям российского общества, активной позиции по вопросам отечественных и национальных достижений, святынь и традиций, возрождению духовности, воспитания толерантности.
Для реализации данной программы мы проводим следующие мероприятия патриотического, и духовно нравственных направлений в рамках и памятных исторических дат:
· День Знаний – 1 сентября;
· День памяти святого Александра Невского – покровителя Санкт-Петербурга – 12 сентября:
· Начало, прорыв, снятие блокады Ленинграда (сентябрь, январь, 27 сентября)
· День рождения И.П. Павлова (27 сентября);
· День основания Царскосельского лицея (19 октября);
· День народного единства— 4 ноября;
· День памяти героев – День Георгиевских Кавалеров (25 ноября);
· Рождество Христово – 7 января;
· День святых новомучеников и исповедников Российских – в 2012 году 5 фераля переходящий праздник, отмечается в ближайшее воскресенье к 7-му февралю, а также 17-го июля;
· День Защитника Отечества (23 февраля):
· Международный женский день - 8 марта
· Праздник Светлого Христова Воскресения –Пасха, переходящий праздник
· День Космонавтики (12 апреля);
· Всемирный день здоровья (7 апреля);
· День земли (22 апреля);
· Юбилейные даты жизни и деятельности русских учёных, полководцев, деятелей литературы и искусства;
· День Российского Красного креста (8 мая);
· День Победы – 9 мая;
· Международный день медсестры (12 мая);
· День славянской письменности и культуры – 24 мая;
(22 мая — день святителя Николая Мирликийского, Николая Угодника, Николая Чудотворца, Николай зимний - 19 декабря, Весенний праздник святого называется в народе вешним, травным: "У нас два Николы; один с зимой, другой с травой".)
2. Проведение встреч учащихся с видными деятелями науки, культуры и искусства Санкт-Петербурга и России, ветеранами войны и труда.
3. Проведение массовых патриотических и духовно нравственных мероприятий, дней памяти, уроков мужества, милосердия, доброты, патриотизма, соревнований, смотров.
4. Проведение конкурсов рисунков, поделок, рефератов, стенгазет и других творческих работ по теме показа достижений в науке, искусстве, спорте и военном деле.
5. Организация кружков и секций, ведущих патриотическую работу.
6. Обновление и дополнение, оформление интерьеров, коридоров, вестибюля, кабинетов с целью показать достижения России, её роли в мире.
7. Создание на базе кабинета истории георгиевской комнаты, оборудованной по патриотической тематике.
8. Развитие связей с Военно-Медицинской Академией, Суворовским и Нахимовским училищем, Кадетскими корпусами Санкт-Петербурга, проведение совместных мероприятий, экскурсий, дней открытых дверей, конкурсов, уроков мужества.
9. Проведение концертов для ветеранов войны и труда, конкурсов патриотической песни.
10. Развитие Георгиевского движения, воспитание учащихся на его ритуалах, уставных положениях, пропаганды достижений в учёбе и спорте лучших георгиевцев.
11. Коллективное обсуждение публикаций в средствах массовых информациях по патриотической и духовно-нравственной тематике, прежде всего в газете депутата Марченко «Слово и дело», «Северная Перспектива» и «Мой район».
12. Организация экскурсий, освещающие историю, культурную жизнь, проблемы государственного и военного строительства России.
13. Проведение конкурса среди учителей на лучший проект, программу, методическую разработку по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся, в системе учебной и вне учебной работы.
14. Привлечение внебюджетных средств для решения проблем воспитания, закупке технических средств, дипломов, призов, грамот, книг, сувениров и других подарков.
15. Популяризации в стенной печати, а также на сайте лицея достижений выпускников лицея, находящихся на военной или государственной службе.
16. Участие учащихся лицея в районных и городских военно-спортивных конкурсах, соревнованиях
17. Проведение походов, экскурсий по местам боев, посещение военно-исторических музеев Санкт-Петербурга, участие в благоустройстве мест захоронения воинов Великой Отечественной войны.
18. Воспитание уважения к государственным символам России, Санкт-Петербурга: флагу, гимну, геральдическое описание, история создания и принятия, знание слов гимна и авторов.
19. Создание сборника методических статей педагогов лицея «Формирование патриотического, духовно-нравственного развития сознания учащихся, опыт и достижения».
20. Проведение серий семинаров, совещаний с их классными наставниками и учителями, родительских собраний, конференций по проблемам патриотического и духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г.
2. Закон об Конституция РФ.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
4. Национальная доктрина образования РФ.
5. Программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России 2011г.
7. Патриотическое воспитание в школе. И. Агапова, М. Давыдова. М. 2002.
8. Исторические вечера в школе. Т.И. Гончарова, М.1999г.
9. Гражданско-правовое воспитание в 6-7 классе, Российская Государственность. Беседы, классные часы, праздники, игры, награждения. 2007.
10.Фестиваль педагогических идей 2004-2005г.
Патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся как основа формирования социально-значимых ценностей
гражданина России
Адамова Маргарита Владимировна, методист
ГБОУ лицей №623 им. И. П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Кузьмина Светлана Анатольевна,
заместитель директора по НМР ГБОУ лицей №623
им. И. П. Павлова Выборгского района Санкт-Петербурга
Патриотическое и духовно-нравственное развитие и воспитание учащихсяпризваны способствовать систематизации усилий педагогического коллектива образовательного учреждения и его общественных органов в направлении формирования у учащихся социально-значимых ценностей, патриотического сознания, качеств гражданина, готовности к служению Отечеству. Систематическая и направленная работа в данном направлении будет способствовать минимизации отрицательных последствий негативных внешних воздействий, являющихся следствием кризиса в экономики, социальной дифференциации духовных ценностей, общественного сознания (распространения равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государству и социальным институтам, падение престижа военной службы).
Для решения столь сложных и многоплановых проблем в рамках воспитательной системы лицея необходимо следующее:
1) координация деятельности воспитательных мероприятий в лицее по линии администрации, родительского комитета, органов ученического самоуправления, Совета по патриотическому и духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, георгиевской дружины;
2) освоение новых активных форм коллективного воспитательного воздействия, например адресного влияния на формирование патриотического сознания учащихся и их родителей, учителей;
3) более активная реализация воспитательного потенциала ряда учебных предметов, связанных с изучением отечественной истории, культуры и обществоведческих проблем окружающего мира. С этой целью дать представление учащимся в соответствии с их возрастом, о политическом устройстве РФ, его важнейших законах:
· о символах государства: флаге, гербе, гимне России, Санкт-Петербурга, Выборгского района;
· о правах и обязанностях семьянина и гражданина;
· об уважительном отношении к русскому языку, языку межгосударственному, межнационального общения;
· ценностном отношении к своему национальному языку и культуре;
· знакомство с важнейшими событиями истории России, ее народов и национальных героев;
· формирование интереса к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни лицея, районе, Санкт-Петербурга;
4) расширение связи с ветеранами, творческими организациями и союзами, например, музеями лицея, школ района, города, Георгиевским союзом, Советом ветеранов муниципального округа, выборгского района:
· развитие стремления активного участия в делах класса, лицея, семьи, своего района, города;
· уважение защитников Родины, умение отвечать за свои поступки, негативно относиться к нарушениям порядка в классе, лицее, дома.
В основе Программы патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на всех ступенях общего образования и организуемого в соответствии с ним уклада лицейской жизни лежат следующие принципы:
· ориентации на идеал;
· следования нравственному примеру педагога и других людей, значимых в обществе;
· системно-деятельностной организации воспитания;
· интеграции программ духовно-нравственного развития и воспитания;
· социально-педагогического партнерства;
· индивидуально-личностного развития;
· социальной востребованности воспитания, соединения его с жизнью, реалиями, социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Целью Программы является активизация и развитие системы патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лицея, повышение эффективности реализуемых в его рамках мероприятий.
Задачами Программы являются: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, в сохранении и развитии чувства гордости за свою страну; сознание комплекса принципиально новых подходов, средств, форм, методов патриотического, духовно-нравственного развития, воспитания с учетом современных общественно-политических реалий, потенциала и традиций коллектива лицея; формирование комплексного, нормативного, организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического, духовно-нравственного развития и воспитания, повышении компетенции педагогов в вопросах воспитательной работы.
Для достижения поставленных целей и задач необходимы следующие условия: увеличение отдачи учебного процесса в плане формирования государственно-патриотического сознания;создание в лицее собственных методических, информационных, кадровых ресурсов, позволяющих качественно решить задачи патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся; формирование базы для работы по патриотическому оборонно-спортивному и духовно-нравственному развитию и воспитанию (музейные экспозиции, уголки, библиотечные фонды, стенды, инвентарь, оборудование и др.)
Конечными результатами должны стать: достижение понимания педагогическими работниками важности целенаправленного патриотического, духовно нравственного развития и воспитания, в роль того или иного учебного предмета, воспитательных мероприятий в целом: достижение готовности выпускников лицея служению в армии, защите интересов Отечества, принятие ими и следование ценностям российского общества, активной позиции по вопросам отечественных и национальных достижений, святынь и традиций, возрождению духовности, воспитания толерантности.
Для реализации данной программы мы проводим следующие мероприятия патриотического, и духовно нравственных направлений в рамках и памятных исторических дат:
· День Знаний – 1 сентября;
· День памяти святого Александра Невского – покровителя Санкт-Петербурга – 12 сентября:
· Начало, прорыв, снятие блокады Ленинграда (сентябрь, январь, 27 сентября)
· День рождения И.П. Павлова (27 сентября);
· День основания Царскосельского лицея (19 октября);
· День народного единства— 4 ноября;
· День памяти героев – День Георгиевских Кавалеров (25 ноября);
· Рождество Христово – 7 января;
· День святых новомучеников и исповедников Российских – в 2012 году 5 фераля переходящий праздник, отмечается в ближайшее воскресенье к 7-му февралю, а также 17-го июля;
· День Защитника Отечества (23 февраля):
· Международный женский день - 8 марта
· Праздник Светлого Христова Воскресения –Пасха, переходящий праздник
· День Космонавтики (12 апреля);
· Всемирный день здоровья (7 апреля);
· День земли (22 апреля);
· Юбилейные даты жизни и деятельности русских учёных, полководцев, деятелей литературы и искусства;
· День Российского Красного креста (8 мая);
· День Победы – 9 мая;
· Международный день медсестры (12 мая);
· День славянской письменности и культуры – 24 мая;
(22 мая — день святителя Николая Мирликийского, Николая Угодника, Николая Чудотворца, Николай зимний - 19 декабря, Весенний праздник святого называется в народе вешним, травным: "У нас два Николы; один с зимой, другой с травой".)
2. Проведение встреч учащихся с видными деятелями науки, культуры и искусства Санкт-Петербурга и России, ветеранами войны и труда.
3. Проведение массовых патриотических и духовно нравственных мероприятий, дней памяти, уроков мужества, милосердия, доброты, патриотизма, соревнований, смотров.
4. Проведение конкурсов рисунков, поделок, рефератов, стенгазет и других творческих работ по теме показа достижений в науке, искусстве, спорте и военном деле.
5. Организация кружков и секций, ведущих патриотическую работу.
6. Обновление и дополнение, оформление интерьеров, коридоров, вестибюля, кабинетов с целью показать достижения России, её роли в мире.
7. Создание на базе кабинета истории георгиевской комнаты, оборудованной по патриотической тематике.
8. Развитие связей с Военно-Медицинской Академией, Суворовским и Нахимовским училищем, Кадетскими корпусами Санкт-Петербурга, проведение совместных мероприятий, экскурсий, дней открытых дверей, конкурсов, уроков мужества.
9. Проведение концертов для ветеранов войны и труда, конкурсов патриотической песни.
10. Развитие Георгиевского движения, воспитание учащихся на его ритуалах, уставных положениях, пропаганды достижений в учёбе и спорте лучших георгиевцев.
11. Коллективное обсуждение публикаций в средствах массовых информациях по патриотической и духовно-нравственной тематике, прежде всего в газете депутата Марченко «Слово и дело», «Северная Перспектива» и «Мой район».
12. Организация экскурсий, освещающие историю, культурную жизнь, проблемы государственного и военного строительства России.
13. Проведение конкурса среди учителей на лучший проект, программу, методическую разработку по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся, в системе учебной и вне учебной работы.
14. Привлечение внебюджетных средств для решения проблем воспитания, закупке технических средств, дипломов, призов, грамот, книг, сувениров и других подарков.
15. Популяризации в стенной печати, а также на сайте лицея достижений выпускников лицея, находящихся на военной или государственной службе.
16. Участие учащихся лицея в районных и городских военно-спортивных конкурсах, соревнованиях
17. Проведение походов, экскурсий по местам боев, посещение военно-исторических музеев Санкт-Петербурга, участие в благоустройстве мест захоронения воинов Великой Отечественной войны.
18. Воспитание уважения к государственным символам России, Санкт-Петербурга: флагу, гимну, геральдическое описание, история создания и принятия, знание слов гимна и авторов.
19. Создание сборника методических статей педагогов лицея «Формирование патриотического, духовно-нравственного развития сознания учащихся, опыт и достижения».
20. Проведение серий семинаров, совещаний с их классными наставниками и учителями, родительских собраний, конференций по проблемам патриотического и духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012 г.
2. Закон об Конституция РФ.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
4. Национальная доктрина образования РФ.
5. Программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания граждан России 2011г.
7. Патриотическое воспитание в школе. И. Агапова, М. Давыдова. М. 2002.
8. Исторические вечера в школе. Т.И. Гончарова, М.1999г.
9. Гражданско-правовое воспитание в 6-7 классе, Российская Государственность. Беседы, классные часы, праздники, игры, награждения. 2007.
10.Фестиваль педагогических идей 2004-2005г.