Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие речи детей через ознакомление с народным декоративно- прикладным искусством.

Калиновская Елена Георгиевна

Статья

       Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Воспитатель не только дает детям определенный объем знаний о промыслах, но и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий.

      При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретают навыки творческого преобразования, вкладывают свои впечатления в рисунок или слепок. Развивается внимание, память, представления, фантазия, способность к поиску и освоению средств графического выражения. Кроме того, развивается глазомер, цветоощущение, форморазличение, тактильная чувствительность, ловкость рук. Важно учитывать, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника изображения, тем активнее развивается художественное творчество детей. Но самое главное, что изучение и изготовление изделий декоративно – прикладного искусства приобщает ребенка к высшим человеческим идеалам, к наследию мировой культуры и искусству, воспитывает душу ребенка.

      Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи ребенка. Можно составлять описательные рассказы про игрушки (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрешки). При изготовлении игрушек, составлении плана работы дети проговаривают свои действия - развивается связная речь детей; дети учатся сравнивать, описывать, выражать свои чувства -  увеличивается словарный запас детей, формируется грамматический строй речи.

      Словарный запас детей расширяется и активизируется за счет новых слов и углубления представлений дошкольников о народном искусстве. Активизируются в речи детей и слова, обозначающие качества, свойства, признаки предметов и материалов, из которых они сделаны. После прослушивания сказки или рассказа дети подбирают глаголы, раскрывающие действия персонажа, оречевляют свои действия при выполнении работы. Через простые игры легко и весело вводятся в словарный запас ребенка и закрепляются простые антонимы (веселый – грустный, мокрый – сухой, высокий – низкий, толстый – тонкий, класть – брать, строить – ломать, светло – темно и т.д.)  С 5 лет в игровой форме, возможно, закреплять и расширять и словарь синонимов. Работа с синонимами напрямую связана с умением ребенка более точно подбирать слова для выражения мысли (например: влажный– мокрый), для передачи эмоциональной окраски (например: красивый – великолепный). Развивается и грамматический строй речи. Дети учатся правильному употреблению предлогов (например: бабочка летит над цветком, жук сидит на листочке и т.д.). Правильное владение предлогами не только способствует закреплению ребенка ориентироваться на листе бумаги, но и упражняет его в умении распространять простые предложения, пользоваться более сложными конструкциями предложений. При подготовке к выполнению изделия, возможно, провести работу по закреплению умений ребенка употреблять имена существительные во множественном числе (например: одна тарелка – много тарелок, одна матрешка – много матрешек и т.д.).

        Поскольку каждое занятие начинается с предварительной беседы, показа, сопровождающегося словесной инструкцией, и в конце работы проводится обсуждение, сравнительный анализ и подведение итогов, то упражнения по развитию речи легко включаются в системную работу, проводятся с большим интересом для детей  и имеют положительный результат.

      При знакомстве и закреплении знаний детей о народных росписях возможно использование мнемотабиц. Мнемотаблицы помогают детям лучше усвоить следующее: материал, используемый в работе, последовательность действий мастера, использование цветовых сочетаний, характерный для данного промысла, закрепить основные элементы росписи. Мномотаблицы возможно использовать для детей разного возраста. Дети старшей и подготовительной  групп могут самостоятельно прочитать название росписи и сделать фонематический анализ слова. С опорой на мнемотаблицу дети могут составить рассказ о данной росписи, что способствует развитию связной речи детей, развивает мышление и воображение.

      Таким образом, на занятиях по народному декоративно прикладному искусству ведется и активное развитие речи детей.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»