Грищенко Елена Николаевна
Мы живем в стремительно меняющимся и развивающемся мире. Каждый день перед нами проходит калейдоскоп событий, происшествий, военных и национальных конфликтов, политических и военных переворотов. Огромный поток информации обрушивается на нас (в том числе на детей) ежедневно, ежечасно.
Даже взрослому человеку не всегда понятна суть этих событий и явлений, не говоря уже о подростках, чье представление о добре и зле, о своем месте в обществе и участии в жизни этого общества еще не сформировано.
Терроризм, экстремизм, крайние проявления национализма, ксенофобии, преступность, алкоголизм, наркомания, насилие – вот основные угрозы, с которыми мы сталкиваемся в начале XXIвека, с которыми сталкиваются наши дети.
Я хочу, что бы молодое поколение убедилось в том, что насилие, экстремизм, ксенофобия - это путь в никуда, это горе, страдания близких людей, смерть. Я хочу, чтобы они выбрали мир, решение всех конфликтов мирным путем, без насилия.
А для этого они должны уметь строить отношения друг с другом, с окружающими людьми, с представителями других культур на основе, в первую очередь, толерантности.
Я не случайно выбрала эту тему своей воспитательной деятельности «Воспитывая толерантную личность – воспитываем гражданина», т.к. нетерпимость через СМИ, через агрессивно-настроенное социальное окружение проникают в детскую среду, находя в ней живой отклик.
Деятельность учителя направлена в первую очередь на воспитание личности, обладающей толерантными качествами. Именно толерантная личность может успешно реализовать себя в школьной деятельности а, впоследствии, стать личностью с активной гражданской позицией, гражданином в высоком понимании этого слова.
Для меня примером такого гражданина является А. Д. Сахаров
Школа должна стать территорией ненасилия, свободы, толерантности.
Более того, школа призвана стать центром широкого воспитательного пространства, где должна происходить ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка, где дети самостоятельно и добровольно выберут сотрудничество с взрослыми и доброжелательные, неконфликтные взаимоотношения со своими сверстниками.
Я исхожу из того, что толерантность – это норма жизни, нравственный закон, который должен соблюдаться каждым членом общества.
Возраст воспитания толерантности – подростковый.
Я рассматриваю толерантность не только по отношению к представителям других культур, но и по отношению друг к другу и окружающим людям.
Подростковый возраст избран не случайно, т.к. он характерезуеться эгоцентрическими установками сознания. Подростки видят мир через призму только своих интересов.
Толерантность предполагает видеть в другом именно другого – носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознания его права быть другим.
Именно в подростковом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека.
Идет поиск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамками ближайшего социума, потребность во взаимопонимании с окружающим миром заставляет подростка впервые столкнуться с иными культурами.
Нравственные показатели – составляющие понятия гражданин
Истинный гражданин – это нравственный человек. Именно нравственные показатели являются составляющими понятия гражданин.
Воспитывая личность, обладающую толерантными качествами, мы воспитываем нравственную личность, а значит гражданина с активной жизненной позицией.
Цели воспитательной работы
- формирование личности подростка на основе нравственных ценностей, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Задачи воспитательной работы
1. Изучение личности подростка
2. Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
3. Приобщение к здоровому образу жизни
4. Профилактика асоциального поведения
5. Воспитание гражданской позиции, патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, трудовой активности
6. Введение коллективных форм жизнедеятельности в классе
7. Взаимодействия с семьей
Условия реализации программы через:
1. Работа с родителями
2. Психологические тренинги, учебно-игровые занятия
3. Внеклассные мероприятия
4. Дискуссии и обсуждения вопросов, вызвавших большой общественный резонанс (просмотр фильмов, видеопродукции, чтение книг)
5. Уроки общеобразовательного цикла
Работа с родителями
На первое место в условиях реализации своей программы я поставила работу с родителями, т.к. именно семья оказывает огромное воспитательное воздействие на детей.
Воспитание толерантной личности начинается в семье. Ребенок воспринимается взрослыми как неравный субъект, которому не достает понимания и уважения со стороны взрослых.
Родители считают детей своей собственностью и не способны встать на их место, а дети – главная страдающая сторона, лишенная прав, собственности, признания.
Откуда берется конфронтационное мышление, которое потом выплескивается в кровавые межнациональные столкновения, политический экстремизм, религиозную нетерпимость?
Может быть именно из школы, отягощенной изначальной конфронтацией между родителями и детьми?
Слишком часто родители нетерпимы к собственным детям, не умеют их понимать. Откуда же взяться терпимости у них? Отношения «отцов» и «детей» ожесточаются.
По опросам родителей:
50% не знают что такое толерантность
60% относятся отрицательно к представителям других национальностей
80% не читали Конвенции о правах ребенка
Исходя из этого я определила следующие направления работы с родителями:
1. Просветительское
2. Психологическое
3. педагогическое
Просветительское направление
Темы бесед с родителями:
- что такое толерантность
- родителям о правах ребенка
- нетерпимость в молодежной среде
- корни экстремизма, терроризма, ксенофобии
Психологическое направление
Темы бесед с родителями:
- психологические особенности подростков 14-16 лет
- как избежать конфликтов
- консультации психолога
Педагогическое направление
Темы бесед с родителями:
- как правильно построить отношения с подростком
- почему грубит подросток
- воспитание милосердия
- досуг подростков, разговор о привычках
Совместные встречи детей и родителей проходят на:
1. совместных праздниках
2. вечерах отдыха
3. родительских собраниях вместе с детьми
4. открытых уроках для родителей
Совместные встречи детей и родителей имеют большое значение в воспитании толерантной личности. Дети начинают вести себя иначе и проявляют те положительные черты характера, которые в учебном процессе раскрыться не могут.
Воспитание толерантности среди учеников моего класса – это в первую очередь чуткое отношение к своим близким и к тому с кем ты общаешься.
Предлагаю следующие темы родительских собраний вместе с детьми
- день благодарения
- день откровенных вопросов
- права и обязанности в семье
- почему возникают конфликты в семье
Дни открытых дверей в нашей школе.
Психологические тренинги, учебно-игровые занятия.
Особое место в формировании толерантности занимают тренинги. Посредствам тренинга можно продемонстрировать примеры толерантного поведения в разных жизненных ситуациях, научить конкретным примером, помогающим развитию способности к сопереживанию и сочувствию в контексте отношений «я» и «другие»
Темы тренингов:
1. единство разных
2. профилактика агрессии
3. нетерпимость в молодежной среде
очень эффективны учебно-игровые занятия с подростками, эти занятия предполагают создание условий для ориентации детей на ценности ненасилия, толерантности, справедливости, законности.
У этих занятий есть и другие цели: развитие критического мышления, групповой работы, умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения, адекватно оценивать иные позиции.
Темы:
1. презентация субкультур
2. социальное дно: проблемы общественного отношения и государственной политики
3. этнос. Нации. Межнациональные отношения
4. декларация совместного развития
после мероприятия дети могут написать сочинение-размышление:
«Я не такой как все»
«Если я встречу человека другой национальности…»
«Каким я бы хотела видеть отношения между моими сверстниками»
Встречи с ветеранами – это традиция в нашей школе. Соприкосновение с историей, рассказы ветеранов о героических событиях прошлого, их эмоциональный настрой – имеют огромное воспитательное значение.
Внеклассные мероприятия.
Педагогической наукой предусматривается большое количество воспитательных мероприятий с учениками. При подготовке и проведении этих мероприятий огромная роль отводиться участию в них самих учеников. За две недели до мероприятия мы вывешиваем в классном уголке тему мероприятия и список инициативной группы, которая отвечает за дело, распределяет обязанности. На заседаниях инициативной группы учащиеся отчитываются о проведенной работе, о ходе подготовки к мероприятию.
У учеников формируются ответственность за порученное дело. Я использую все виды внеклассных мероприятий:
1. беседы с классом
2. проведение классных часов
3. уроки мужества
4. проведение диспута
5. конференции тематические вечера
6. вечера памяти
Разновидностью классных часов является проведение уроков мужества (о героях ВОВ, Блокаде Ленинграда, городах-героях)
Большое воспитательное и познавательное значение имеют конференции, посвященные почетным гражданам Санкт-Петербурга. На примере жизни и деятельности этих людей, их высоких нравственных качеств подростки учатся и толерантности, начинают понимать, что такое гражданин в высоком понимании этого слова, что значит жить с достоинством.
Обсуждение вопросов, вызвавших большой общественный резонанс, дискуссии после просмотров фильмов, чтение книг, которые не могут оставить равнодушными подростка – еще одно условие реализации моей воспитательной программы. Мы организовали свой клуб «пока горит свеча», где в неформальной обстановке, при свечах, за чашкой чая ученики обсуждают вопросы, накопившиеся у них за 2 недели. «Событие, которое потрясло меня…», «Хочу высказать свое мнение…» - так начинается наш разговор.
Цель – развитие творческой активности и самостоятельности, выработка гражданской позиции.
Большое значение имеют форумы, которые организуются сразу после просмотра фильмов. В нашей школе имеется большая фильмотека, посвященная ВОВ, насчитывающая около 50 самых лучших фильмов о войне. Многие из них стали открытием для детей, такие как: «Обыкновенный фашизм», «Судьба человека», «Летят журавли».
Потрясения войны обнажили до самых глубин морально-нравственные мотивы поступков людей. Современная цивилизация, балансирующая на тонкой грани войны и мира должна помнить о тех страшных событиях, что бы ни допустить их повторения. В войнах нет победителей и побежденных, т.к. боль утраты и потерь получают все в равной степени.
Уроки общеобразовательного цикла.
Воспитание толерантности неразрывно связанно с той базой, которая создается на уроках общеобразовательного цикла. Это в первую очередь история, география, литература, русский-язык, обществознание.
Интерес к познавательной деятельности – одна из основных задач подготовки учеников к выработке жизненной позиции.
Задачи, которые поставлены перед общеобразовательными предметами являются: формирование научного мировоззрения учеников, нравственных идеалов, нравственных качеств, патриотизма, развитие эстетического вкуса, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории, красоту и богатство родной природы, развивать интерес к жизни.
Уроки общеобразовательного цикла должны воспитывать школьников в духе патриотизма, дружбы и прививать чувство сопричастности к традициям и ценностям Родины, на материалах лучших произведений русской литературы и исторических памятниках человечества.
На уроках общеобразовательного цикла учителя в той или иной мере затрагивают вопросы нравственного воспитания учеников. Выработке единой концепции влияния на духовный мир ученика является основой программы воспитания. Весь педагогический коллектив решает единую задачу.
Организация экскурсионной деятельности.
Одно из направлений моей воспитательной работы с классом является воспитание школьников через экскурсионную деятельность. Санкт-Петербург представляет собой уникальный музей-собрание выдающихся исторических, архитектурных памятников. Реализуя программу воспитания толерантности у школьников через экскурсионную деятельность нельзя не использовать огромный потенциал, который несет в себе наш город.
На этот учебный год я запланировала следующие экскурсии (в связи с темой воспитательной работы): Музей народов мира, Музей обороны Ленинграда, Музей религии, Эрмитаж
Посещение памятных мест Санкт-Петербурга: Пискаревское мемориальное кладбище, Серафимовском мемориальное кладбище, Парк воинам-интернацианалиствам.
Городские праздничные мероприятия: посещение праздничного шествия ветеранов по Невскому проспекту, возложение цветов на Серафимовском мемориальном кладбище, праздничные мероприятия посвященные дню города.
Школьный музей – это гордость учащихся нашей школы. Группа учеников моего класса готовится стать экскурсоводами по музею. Они принимают участие в городском военно-историческом музейно-краеведческом конкурсе «Во славу Отечества». В прошлом году они заняли IIместо. В этом году конкурс продолжается.