Познай себя, учись учиться, жить среди людей
Омельчук Людмила Анатольевна
"Нелегок путь заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей,
Работа эта быть среди людей".
Мы живём среди людей. Все они разные по возрасту, по характеру, по статусу и мн.др. Умение жить среди людей требует от нас, прежде всего доброжелательности, внимания и уважения к человеческой личности. Человек наделен разумом и способен познавать мир, себя, давать оценку своим действиям и действиям окружающих. К далеким историческим источникам относятся возникновения правил вежливости, которые определяют формы: выражения, общения и отношения людей друг к другу, всё это и есть нравственные ценности. Мораль же имеет идейную основу, которая отражает уровень познания человеком окружающего мира и самого себя. Идейным содержанием морали является определение системы жизненных ценностей по отношению, к которым устанавливается, что есть "хорошо", а что есть "плохо", что есть "добро", а что "зло". Ещё мораль определяет линию действия человека в разных жизненных ситуациях, подход к осознанному совершению тех или иных поступков. Если поступки человека не соответствуют усвоенным им нравственным принципам, то это вызывает внутренний конфликт - человек чувствует угрызение совести. А совесть выполняет роль, судьи оценивающего поступки человека на их соответствие добру. Ну а если нравственные ценности ещё не осознанны человеком и его поведение не основывается на нравственных принципах, тогда уяснить человеку соответствие или несоответствие его поведение добру - помогает нравственная оценка окружающих людей - виде одобрения или осуждения, т.е. общественное мнение. Мораль именно тогда становится результатом жизни общества, когда она превращается в компонент общественного сознания, когда её ценности и принципы исповедуются многими людьми и становятся общепринятыми. Человека же нарушающего моральные принципы - общество отторгает, а люди, следующие моральным принципам, находят у окружающих одобрение и поддержку. Для того чтобы семейная жизнь была счастливая, чтобы в коллективе дружно и хорошо работалось - люди должны быть внимательными и вежливыми друг к другу. Необходимо уметь учитывать интересы окружающих нас людей и считаться с ними. Хорошо известная всем пословица,'о том, что ничего не стоит нам так дёшево и ценится так дорого, как Вежливость. Вежливый - это всегда культурный и тактичный человек. (Такт - это чувство меры). Быть тактичным, значит чувствовать настроение окружающих, в зависимости от индивидуальности находить ту или иную форму общения.
К педагогическому такту -относится умение осуществлять контакты с людьми таким образом, чтобы не создавать для них неудобства - дискомфорта. В педагогической деятельности, в которой иной раз нужна жёсткая требовательность к воспитаннику, тактичность необходимо проявлять с уважением к личности воспитанника. Педагог должен требовательность сочетать с уважением к личности воспитанника, что означает не допускать грубости или оскорбительных действий словом, жестом и т.д. Необходимо помнить:
"все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг к другу в духе братства";
"Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную
неприкосновенность ". (из всеобщей Декларации Прав человека)
Педагог должен воспитывать в себе и детях внимательное отношение к окружающим нас людям.
Умейте строить отношения на равных, а не с позиции "с верху". Ведите себя так, чтобы окружающие имели основание относиться к вам с уважением "жить в мире с людьми и миром".
Человек может быть не воспитанным, глупым или агрессивным, но чем меньше вас это будет задевать, и раздражать, тем талантливей вы, как собеседник. Принимайте его таким, каков он есть, а самое высокое, поймите, полюбите его, постарайтесь, чтобы он вам понравился, а когда это произойдет, не скрывайте этого, ищите то, что вас сближает, не лицемерьте - плохая черта. "Старайтесь не побеждать, а прийти к истине и миру". Нравитесь вы кому-то или нет, это не главное, главное чтобы люди нравились вам. Плохих людей - нет, есть люди, на которых у нас просто не хватает душевной мощности. Чаще включайте душевное зрение, создавайте атмосферу тепла вокруг себя. Будьте живыми и зрячими. Смотрите вежливым и добрым взглядом на живой мир. Через отношение к себе и друг другу, мы познаём себя, людей, мир, в котором живём и находим своё место, среди людей в этом мире.
"Статую красит вид, а человека деяния его ". /Пифагор/
Быть приветливым к людям. Улыбаться - хорошее качество человека, это качество располагает к себе людей. Улыбка в Америке - считается служебной обязанностью. Тот, кто не хочет или не умеет улыбаться, то зачастую теряет своё рабочее место. Правило, которому надо следовать: "не обращать внимания на невзгоды, а плохое настроение - оставлять только для себя, чтобы они не читались на вашем лице".
Только улыбка украшает человека, потому что настоящая улыбка идет от сердца, а неискренность сразу заметна. На лице улыбка "обязательная", выглядит как гримаса. Только сердечный смех и улыбка - "хорошее расположение духа" украшают всех без исключения. Хорошее расположение духа - означает, что человек находится в согласии с самим собой, его действия и поступки не противоречат голосу совести, а люди, чьё мнение для него особо значимо, относятся к нему с уважением, любовью. Это и есть доброжелательное отношение к людям и оно ни как не совместимо с завистью, злобой, ненавистью. Тот, кто желает зла другим, наносит себе вред, разрушая себе психику, истощая нервную систему. Человек, в котором кипит злоба, не способен радоваться жизни. Ненавидя кого-то, он ждёт ответной злобы и ненависти. Мир окрашивается для него в тёмные цвета. Только миролюбие, бережное, уважительное, деликатное отношение к окружающим помогает человеку жить в согласии с окружающими его людьми. Существует очень много правил о том, как научиться жить в обществе среди людей, о любви к ним и любви к себе, чтобы познать себя, а начинать надо с себя. Ведь всё что нужно знать о себе: "Я, человек - личность. Неповторимое, единственное творение. Только Я могу так радоваться, мечтать, огорчаться и творить. Но Я не одинок, вокруг меня живут люди - это счастье. Каждый из них тоже неповторимая личность. Необходимо себя любить и верить в себя. А если себя любить будешь много, ты дашь себе любви - столько, что не надо будет тянуть с других, а сам сможешь её щедро раздавать". Пусть каждое утро вместе с Вами просыпается установка: "Я славная, добрая, всеми любимая".
Вас любят потому, что любить вас легко, вы открыты к восприятию доброго к себе отношения людей. А душевно здоровый человек не просто верит, он знает, что всегда и, безусловно, достоин уважения и любви. Человек, не уважающий и не ценящий себя не должен ждать уважения от окружающих. Живите в согласии с собой и людьми. Не будьте суетливы, искорените ложь. Будьте честными и приветливыми, шире развивайте чувство благородства и в общении с людьми будьте вежливы и просты. Умейте прощать и отвечать любовью на ненависть, только этим качеством можно побеждать недоброжелательных людей. Умейте чувствовать радость жизни, цените её. Жизнь - это высшее благо человека.
"Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет ничего". /Л.Н.Толстой/
Какое благо видеть окружающий мир, слышать его звуки, ходить, бегать, ощущать силу и просто дышать. Кроме всего этого, человеку дана радость чувствовать всю красоту мира и радость познания. А с чем можно сравнить радость от общения с близкими и родными, любимыми вам людьми. Жизнь должна протекать через нас во всём своём блеске и силе, потому что жизнь и любовь это могущественная сила, благодаря которой существует все во Вселенной. Любовь это сила, правящая миром и всё, что делается для неё, обладает силой мирового закона. Пусть Ваша жизнь станет лугом радости для других. Отыскивайте в своей душе алмазы, которые Вы смогли бы положить в сокровищницу общего блага.
Развивайте в себе и воспитанниках как можно больше чуткости, любви и понимания к окружающим людям. Пусть душа Ваша станет зеркалом, отражающим щедрость и многогранность творческого гения природы. Шире открывайте своё восприятие через искусство: любите читать, рассматривать картины, слушать музыку, знайте и любите город, будьте в курсе самых интересных событий и мн.др. - всё это поможет вам быть на высоте и всегда найдется тема для разговора. А гармоничное общение возможно только в том случае, если каждый человек будет считаться с окружающими, а не говорить и делать то, что ему придёт в голову.
Помня эти не хитрые правила, необходимо стараться следовать им. И вскоре вы убедитесь, что окружающие станут уважать Вас и прислушиваться к Вашему мнению.
Всю свою жизнь необходимо трудиться над совершенствованием себя, постоянно держа перед собой свечку "совести" и проверять себя на чистоту отношений к людям, среди которых живёшь и к миру. С любовью, знанием и красотой идите к людям, и с ними стройте жизнь светлую, счастливую полную неустанного труда и радости.
Воспитывая детей, мы должны любить их всем сердцем, всей душой. Стремиться познавать тайны детских душ, т.к. они очень чувствительны к добру и злу. Конечно, любить их легко, когда они приносят только радости и послушны, но ведь они бывают разными: лгут, дерутся, врут, совершают разные поступки - одним словом огорчают нас, но, несмотря на всё это мы обязаны их любить, просто за то, что они есть, за то, что они "наши". Они заслуживают уважения, понимания и доверия. А как приятно быть с детьми - в светлой, детской атмосфере ласковых ощущений, весёлого задорного смеха, удивлений, обид и радостей.
Не надо забывать о том, что дети "наши" - следующее поколение, нужно верить в то, что они будут в чём-то лучше нас, умнее и добрее. И, конечно же, подход к детям должен быть как к человеку "завтрашнего дня". Важнейшим периодом человеческой жизни являются школьные годы, подготовка к жизни: яркая, самобытная, настоящая, неповторимая жизнь. И от того, как она пройдет, и что мы сумеем вложить в их детский разум и сердце из окружающего мира, будет зависить, каким человеком станет наш сегодняшний воспитанник.
В условиях переживания нашим обществом дегомунизации - нам необходимо использовать факторы воспитательного, нравственного и эмоционального воздействия на личность ребёнка. Воспитание нравственных навыков - одно из важнейших звеньев формирования правильного поведения у нынешних детей, которое складывается из нравственных привычек, отражающихся, прежде всего на культуре поведения, внешнем виде, культуре речи, умении обращаться с окружающими их людьми.
В своей работе главным направлением я беру нравственное воспитание, опираясь на мораль гуманного отношения к окружающим. А для гуманной морали важнейшим принципом являются: ответственное отношение к жизни, здоровью, защита свободы, чести и достоинства, развитие индивидуальности, творческого потенциала, уважение к другим людям, миролюбие, стремление к взаимопониманию и милосердие. Я стараюсь не выделять детей на "плохих" и "хороших". Каждый прожитый мною день в школе, стараюсь проводить осмысленно, стремлюсь, чтобы общение детей со мной вселяло в них радость и оптимизм.
В решении различных вопросов мне помогает программа воспитательных занятий, она составлена грамотно и интересно. В неё входят занятия по направлениям: "Природа и Я", "Народное творчество", "Я - Петербуржец" "Этикет,ПДД... Занятия эти направлены на то, чтобы помогать умению детей взаимодействовать с городом, окружающими людьми, чувствовать себя Петербуржцами, быть культурными, знать и любить свой город, природу, беречь её, быть всесторонне развитыми. Занятия увлекательны и помогают в воспитательных целях. Основной целью является создание условий для духовно-целостной и практической ориентации школьников, а так же способствование их нравственному и эстетическому воспитанию.
Так же в своей работе я использую замечательную книгу - «Учимся думать о себе и о других". Она хороша тем, что в ней подобран интересный материал для проведения всевозможных бесед. Книга помогает в решении вопросов нравственного воспитания. Она является для нас с учителем "настольной". Беседуя с детьми о насущных жизненных вопросах, мы объясняем им, что значат такие понятия как "мораль" человека.
Но прежде чем им объяснить, необходимо самой понимать суть этих понятий. И книга в этом помогает.
В ходе очередной нравственной беседы "Как жить в согласии с собой и с другим людьми", я предложила детям написать, что каждый из них понимает под тем, что значит "быть хорошим человеком". И вот, что у нас получилось: Прежде всего, прозвучало:
- надо быть вежливым и добрым к людям;
- уметь понимать и жалеть друг друга;
- уважать и любить своих товарищей;
- не обзываться и не ругаться;
- быть честным и трудолюбивым;
- уважать старших и не обижать младших.
Это пока лишь то малое, что написали ребята, но, на мой взгляд - это самое главное. Если мы научим детей понимать и осознавать ценности, умению жить среди людей, то воспитаем в них хороших людей, у них появятся желание пополнять свои знания о городе и о людях, среди которых они живут.
Хочется отметить, что по сравнению с прошлым годом, дети стали более организованными, сформировался сплочённый коллектив на доброжелательных отношениях друг к другу, расширилась у детей сфера связей и отношений, дети умеют ориентироваться в таких понятиях, как что "хорошо" и что "плохо", разрешают многие конфликты самостоятельно, стараются следить за речью. Одним словом стали добрее, мягче, отходчивее и дружелюбнее. Есть еще некоторые проблемы с поведением. Провожу беседы с детьми, родителями. Большое влияние оказывает круг общения вне школы, но и здесь приходится искать и находить пути их решения.
Воспитание нравственности, которое, актуально в наше время, не преподаётся, нравственность формируется в процессе всей человеческой жизни. Её ещё можно сравнить с грамматикой, зная хорошо правила морали, часто забываем, удобно для себя трактуем, и не всегда хотим применять их в жизнь.